Ход урока
I. Организационный момент.
– Садится тот, кто назовет слова со звуками [т], [д].
II. Проверка домашнего задания.
Выписать слова с парными звонкими и глухими согласными в начале слова. Назвать изученные парные согласные.
III. Минутка чистописания.
1. Пальчиковая гимнастика.
«Дождик стучит» – учащиеся стучат пальчиком по парте, произносят звук [т]. «Строчим из автомата» – имитация стрельбы из автомата при произнесении звука [д].
2. Введение в тему урока.
– Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?
– Охарактеризуйте звуки [т], [т’].
– Охарактеризуйте звуки [д], [д’].
– Чем эти звуки отличаются?
– Чем эти звуки похожи?
– Какой буквой мы обозначаем звуки [т], [т’]?
– На что похожа эта буква?
– Какой буквой обозначаем звуки [д], [д’]?
– На что похожа эта буква?
– Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
– Сегодня на минутке чистописания вы будете писать слоги с буквами «Т», «Д».
Учитель диктует слоги: та, да, то, до, ту, ду, зда, ста, зды, сты. Учащиеся записывают их под диктовку.
IV. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует сюжетную картинку, на которой дочка помогает маме готовить обед.
– Кто нарисован?
– Кем приходится девочка маме? (Дочкой.)
– Повторите хором слово «дочка».
– Выложите звуковую схему слова. Дайте характеристику каждому звуку.
– Напечатайте слово буквами. Прочтите, что вы написали.
– Составьте предложение по этой картинке.
– Нарисуйте схему предложения.
– Что поставили в конце предложения? (Точку.)
– Повторите слово хором.
Звукобуквенный анализ слова «точка».
– Запишите слова в тетрадь. Подчеркните буквы «Д», «Т».
– Прочтите, что вы записали.
|
– Одинаковые эти слова или разные?
– Чем слова отличаются?
– Чем похожи?
– Что означает слово «дочка»? А слово «точка»?
– Послушайте внимательно предложения:
Точка помогает маме. В конце предложения ставь дочку.
– Какие ошибки вы заметили?
– Правильно ли я сказала?
– Исправьте мои предложения.
– Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните парные согласные в начале слов «точка», «дочка».
– Все парные согласные, в том числе и «Т – Д» часто играют с нами в прятки. Надо очень хорошо слышать эти звуки и быть с ними очень внимательными.
Физкультминутка
V. Знакомство со словом из словаря (тетрадь).
1. Знакомство с новым словом.
– Внимательно посмотрите на это изображение. Мысленно зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости (ж, ш, ч, ц, щ), вы узнаете слово, с которым познакомитесь сегодня на уроке.
– Какое слово у вас получилось?
– Что такое тетрадь?
– Из чего состоит тетрадь?
– Какие виды тетрадей вы знаете?
– Кому нужны тетради?
– Повторите все, что вы рассказали о тетради. (Сшитые листы чистой бумаги в обложке. Тетради бывают общие, тонкие, в клетку, в линейку. Они нужны ученикам.)
Проговаривание слова хором и индивидуально. Звуковой анализ. Буквенный анализ. Чтение слова по карточке. Запись в тетрадь, постановка ударения, подчеркивание безударной гласной, парной согласной на конце слова, деление слова на слоги. Составление предложения. Запись в тетрадь.
Т Е ТРА Д Ь
Схема разбора слова.
6 зв., 4 согл., 2 звонк., 2 глух., 3 тв., 1 мягк., 2 гл., 2 слога, тетрадь – 7 б., тет-радь.
2. Закрепление.
– Тетрадь может быть какая? (Школьная, домашняя, нотная, новая, чистая, тонкая, толстая, синяя, красная.)
|
– Допиши пропущенные слоги:
..ка,..ный.
– В словах поставьте знак ударения. Подчеркните гласные, на которые ударение не падает (безударные гласные). Подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, твердые – синим.
– Назовите парные согласные в этих словах.
3. Работа над слуховой дифференциацией (общий прием озвончения).
Предлагается последовательно произносить пары согласных: сначала глухой, потом звонкий. Ребенок произносит глухие и звонкие вслед за учителем.
VI. Итог урока.