Ход урока
I. Организационный момент.
– Садится за рабочий стол тот, кто назовет звуки в словах: каша, ужи, село, жаба, карта, полка, угол, стол, рыба, шары.
II. Проверка домашнего задания.
1. Вводная беседа.
2. Запись на доске слов с буквой «Ц». Подчеркнуть букву «Ц». Дать характеристику звуку [ц].
Цапля, цирк, цыпленок, шлепанцы, молодец.
3. Подведение итогов проверки домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1. Введение в тему.
– Подберите к каждому названному мной слову противоположное по смыслу. Например: сладкий – горький, высокий – низкий.
– Белый – … (черный).
– Грязный – … (чистый).
– Что есть общего в названных вами словах?
– Вы правы, все слова начинаются со звука [ч’].
2. Сообщение темы урока.
– Кто из вас догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?
– Тема нашего урока – «Согласная Ч ». На уроке вы будете учиться выделять согласную «Ч» в словах.
3. Минутка чистописания.
– Сегодня вы закрепите написание строчной и прописной букв «ч», «Ч».
А в спортсмене-силаче
Мы узнали букву … (Ч).
– На что похожа буква «Ч»?
– Буква «Ч» очень похожа на цифру 4.
– Давайте вместе пропишем в воздухе строчную букву «ч».
– Запишите целую строчку строчной буквы «ч».
– Из каких элементов состоит прописная буква «Ч»?
– На какую букву похожа прописная буква «Ч»? (На букву «У».)
– Чем они отличаются?
– Пропишем в воздухе прописную букву «Ч».
– Запишите строчку прописной буквы «Ч».
– Возьмите в руки зеленый карандаш и обведите самую красивую букву.
– Молодцы!
4. Работа по теме.
– Сегодня в нашем уроке хочет принять участие сказочный герой, имя которого начинается со звука и буквы «Ч» и соответствует данной схеме:
|
– Как вы думаете, кто этот герой?
– У этого героя голова похожа на луковицу.
– Произнесите слово Чиполлино, выделяя в нем первый звук.
– Назовите выделенный звук. (Это звук [ч’].)
– Произнесите звук [ч’] еще раз.
– Определите, как проходит воздух через горлышко; что слышится: голос или шум, как звук произносится – твердо или мягко.
– При произнесении звука [ч’] воздух встречает преграду. Значит, этот звук … (согласный).
– При произнесении звука [ч’] слышится только шум. Значит, он … (глухой).
– Звук [ч’] произносится мягко. Значит, он … (мягкий).
– Дайте характеристику звуку [ч’].
– Звук [ч’] – согласный, глухой, мягкий.
– Придумайте слова, в которых звук [ч’] был бы твердым.
– Какой вывод мы можем сделать из наших наблюдений?
– Звук [ч’] всегда мягкий.
– Дайте полную характеристику звуку [ч’].
– Звук [ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий. У него нет твердого братца.
– В каком домике живут мягкие согласные? (В зеленом.)
– Давайте подведем итог этой части урока. О каком звуке и букве мы говорили?
– Охарактеризуйте звук [ч’].
– На что похожа буква «Ч»?
5. Звукобуквенный анализ слова-отгадки.
Загадка.
Что сказать о ней? Трусишка.
Тихо жить старается.
Костяной надежной крышкой
С детства укрывается.
(Черепаха.)
Физкультминутка
– Чиполлино очень любит выращивать деревья, ухаживать за ними. Он посадил в палисаднике около своего дома несколько деревьев.
– Если в них есть звук [ч’], вы изображаете, как Чиполлино копал ямки для саженцев.
– Если в названиях звук [ч’] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.
|
Вишня, слива, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, береза, чернослив, дуб.
IV. Закрепление.
Игра «Где спрятался звук?».
Определить, где находится звук – в начале, в середине или в конце слова.
Ключ, чихнул, почистил, трубочист, печь, челка.
VII. Итог урока.
– О чем говорили сегодня на уроке?
– Охарактеризуйте звук [ч’].
– Назовите слова со звуком [ч’]. Определите позицию звука в слове.
– Оцените свою работу на уроке.