Урок 21. Ассирийская держава
Педагогические цели | Способствовать пониманию особенностей природных условий Ассирии, возможностей хозяйственного освоения территории; создать условия для развития умений анализировать причины быстрого роста территории государства, превращения Ассирии в могущественную державу, работать с картой; содействовать формированию представлений об ассирийском войске, культурных достижениях ассирийцев |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие |
Планируемые результаты (предметные) | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные результаты | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сочинение, сообщение и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Местоположение и природные условия верховий реки Тигр, занятия жителей. Освоение железа (X в. до н. э.). Завоевательные войны ассирийцев, образование могущественной державы. Устройство ассирийского войска, вклад ассирийцев в военную науку и практику. Ассирийские цари и их способы управления державой. Падение Ассирии. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии (612 г. до н. э.). Культурные сокровища Ниневии: планировка городов, градостроительство, каменные рельефы, глиняная библиотека Ашшурбанапала. Ассирийцы, держава, империя, конница, таран, глиняная библиотека |
Образовательные ресурсы | Учебник. Учебная картина Г. Савинова «Возвращение ассирийского войска из похода». Электронное приложение к учебнику. Карта «Вавилонское царство в XVIII в. до н. э. Ассирийская держава в VIII–VII вв. до н. э.». Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Сообщает тему урока. – Что мы должны выяснить? Какую учебную задачу поставим? Предлагает совершить путешествие в Ассирию | Слушают учителя, формулируют учебную задачу | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия, занятия жителей. Освоение железа | Фронтальная, парная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический. Рассказ учителя, работа с картой, контурной картой, иллюстрациями, беседа | Рассказывает о местоположении и природных условиях Ассирии, освоении железа, используя карту, иллюстрации, схему (см. Приложение 1). Организует работу учащихся с картой, контурной картой (№ 74) в рабочей тетради. – В чем преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными? | Находят и показывают на карте верхнее течение Тигра, Ассирию. Выполняют задания в контурной карте в паре. Выявляют преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: контролируют действия партнера | Работа с картой, контурная карта, беседа по вопросам |
Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей | Групповая. Словесный, практический. Работа с текстом, документом, картой, картиной | Предлагает прочитать п. 2, 3 § 18, документ, рассмотреть картину и выполнить задания (см. Приложение 2). – Назовите причины военных успехов ассирийцев. (См. Приложение 3.) | Находят на карте покоренные Ассирией страны; описывают рисунок, извлекают из документа ответы на вопросы. Называют причины военных успехов ассирийцев | Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения. Коммуникативные: принимают участие в работе группами; высказывают свое мнение | Работа с картой, беседа по вопросам |
Культурные достижения ассирийцев | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа | Рассказывает о культурных достижениях ассирийцев: планировке городов, градостроительстве, каменных рельефах, глиняной библиотеке Ашшурбанапала. Знакомит с событием: разрушение Ниневии – столицы Ассирии (612 г. до н. э.) | Под руководством учителя знакомятся с достижениями ассирийцев; описывают изображения художников и скульпторов, рассказывают о содержании книг | Познавательные: осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Групповая. Словесный, творческий. Беседа, рассказ, работа с картой | Предлагает показать на карте Ассирию и завоеванные ею страны. Организует работу с картой, беседу по вопросам (см. Приложение 4) | Показывают на карте Ассирию, завоеванные страны, описывают культурные достижения | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Беседа по вопросам, работа с картой |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Написать письмо из военного похода с ассирийским войском. Выполнить задания 75–78 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Письмо, задания в рабочей тетради |