Глава2.Кряшенские поселения, как средство сохранения самобытности кряшен.




 

Моя деревня как пример исчезновения поселений.

 

В родном краю все важно: и события общественной и культурной жизни, и благородные дела земляков, и окружающая природа, полная очарования. Но она полна очарования не только сама по себе. Она колыбель человеческих судеб и деяний. Материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны и выражены в тоннах, центнерах, рублях. Гораздо труднее подсчитать духовные потери… Еще вчера мы начисто отвергли и едва ли не оплевали всю нашу до- и послереволюционную историю-все, дескать, в ней было неправильно и не так. Сегодня осторожно и потихоньку мы начинаем вновь вглядываться в те непростые далекие годы. Наверное, ее величество история расставит все по своим местам, у нее нет правых и виновных. Она сухо констатирует: все было, как было…

Отрадно, что моя деревня Большой Шурняк сохранилась. С появлением в моей деревушке телефона, асфальтированной дороги, природного газа, не только старожилы не стали уезжать, но и новоселов прибавилось. Может быть, когда-нибудь мое село приобретет былую славу? А пока….

На грани исчезновения Атиаз-три двора, Нижний Куклюк-семь дворов, Айталан-пять дворов, Черкасово-тринадцать, верхний Шурняк-восемнадцать, Умяк-двадцать восемь.

 

История Черкасовской волости.

 

В Черкасовской волости были три земские школы и пять миссионерских школ. Черкасовская волость была образована в 1855 году и просуществовала до 1924 года. Она была расположена на западе Елабужского уезда, по левому берегу Вятки. Через волость согласно данным Кировского архива, куда было обращение за справками о бывшей Черкасовской волости и деревне Большой Шурняк, в ней проживало 13883 души обоего пола (6848 душ мужского пола, 7035 душ женского), сосредоточено 30 поселений с 2449 дворами, которые образовали 23 сельских общества.

Все поселения существуют уже так давно, что местные жители не помнят времени их возникновения. Населяет волость четыре народности: русские, татары, вотяки и черемисы. Преобладающая народность –татары-10050 душ, которые проживали в 20 селениях, русских-3178 душ, и проживали они в восьми селениях, черемис всего 412 душ, и жили они в двух селениях, вотяков 246 душ, жили в одном селении. Государственных крестьян – 13448 душ, бывших помещичьих 435 душ. Более древнее население- крещеные татары. Средний размер поселений в волости 82 двора.

Почва- серый суглинок. Во владениях крестьян находится 31895 десятин земли. Форма землевладения – общинная, частновладельческая крестьянская земля имелась только в деревне Нижний Куклюк-296,37 десятин. В проходил почтовый тракт Елабуга-Малмыж. В волости были две церкви: в селе Умяк святых Павла и Петра, в селе Елово-Архангельская. Леса на территории волости выкорчевывали из-за недостатка посевных площадей. Дома отапливали соломой и тальником. Крестьяне выращивали хлеб, но его было мало; ловили рыбу, занимались пчеловодством. Зимой мужчины уходили в города на заработки. Одним словом, люди жили бедно. Об истории возникновения всех 30 поселений, входивших в Черкасовкую волость, рассказать невозможно. Остановлюсь лишь на истории своего родного села. Почему мою деревню называют Большой Шурняк, никто не знает. Но есть некоторые версии. Исследователь Вертников пишет, что хан Улу-Мухаммед привел в наш край 2000 казаков. Родственные татарами по языку, они составили первую и самую надежную гвардию хана, несмотря на принадлежность их к православной вере. Писатель Максим Глухов- Ногайбек в своей книге «Судьба гвардейцев Сююмбики» пишет, что слово «черекусы» обозначает «казаки, бойцы, военные люди». В мирное время они несли пограничную службу. Существует легенда о переселении черкесов из Бештау (Пятигорск) и населении ими слобод «под именем казаков». И поселились они на берегу реки Шурня. Возможно так и появилась моя деревня .(Приложение №1)

Настоящее моей деревни.

Интересных людей в Большом Шурняке много. Родом из нашей деревни является Любимов Владимир Яковлевич-участник Великой Отечественной войны, который награжден орденами и медалями. Он проработал 27 лет председателем колхозов в деревнях Елабужского района.

45 лет трудового стажа насчитывается у Елизаветы Ивановны Соловьёвой, библиотекаря сельской библиотеки,а запись в трудовой книжке одна-единственная, с печатью районного отдела культуры. Примечательно, что царством книг эта женщина не ограничивается:всегда в гуще всех событий села, сама нередко организует то или иное мероприятие, хотя живет не на центральной усадьбе.

В один прекрасный день в доме Соловьевых появились глава администрации города Елабуги и Елабужского района, его заместители.Это был особенный день для Ивана Григорьевича, проработавшего механизатором долгие годы, только за штурвалом К-700 просидел он изо дня в день 40 лет.

Добросовестный труд его государство оценило по достоинству,наградив орденами «Знак Почета»,Трудового Красного Знамени.До этого Иван Григорьевич имел удостоверение о награждении серебряной медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР, Почетную ленинскую грамоту. А ещё раньше,начиная с 1975 года, пять лет подряд ему вручались свидетельства о присвоении почетного звания «Лучший тракторист» и параллельно-десять лет-удостоверение «Победитель социалистического соревнования», «Ударник социалистического соревнования», «Ударник коммунистического труда». За всеми этими наградами-поистине самоотверженный труд. А досталось ему, как говорят, на полную катушку-начал он свою трудовую деятельность с восьми лет. Под стать себе выбрал он и жену. Елизавета Ивановна не только выполняла обязанности библиотекаря,а еще интересовалась историей края, собирала музейные экспонаты. Глава администрации вручил Ивану Григорьевичу высшую награду района-удостоверение «Почетный гражданин Елабужского района». По-моему, на таких, как супруги Соловьёвы, и держится мир-их трудом, энтузиазмом, человечностью и добротой.

Особо хочу отметить личность моего земляка Захарова Петра Ивановича, кавалера трех орденов Славы, которому поставлен бюст в городе Елабуга. Он участник Финской войны, Великой Отечественной войны, войны с Японией. (Приложение №2, презентация)

Его племянник генерал Тарасов Николай Степанович тоже проявил себя, как великая личность.Он был командующим авиационной дивизии.

Кстати, комиссаром Центрального кряшенского отдела при Наркомнаце РСФСР был наш земляк Георгий Иванович Зубков, легендарный герой гражданской войны, минер Балтийского Флота, член РСДРП с 1912 года, уроженец села Черкасово, его внук Сергей Зубков-участник афганских событий,за проявленный героизм награжден орденом Красной Звезды. Все они кряшены.

Заключение

Изучая родной край, мы чувствуем себя в рядах исследователей, занятых изучением истории своего края. Занятие краеведением способствует воспитанию высоких нравственных идеалов, будят в нас душу. Общение с природой способствует духовно-нравственному становлению личности, суть которого не только в постижении прекрасного, но и в осмысление себя как частицы всеобщего, как звена в длинной, нескончаемой цепи человеческих поколений. Я убеждена в том, что нужно с детских лет воспитывать привычки и навыки бережного отношения к людям, к природе, к животным, с дошкольного возраста формировать экологические знания. Тогда не придется говорить об исчезающих деревнях.

С гармонией и справедливостью во взаимоотношениях народов в России всегда были проблемы. Существовали богатые и бедные, униженные и оскорбленные, «лучшие люди» и «чернь», шла непрерывная борьба противоположностей, которую и тогда пытались затушевать небылицами. И все же законы саморазвития брали своё. Хотелось бы верить, что так будет и в будущем. Как бы не тернист и зигзагообразен ни был путь наших предков, они жили надеждой на лучшее.

Кряшены настаивают на своей особой этнической идентичности. И я думаю, никто не вправе им в этом отказывать. Иная религиозная ориентация этого народа сформировала иную ментальность, иную психологию, иной образ жизни и свою особую культуру, отличную от татарской и не только от татарской. Кряшены сохранили свои традиции, своеобразные мелодии, свою в некоторой степени отличительную от татар речь, своеобразную одежду, ритуалы.

Кряшен, как и других малых народов, необходимо поддерживать. Организовывать факультативные курсы в средних школах, оказывать финансовую помощь газетам о кряшенах, чтобы на радиотелевещании выходили радиопрограммы и т.д.

 

 

Список литературы:

 

1. Татары// Народы и культуры. – М.: Наука, 2001.

2. Воробьев Н.И. Казанские татары.- Казань, 1953.

3. Мухаметшин Ю.Г. Материальная культура татар-кряшен.- М.: Наука, 1977.

4. Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Среднего Поволжья и Урала: Историко- этнографический атлас.- Казань: Фэн, 2001.

5. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года.- М., 2003.

6. Краеведческий материал.

7. Интернет-ресурсы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: