I. Организационный момент.. II. Проверка домашнего задания.




Ход урока

I. Организационный момент.

– Садится за рабочий стол тот, кто назовет звуки в словах: каша, ужи, село, жаба, карта, полка, угол, стол, рыба, шары.

II. Проверка домашнего задания.

1. Вводная беседа.

2. Запись на доске слов с буквой «Ц». Подчеркнуть букву «Ц». Дать характеристику звуку [ц].

Цапля, цирк, цыпленок, шлепанцы, молодец.

3. Подведение итогов проверки домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

– Подберите к каждому названному мной слову противоположное по смыслу. Например: сладкий – горький, высокий – низкий.

– Белый – … (черный).

– Грязный – … (чистый).

– Что есть общего в названных вами словах?

– Вы правы, все слова начинаются со звука [ч’].

2. Сообщение темы урока.

– Кто из вас догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?

– Тема нашего урока – «Согласная Ч ». На уроке вы будете учиться выделять согласную «Ч» в словах.

3. Минутка чистописания.

– Сегодня вы закрепите написание строчной и прописной букв «ч», «Ч».

А в спортсмене-силаче

Мы узнали букву … (Ч).

– На что похожа буква «Ч»?

– Буква «Ч» очень похожа на цифру 4.

– Давайте вместе пропишем в воздухе строчную букву «ч».

– Запишите целую строчку строчной буквы «ч».

– Из каких элементов состоит прописная буква «Ч»?

– На какую букву похожа прописная буква «Ч»? (На букву «У».)

– Чем они отличаются?

– Пропишем в воздухе прописную букву «Ч».

– Запишите строчку прописной буквы «Ч».

– Возьмите в руки зеленый карандаш и обведите самую красивую букву.

– Молодцы!

4. Работа по теме.

– Сегодня в нашем уроке хочет принять участие сказочный герой, имя которого начинается со звука и буквы «Ч» и соответствует данной схеме:

– Как вы думаете, кто этот герой?

– У этого героя голова похожа на луковицу.

– Произнесите слово Чиполлино, выделяя в нем первый звук.

– Назовите выделенный звук. (Это звук [ч’].)

– Произнесите звук [ч’] еще раз.

– Определите, как проходит воздух через горлышко; что слышится: голос или шум, как звук произносится – твердо или мягко.

– При произнесении звука [ч’] воздух встречает преграду. Значит, этот звук … (согласный).

– При произнесении звука [ч’] слышится только шум. Значит, он … (глухой).

– Звук [ч’] произносится мягко. Значит, он … (мягкий).

– Дайте характеристику звуку [ч’].

– Звук [ч’] – согласный, глухой, мягкий.

– Придумайте слова, в которых звук [ч’] был бы твердым.

– Какой вывод мы можем сделать из наших наблюдений?

– Звук [ч’] всегда мягкий.

– Дайте полную характеристику звуку [ч’].

– Звук [ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий. У него нет твердого братца.

– В каком домике живут мягкие согласные? (В зеленом.)

– Давайте подведем итог этой части урока. О каком звуке и букве мы говорили?

– Охарактеризуйте звук [ч’].

– На что похожа буква «Ч»?

5. Звукобуквенный анализ слова-отгадки.

Загадка.

Что сказать о ней? Трусишка.

Тихо жить старается.

Костяной надежной крышкой

С детства укрывается.

(Черепаха.)

Физкультминутка

– Чиполлино очень любит выращивать деревья, ухаживать за ними. Он посадил в палисаднике около своего дома несколько деревьев.

– Если в них есть звук [ч’], вы изображаете, как Чиполлино копал ямки для саженцев.

– Если в названиях звук [ч’] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.

Вишня, слива, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, береза, чернослив, дуб.

IV. Закрепление.

Игра «Где спрятался звук?».

Определить, где находится звук – в начале, в середине или в конце слова.

Ключ, чихнул, почистил, трубочист, печь, челка.

VII. Итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Охарактеризуйте звук [ч’].

– Назовите слова со звуком [ч’]. Определите позицию звука в слове.

– Оцените свою работу на уроке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: