ГЛАВА I. Теоретические основы деятельности старшего вожатого в образовательных организациях




СТАРШИЙ ВОЖАТЫЙ КАК СУБЬЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

МАГИСТРАНТА

 

по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

магистерская программа «Психология и социальная педагогика»

Дисциплина «Методология и методы научных исследований»

 

 

Выполнила: магистрант заочной формы обучения 1 курса гуманитарного факультета

Кузнецова Елена Борисовна

 

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Шакурова Марина Викторовна

 

Воронеж 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Титульный лист…………………………………………………………….3

2. Содержание (оглавление)………………………………………………….4

3. Введение………………………………………………………….….….5– 9

4. Словарь…………………………..…………………………………...10 – 11

5. Пример написания текста ………………………………………….12 – 23

6. Список использованных источников и литературы………………24 – 27

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Гуманитарный факультет

Кафедра общей и социальной педагогики

СТАРШИЙ ВОЖАТЫЙ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Выпускная квалификационная работа магистра

направление подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

направленность (профиль) «Психология и социальная педагогика»

 

Выполнила: студентка

2 курса, очной формы обучения

Кузнецова Елена Борисовна

______________________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей и социальной педагогики

Ефремов Дмитрий Александрович

______________________________

(подпись)

К защите допустить:

Зав. кафедрой общей и социальной педагогики,

доктор педагогических наук, профессор

М. В. Шакурова __________________

(подпись)

Дата_____________________________

 

Руководитель магистерской программы:

д.п.н., профессор

М. В. Шакурова__________________

(подпись)

Воронеж 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

ГЛАВА I. Теоретические основы деятельности старшего вожатого в образовательных организациях

1.1. Историко-педагогический аспект становления института «старшего вожатого»

1.2. Социальное воспитание и его основные составляющие………

1.3. Правовые основы деятельности старшего вожатого в образовательных организациях

ГЛАВАII.Организация деятельности старшего вожатого как субъекта социально-педагогической деятельности

2.1. Содержание деятельности старшего вожатого как субъекта социально-педагогической деятельности

2.2. Программное обеспечение деятельности старшего вожатого как субъекта социально-педагогической деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………..

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В наши дни проблема социального воспитания довольно актуальна. Одним из тех мест, где осуществляется социальное воспитание, является школа, в которой дети проводят большую часть своего дня. Дети приходят в школу не только, чтобы получить знания, но и саморазвиваться, самореализовываться, общаться, а в процессе этого, они ни о чем не подозревая получают свой первый социальный опыт, что и составляет основную часть социального воспитания. Данный опыт они получают при непосредственной работе в классном коллективе, с друзьями-сверстниками, на внеурочных занятиях, в ходе деятельности различных объединений и организаций.

О важности работы вожатого и его месте в воспитательном процессе говорилось еще с момента его зарождения.Еще в начале XX века Н.К. Крупская писала: «Кто ближе всех стоит к ребятам? Ближе всех к ребятам стоит вожатый… Для того, чтобы быть вожатым надо знать ребят, уметь влиять на них, пользоваться у них авторитетом» [27].

Во многих школах руководителем школьных детских организаций является старший вожатый, который является непосредственным субъектом социального воспитания. Руководя школьным коллективом, он организует, направляет и развивает социальный опыт учащихся, помогает им адаптироваться в нем и осуществляет непосредственную поддержку школьников.

Изучение деятельности старшего вожатого как субъекта социально-педагогической деятельности отражено в работах отечественных и
зарубежных ученых, посвященных:

- изучению социального воспитания в трудах А.В.Мудрика, М.В. Шакуровой, М.И. Рожкова, Е.В. Бондаревской, Н. М. Борытко и д.р.

- изучению феномена социального в воспитании в работах Т.В. Ромм,Т.В. Трухачевой и др.

- изучению места старшего вожатого в процессе воспитания в трудахА.Е. Подобина, М.М. Плоткина, Е.В. Богдановой, В.М. Коротовой, А.Т. Куракина, Л.И. Новиковой, Н.Ю. Лесконог, Т.Н. Владимировой, Е.В. Мильковой, И.А. Зимней, А.К. Марковой, В.Г. Бочаровой, Л.М.Митиной и т.д.

В наши дни не в каждой образовательной организации можно увидеть отдельного человека на должности старшего вожатого. Обычно эту ставку делят между собой активисты-учителя. К сожалению, из-за совмещения этих обязанностей очень часто падает уровень организованности в детских школьных объединениях. А также из-за традиционного сохраняющегося уклада вожатства в школах работа часто ведется с отрывом от современных педагогических технологий и технических трендов. В связи с этим меняется роль вожатого в воспитательном процессе школы и его приспособляемость к меняющейся педагогической обстановке.

Таким образом, появляются следующие противоречия между:

- возросшей потребностью общества и образовательных организаций в выпускниках, готовых к осуществлению вожатской деятельности на их территории, активно адаптирующихся к меняющимся обстоятельствам жизнедеятельности в условиях изменяющихся реалий общества, и традиционными подходами в системе среднего общего образования, не обеспечивающими в должной мере удовлетворение этой потребности;

- потребностью школ в наличии детских общественных организаций как средства формирования социального опыта и недостаточной готовностью старших вожатых и других педагогов школы к решению задач социального воспитания через деятельность детских общественных организаций.

Из всего вышесказанного следует, что проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы специфика деятельности и основные направления работы старшего вожатого как субъекта социального воспитания?

Цель исследования – изучить основные направления и выявить особенности работы старшего вожатого как субъекта социально-педагогической деятельности.

Объект исследования – деятельность старшего вожатого.

Предмет исследования – деятельность старшего вожатого в рамках реализации социально-педагогической функции.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что так как старший вожатый является не единственным субъектом социально-педагогической деятельности и воспитательного процесса образовательного учреждения, то его работа по реализации задач социального воспитания будет более эффективна, если:

- он будет более тесно взаимодействовать с классными руководителями, администрацией, а также другими членами педагогического состава школы;

- будет реализовывать свой функционал через творческий подход, путем принятия нестандартных решений при организации внеурочной, досуговой и культмассовой деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие «социально-педагогическая деятельность» и дать характеристику его основных компонентов.

2. Проследить ретроспективу становления института «старший вожатый».

3. Рассмотреть должность старшего вожатого в школе и выявить его основные функции в образовательном учреждении.

4. Изучить содержание деятельности старшего вожатого как субъекта социально-педагогической деятельности.

5. Проанализировать программное обеспечение деятельности старшего вожатого как субъекта социально-педагогической деятельности.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по педагогике, психологии и основам вожатской деятельности.

Методологической основой данного исследования нам будут служить подходы общенаучного и конкретно-научного уровней методологии.

Общенаучный уровень методологии представлен в следующих подходах:

- полисубъектный (А.Н. Леонтьев, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин) помогает рассмотреть сущность личности самого старшего вожатогозначительно богатую и сложную и проследить влияние его личности на саму деятельность вожатого как субъекта социально-педагогической деятельности;

- междисциплинарный (Лысак И.В., Э.М.Мирский, Е.И. Снопковой) поможет комплексно изучить деятельность вожатого в контексте социального воспитания с помощью различных дисциплин.

Конкретно-научный уровень методологии представлен в следующих методах:

- аксиологический подход (В. А. Сластенин, Е. А. Климов, Г. Дробницкий, М.С. Каган) рассматривает ценностные ориентации старшего вожатого, а также понимание и принятие устойчивых ценностей и ценностных ориентаций современного общества в целом;

-деятельностный рассматривает деятельность старшего вожатого как процесс его профессионального становления (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

-личностно-ориентированный подход этот подход направлен на рассмотрение реализациивоспитательных воздействий старшего вожатого на учащихся, их личностные особенности и творческий потенциал (А.В. Мудрик, Н. М. Борытко, И. А. Зимняя).

 

 

Теоретической основой исследования являются:

- психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.H. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн),

- теоретические подходы к формированию профессиональной компетентности педагога (старшего вожатого) (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.Г. Бочарова, В.А. Сластенин, Л.М.Митина и др.);

- теория социального воспитания (А.В. Мудрик, М.В. Шакурова и др.).

Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение; эмпирические методы: наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, изучение педагогических документов, изучение результатов педагогической деятельности, социометрический метод, тестирование.

Источники исследования: Конвенция о правах ребенка ООН, основополагающие акты федерального уровня, такие как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, а также Федеральные законы РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «Об образовании», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».


 

СЛОВАРЬ

1. Вожатый – физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с детским оздоровительным лагерем, лично осуществляющее педагогическую деятельность, направленную на сохранность жизни и здоровья, организацию отдыха и оздоровления детей. Должность «вожатый» входит в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.Для общеобразовательных учреждений введена должность «Старшего вожатого», работающего с детскими общественными объединениями[17].

2. Детское объединение (организация) – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, основными участниками которого являются граждане, достигшие 8 лет. Это объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности [25].

3. Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении[22].

4. Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно-полезной деятельности [12].

5.Социальный опыт – есть единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Организация социального опыта происходит посредством организации быта и жизнедеятельности различных групп, взаимодействия членов групп и микрогрупп между собой [12].

6. Социально-педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты ребенка [18].

7. Субъект социально-педагогической деятельности – это активный участник социально-педагогической деятельности, а также его можно рассматривать интегративно – как совокупность субъектов, должностных лиц, штатно выполняющих социальнопедагогическую работу, и тогда главным субъектом становится социальный педагог, или функционально – как совокупность субъектов, должностных лиц, участвующих в ней [22].


 

ПРИМЕР НАПИСАНИЯ ТЕКСТА

ГЛАВА I. Теоретические основы деятельности старшего вожатого в образовательных организациях

1.1. Историко-педагогический аспект становления института «старшего вожатого».

Говоря о становлении института старшего вожатого, необходимо вспомнить историю складывания этой профессии на территории России.

Изначально вожатское движение задумывалось для организации времяпрепровождения детей из малообеспеченных и находящихся в трудном положении семей, но позднее это переросло в круглогодичную систему организации отдыха и досуга детей.

В 1906 году в России было официально зарегистрированообщество «Сетлемент» (переименованное позже в общество«Детский труд и отдых»). Его главная цель – удовлетворениекультурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имелоремесленные курсы и начальную школу [4].

На развитие скаутского движения оказали большое влияние работы Эрнеста Сетон-Томпсона.В 1900 году на его поместье набегали мальчишки, которые регулярно мародерствовали и наносили большой ущерб имуществу писателя; стремясь их унять и занятьчем-то другим, он разработал программу воспитания детейна природе. В 1902 году вышла первая статья Томпсона, посвященная данной теме. За 4 года вышло еще несколько работ, а его идеи получили общенародную поддержку и вскоревылились в национальную программу скаутов.Движение быстро распространяется по России и активизируется, как и во всем мире, в связи с началом Первой мировойвойны[4].

Довольно драматично развиваются отношения между скаутингом и РКСМ (Российским коммунистическим союзоммолодежи) в 1921–1922 годах. Три раза комсомол уничтожал централизованнуюскаутскую структуру.В связи с тем, что комсомол воевал на фронте, ему обращать особое внимание на подростков было некогда.Однако 1919 году на IIсъезде РКСМ было решено распустить скаутские отряды.Вопрос для комсомола стоял именно в плоскости ликвидации движения, а не сотрудничества с ним. И тогда27 ноября 1920 года ЦК РКСМ создает комиссию по изучению скаутизма и применяемой в ней системе физическоговоспитания. Неожиданной для многих становитсяброшюра Надежды Константиновны Крупской «РКСМи бойскаутизм».

Была применена чисто большевистская методика использования дореволюционных учреждений: верхушку отсекать, аппарат использовать, т.е. применять методы скаутинга, наполнив его политическим содержанием. Вторая Всероссийскаяконференция РКСМ 19 мая 1922 года создала Всесоюзную пионерскуюорганизацию им. В.И. Ленина. В решениях конференции было записано: разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы скаутинг[4].В результате в Советском Союзе появилась такая профессия – пионервожатый. Таким образом, у истоков пионерского движения стояли видный партийный и общественный деятель Надежда Константиновна Крупская и один из идеологов русского скаутизма Иннокентий Николаевич Жуков. Именно Н.К. Крупская в своейизвестной работе «РКСМ и бойскаутизм» предложила российскому комсомолу создать детскую организацию, «скаутскуюпо форме и коммунистическую по содержанию», а И.Н. Жуковпредложил назвать детскую организацию пионерской.

Помимо своей основной направленности – политического просвещения – пионерская организация, во главе с умелым организатором – старшим вожатым, была призвана решить основные задачи социального воспитания (это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественнополезной деятельности)[12]:

1. Формирование социальной компетентности;

2. Достижение социального самоопределения;

3. Достижение жизненного успеха;

4. Выживание в обществе.

Организация имела свою символику, девиз, иерархию. Свою пионерскую «карьеру» необходимо было начать с вступления в октябрьское движение, затем принимали в пионеры, а с наступлением 14-15 лет школьники вступали в комсомол. Позднее между ступенями «пионер» и «комсомол» появился новый этап «старший пионер» - пионер, готовившийся стать комсомолом.С появлением пионерских организаций на базе образовательных учреждений их координатором становится «пионер-вожатый» - «умелый организатор пионерского коллектива, активный участник всей деятельности отряда. Он строит воспитательную работу через пионерскую организацию с учётом её специфики, самодеятельного характера, всячески развивает инициативу, организаторские навыки самих ребят. Героическая история пионерской организации, её традиции, законы, ритуалы и пионерская символикапозволяют интересно и разнообразно проводить идейно-воспитательную работу в классе. Пионерская организация прививает детям любовь к знаниям, к труду, воспитывает их в духе коммунистической сознательности и нравственности, в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма» [27].

Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 1960-х годов и первоначально активноиспользовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД), на основе новаторских идей Игоря Петровича Иванова. Эта методика перевернула действительность детского оздоровительного лагеря.Это было связано с военной аскетичностью школы 50-х годов: серая одежда,одинаковые прически, отчужденность – следствие раздельного обучения мальчиков и девочек; в школе и вне ее никакого труда.Вся воспитательная работа – в стенах школы, сборы – продолжение уроков и по форме (все сидят за партами) и по содержанию («Волга – русская река», «пословицы и поговорки») [4]. Его методика реорганизовала работу лагеря и школ в сторону некоего «демократизма»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире. Здесь главной целью становится не превосходство взрослых над детьми, а их в некоторой степени равенство. То есть взрослые лишь оказывают помощь, а не делают работу за детей. Таким образом, вожатый – это в первую очередь товарищ и помощник детей. Это и отражает главную сущность его работы, что сохраняется и в наши дни.

В 1990 году на Х всесоюзном слёте в Артеке Всесоюзная пионерская организация имени Ленина была переформирована в международный Союз пионерских организаций — Федерацию детских организаций. На практике он являл собой союз детских независимых организаций, без структуры и символики Пионерского движения. В 1991 году в связи с запретом КПСС и роспуском ВЛКСМ и распадом СССР произошел подрыв мощи пионерской организации, что привело к фактической ликвидации большинства пионерских дружин. Начало для детского и молодежного движения России стало создание в 1992г ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России».

Советского Союза уже нет, пионерия ушла в прошлое, а профессия странным образом осталась. Также, наравне с работой в детских летних лагерях, должность пионер-вожатого осталась и в школе, только сейчас она называется иначе – «Старший вожатый» или «педагог-организатор». Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, потребовали появления новых подходови методов активизации подростков. Именно поэтому появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. В наши дни уже не существует Всесоюзной пионерской организации, координирующей работу пионерского движения, однако есть другая организация, которая работает над организацией досуга детей и работы детских организаций – Российское движение школьников.

Российское движение школьников (РДШ) является одной из таких форм работы, которая призвана удовлетворятьжизненные потребности их членов в общении, понимании,признании, защите, разнообразной деятельности; способствовать определению жизненных планов путем обеспеченияличностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения; предоставлять разносторонниевозможности в плане организации свободного времени[4]. Естественной потребностью детского возраста являетсястремление к объединению. Дети, аккумулируя свои знания,опыт, силы и возможности, объединяются в различные группы, компании, команды с целью достижения конкретной цели
в различных формах деятельности. Именно в детском общественном объединении внедряетсямеханизм самоуправления, где каждый может стать участником сводных объединений, максимально реализовать себя
в процессе социального творчества.

Ключевой фигурой организации деятельности РДШ на местах, обеспечивающей соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, является старший вожатый [4]. Этои управленец, который умеет ставить цель, планировать, стимулировать деятельность школьников по направлениям, и наставник, профессионально мотивирующий детей и подростков к созидательной, творческой деятельности, и старший товарищ, способный воодушевлять детей реализовывать себяв предлагаемых условиях детско-юношеской организации, которая так же традиционно осталась в современной школе от пионерского прошлого.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан [1]. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом [1]. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган. Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации». Данная организационно-правовая форма организации наиболее распространена на территории образовательных организаций. При этом большая часть детских и детско-молодежных общественных объединений не зарегистрированы юридически. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом [1].

В работе школьной организации вожатый наделен ролью направляющего или помощника, который знакомит детей с основами правилами создания общественной организации, отношений среди членов объединения, помогает детям развивать саму организацию и развиваться самим [9]. В условиях современного общества все большее значение приобретает приоритет общечеловеческих ценностей. Но воспитание гуманной личности возможно только тогда, когда ребенок будет принимать непосредственное участие в общественно-полезных делах. Также внимание уделяется работе с младшими школьниками. Он является больше не начальником, а другом или советчиком, который всегда сможет помочь, направить их силы в нужное русло и дать правильный совет. Самое главное – показать вожатому, что он сам заинтересован в их общем деле с детьми, и результат не заставит себя ждать и будет равен или даже превзойдет ожидания. Таким образом, дети получают свой социальный опыт, который будет им полезен в реальной жизни.

Немаловажной составляющей функционирования детской организации и воспитательного процесса школы является наличие ученического самоуправления и актива школы, который тоже находится под руководством старшего вожатого. Ученическое самоуправление состоит из ребят-активистов, которые участвуют в жизни школы. Среди классов распределены обязанности, за которые они отвечают в школе. Каждый участвующий в самоуправлении ученик имеет свое поручение. Основная задача старшего вожатого заключается в том, чтобы стать для ребят не руководителем, а старшим товарищем в трудной, но интересной работе[6].

Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении. Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление – объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели [1].

Целью ученического самоуправления является: формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.

В наше время в связи с тем, что нет единообразия в структуре детских организаций образовательных учреждений, каждая организация, ее участники и руководители могут сами сделать авторскую символику организации, а также установить свои правила и «иерархию власти» в соответствии с принятым уставом организации.

Таким образом, истоки становления института «старшего вожатого» лежат в скаутском и пионерском движении Советского союза. Показавшей свою плодотворное влияние на формирование подрастающего поколения в школе, эта должность сохранилась и в наши дни. Как показала современная педагогическая практика, наличие должности «старшего вожатого» в школе необходима в связи с высокой потребностью современных детей в самореализации и организации деятельности детских организаций.

 

1.2. Правовые основы деятельности старшего вожатого в образовательных организациях

Деятельность вожатого регламентируют различные документы широкого масштаба. Среди них ведущие позиции занимают Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013 г.). На наш взгляд, главенствующей задачей деятельности вожатого является соблюдение и защита прав детей. В наши дни самым важным международным документом по правам детей является Конвенция ООН о правах ребенка. Страны, понявшие условия Конвенции, обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с правилами этого документа [7]. Вожатый должен участвовать в организации досуга и каникулярного отдыха детей. Важно создать условия, чтобы каждый ребенок мог найти о, что интересно именно ему, реализовать свои таланты и способности. В школе вожатый должен поддерживать инициацию, создание и развитие детских объединений различной направленности. Для расширения спектра возможностей детей и детских объединений важно эффективно использовать образовательное пространство всего района, поселения, города: выстраивать систему взаимодействия с соседними школами, детскими садами, колледжами, вузами, библиотеками, музеями, театрами, парками, НКО и др.

В январе 2017 года М.А. Топилин, министр труда и социального развития РФ, подписал приказ об утверждении профессионального стандарта специалиста в области воспитания, в котором была выделена среди обобщенных трудовых функций «организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации» и дано определенное наименование должности, наделенной данной функцией, – «старший вожатый» [19]. В соответствии с этим документом, старший вожатый:

· занимается оказанием педагогической поддержки обучающимся в организации общественных объединений;

· организует педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений,

· способствует развитию самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов.

Существует круг специфических трудовых действий старшего вожатого, которые отличают его деятельность от других педагогов, состоящий из [2]:

· педагогического стимулирования и педагогической поддержки детских социальных инициатив, а также организацию социального партнерства социальных институтов;

· организации разнообразия форм и способов взаимодействия детских общественных объединений с другими институтами социализации, осуществление педагогической поддержки их совместной деятельности;

· осуществления организационно-педагогической поддержки самоорганизации обучающихся, организации работы органов самоуправления обучающихся, определения педагогических средств его развития и др. [19]

Также стандарт устанавливает особые требования к знаниям и умениям старшего вожатого, относящихся к социальному проектированию и проектной деятельности школьников, разработке программ деятельности детских общественных объединений, моделям детского самоуправления, теории и методике педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений, организаций, движений, оказании содействия во взаимодействии институтов социализации с детскими общественными объединениями [19]. Таким образом, в соответствии с документом, на который мы опираемся, в школе может работать старший вожатый, который помогает развивать деятельность детских общественных организаций и объединений, содействует разработке и процессу реализации программ их деятельности на принципах самодеятельности, добровольности, гуманности и демократизма с обязательным учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся.

Старший вожатый должен в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни [15]:

· организовывать коллективно-творческую деятельность воспитанников, способствовать обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций и объединений;

· обеспечивать условия для повсеместного информирования обучающихся о функционирующих детских общественных организациях и объединениях;

· создавать комфортные условия, которые позволят детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, проводить свободное время интересно и с пользой для их развития;

· заботиться о здоровье и безопасности обучающихся;

· организовывать и участвовать в организации каникулярного отдыха, изучив и использовав передовой опыт работы с детьми и подростками;

· проводить работу по подбору и подготовке руководителей первичных коллективов детских общественных организаций и объединений;

· обеспечивать взаимную работу органов самоуправления, коллективов педагогов учреждений образования и детских общественных организаций;

· участвовать в работе педагогических, методических советов, а также других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, планируемых образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической помощи и консультаций родителям (лицам, их заменяющим) детей;

· обеспечивать охрану жизни и здоровья детей во время процесса образования, а также выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности [2].

Таким образом, мы можем сказать, что всю работу вожатого определяют такие документы, как Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Федеральный закон об образовании и др., а также деятельность вожатого отображают следующие ведущие функции - это организация досуга детей, создание, ведение и содействие развитию детских общественных организаций и объединений и забота о жизни и здоровье учащихся.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова, Е.В. По пути с РДШ / Е.В. Богданова, Н.В. Вохмина. – Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2018. – 120 с.

2. Должностные инструкции старшего вожатого в школе.– URL::https://pandia.ru/text/77/155/10195.php. (дата обращения 28.06.2020)

3. Журба, Н.Н. Социально-культурная деятельность классного руководителя в современной образовательной школе / Н.Н.Журба // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. –(№ 1 (26). – С. 89 – 92.

4. История вожатского дела / Под ред. Е.А. Ливановой, Т.Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017. – 200 с.

5. Коротова, В.М. Методика организации воспитания коллектива / В.М. Коротова. – Москва: Просвещение, 1990. – 316 с.

6. Кузнецова, Е.Б. Особенности работы старшего вожатого в школе
в контексте социального воспитания / Е.Б. Кузнецова, Д.А. Ефремов // Челове



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: