Эволюционистская школа
Научная концепция – в том, что для общественного развития характерны:
1) единообразие психического развития человека и единообразия развития культур;
2) однолинейность развития культур - от простого к сложному;
3) обязательность выделения стадий развития для всех обществ;
4) общественный прогресс, когда эволюция доминирует над регрессией.
Основатель теории - Эдуард Тэйлор (Тайлор) (1832-1917), английский ученый, один из основателей этнографии и антропологии. Фундаментальный труд - «Первобытная культура» (1871) провозглашает идею о прогрессивном развитии культур.
Из всех явлений культуры Тэйлор пристальное внимание уделял религии. Он - автор анимистической теории, утверждавшей что анимизм - первая религия после выделения человека из массы животных.
Один из родоначальников эволюционизма - Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог. Фундаментальный труд – 10- томная «Система синтетической философии» (1858-1896). Спенсер впервые применил принцип естественного отбора Ч. Дарвина к культурной эволюции. Главная идея о существовании «общего закона эволюции». Всякое развитие начинается с увеличения числа различных элементов культуры. Чем больше составных частей, тем более развитой можно ее считать. Человек постоянно вынужден приспосабливать свое поведение к определенным стереотипам, принятым в конкретном обществе. Т. о., его поведение подчиняется законам естественного отбора, когда «полезные» обычаи должны выжить, а «вредные» прекратить свое существование. Вся общественная жизнь - арена, на которой идет борьба отдельных индивидов или целых групп за выживание.
3. Общественно-историческая школа (цивилизационная). Она имеет наиболее давние традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту. Ее видными представителями в Западной Европе были О.Шпенглер и А.Тойнби, а в России — Н.Я. Данилевский.
Единая культура человечества – это фикция. В действительности мы имеем целый ансамбль, сложное переплетение различных культурных формообразований. Прогресс состоит в том, чтобы исходить все поприще исторической деятельности, полностью реализоваться.
Николай Яковлевич Данилевский выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций), которые развиваются подобно биологическим организмам.
В главном труде «Россия и Европа» изложена идея о культурно-исторических типах. Развиваясь, эти типы проходят поочередно четыре этапа:
1) этнографический (подготовительный – 1000 лет);
2) политический (становление государственности – 400 лет);
3) цивилизационный (расцвет – 50-100 лет);
4) длительный период упадка и разложения.
Освальд Шпенглер предложил новую концепцию культуры, повлиявшую на формирование историко-культурологической мысли XX в. Главная работа - «Закат Европы» содержит идею о цикличности развития культуры, о множестве равноценных по уровню зрелости культур. Она - полная противоположность европоцентристской схеме линейного историзма. Суть концепции Шпенглера - вся мировая культура состоит из отдельных организмов, замкнутых и независимых друг от друга. Каждый из них имеет свои особенности развития и период существования. Шпенглер выделил восемь таких культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, майя, византийско-арабскую, западноевропейскую.
Арнольд Джозеф Тойнби(1889-1975), английский историк, философ, дипломат и общественный деятель - основатель концепции локальных культур. Главный труд - «Постижение истории» в 12-ти томах. Классификация цивилизаций согласно Тойнби - каждая цивилизации в своем развитии проходит четыре этапа:
1) возникновения;
2) роста;
3) распада;
4) гибели, после чего ее место занимает другая цивилизация.
Особое значение в классификации цивилизаций Тойнби придавал религии как консолидирующей силе в поисках финального смысла бытия.
4.Психоаналитическая школа. Представители: З. Фрейд, К.Юнг, А. Адлер и др. Движущая сила в развитии человечества - стихийные влечения, основное из них - инстинкт продолжения рода (либидо). Переключение энергии либидо (сублимация) на творчество, Фрейд рассматривал как единственно здоровую и конструктивную стратегию обуздания нежелательных импульсов.
Главная заслуга Фрейда заключается в открытии бессознательного уровня в человеческой психике и обосновании его значимости в детерминации взглядов и поведения человека. Бессознательное в описании Фрейда – это инстинктивные первичные влечения (сексуальные желания, влечение к смерти, разрушению) и впечатления (среди которых важнейшее место занимают детские), вытесненные из сознания. Наряду с бессознательным Оно в структуре человеческой психики, по Фрейду, существует уровень сознания Я и уровень Сверх-Я – социокультурные установки, запреты, нормы, усваиваемые человеком как членом общества. Человеческое Я, по Фрейду, замкнуто между двумя противоположными полюсами – бессознательной (природной) стихией и требованиями культуры, которые постоянно борются за обладание Я.
Близкие идеи у представителей натуралистической школы. Они объясняют особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды.
5. Социологическая школа. Представители: М.Вебер, П.Сорокин и др.
Макс Вебер (1864-1920), немецкий философ, социолог, и историк, применил культурологический подход к изучению общественных проблем. М.Вебер считал, что культура имеет собственную логику развития. Ее основа - общечеловеческие ценности. Совокупность ценностей, правил поведения составляют трудовую этику, которая более чем 300 лет является основой протестантизма.
Основная цель работ Вебера - воссоздание целостной картины развития европейской культуры и цивилизации.
Питирим Сорокин (1886-1968) – американский социолог русского происхождения. Социальная и культурная динамика (1937) и др.
Культура в своем развитии создает религиозные, правовые, эстетические и иные системы. Все они постоянно взаимодействуют, образуя т. н. сверхсистему с присущим ей типом мышления.Главная ценность - внутреннее единство всех составляющих культуры.
6. Аксиологическая (от греч. axios – ценный) школа определяет сущность культуры через понятие «ценность»; ядром культуры признаются духовные ценности. Культура определяется как «высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям».
Аксиологическая школа складывается во второй половине ХIХ в. В рамках аксиологической школы существует множество направлений, но их объединяет то, что ценностные отношения рассматриваются в связи с воплощением в жизнь духовных идеалов «должного», «достойного» человеческого существования; ценностные отношения объединяют людей.
С аксиологическим направлением тесно связана более частная, «игровая» концепция культуры, в которой присутствует идея создания в локальном пространстве и времени изначально не данной реальности – игры. Игра рассматривается здесь как важнейший фактор перехода к культуре и необходимая форма ее существования. Игра как «свободное действование» выводит человека за рамки обыденности, полезности, культивирует способности к солидарности, бескорыстной деятельности. Один из наиболее ярких представителей игровой концепции культуры Й. Хейзинга (1872–1945 гг.), сторонник аксиологического понимания культуры, полагал, что через игру человек приобщается к нравственноэстетическим идеалам. Голландский исследователь в книге «Homo Ludens» (Человек играющий) прослеживает универсальность игровых форм, которые присутствуют во всех сферах человеческой деятельности.
Исходный тезис исследователя заключается в том, что игра старше культуры, а животные вовсе не ждали человека, чтобы он научил их играть. Все основные черты игры можно наблюдать уже у животных, но мир человека значительно расширяет диапазон проявлений игры. Игра как разрядка жизненной энергии, как вид отдыха, как тренировка перед серьезным делом, как упражнение в принятии решений, как реализация стремлений к состязанию – таковы лишь некоторые аспекты объяснения необходимости игры в жизнедеятельности человека.
7. Символическая школа - рассматривает все процессы, происходящие в культуре, как чисто коммуникационные. Культура понимается как знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее - и к взаимной информации. Представители
Задание
Культурные стереотипы. Рассмотрите разные виды культурных стереотипов: национальные (в том числе автостереотипы, т.е стереотипы народа о себе), поведенческие, гендерные (мужские и женские) и т.д.
Объем – два листа формата А-4
Рассмотрите одну из цивилизаций, из списка Шпенглера или Тойнби по четырем параметрам: время существования, территория, достижения технические и технологические, специфические религиозные представления.