Контрольно-измерительные материалы
По русскому языку за курс 6 класса
Для проведения итоговой аттестации
Билет №1
Солнце было ещё далеко над горизонтом: оставалось час или полтора до заката. Прозрачное, безоблачное небо дышало свежестью; оно сообщало, казалось, свежесть самой земле, где на всём в..днелись признаки самой юности. Апрель прибл..жался к концу. В..сна была ранняя, дружная, снег давно сб..жал с п..лей. Повсюду, направо и налево от дороги, вдали и вбл..зи, по всем буграм и скатам, зеленели озими, осв..щённые косвенными з..л..тыми лучами. Тонкие пол..сы межей были ещё темны. Над ними вместо тучных кустов кашки, донника, ежевики и шиповника лоснились пунцовые прутья и подымались ноздреватые, пересохшие стебли прошлого года. Кое-где разве развёртывался и сквозил мягкий, как бархат, лист з..мляники.
Прочитайте текст. Найдите в нём имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Расскажите о морфологических признаках двух-трёх существительных из текста.
Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограмм в корне.
Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте его.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №2
Отряд распол..жился у реки. Быстро выр..сли на берегу палатки. Вечерняя з..ря дог..рала. Последние лучи солнца чуть к..сались вершин деревьев. По оврагу расст..лался туман. Ребята стали соб..рать сучья. Один за другим разгорались костры. Пламя то угасало, то выр..стало. Оно почти касалось ветвей деревьев, освещало лица ребят.
Девочки рассказывали истории, пели песни. Мальчики играли в футбол. Борьба разг..рается. Болельщики зам..рают. Мяч в воротах противника.
|
«Мальчики, идите ужинать,» - сказала вожатая. Какой аромат распространялся от печной картошки. Вдруг дети услышали шорох. Кто-то пробирался сквозь густые зар..сли бурьяна. Все зам..рли. Опасность миновала, это еж прибежал на запах еды.
Прочитайте текст. Найдите в нём глаголы. Как вы определили, что перед вами глаголы? Используя 2-3 примера из текста, расскажите о морфологических признаках глаголов.
Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограмм в корне.
Определите тему текста. Озаглавьте его.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №3
1. Шёл я однажды по пусты..ой дороге. 2. Гляжу: деревя..ая ветре..ая мельница. 3. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каме..ых домах со стекля..ыми окнами, обедать в пристанцио..ом буфете, испытывать родстве..ые чувства к людям и не бояться време..ых трудностей. 4. Подхожу поближе. 5. Смотрю: выползает что-то змеи..ое; блестящая серебря..ая шкурка, дли..ое тело. 6. Жизне..ого опыта у меня маловато, и я решил: «Пойду-ка я домой, там меня ждёт кури..ый бульон, румяные пирожки и клюкв..ый сок».
Прочитайте текст. На примерах из текста, объясните условия выбора Н-НН в именах прилагательных.
Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Подумайте, на какой вопрос в тексте нет ответа?
А) Почему автор никогда не видел ничего подобного?
Б) Почему автор решил отправиться домой?
В) О чём мечтал автор, идя однажды по пустынной дороге?
|
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №4
Осень в нашей стране начинается особенно. Первый осенний день (1) заполнен веселыми голосами тысяч и тысяч школьников (2) бегущих рано утром (3) на праздничную линейку. Подросшие, загорелые, слегка повзрослевшие (4) они выстраиваются на площадках перед школой, чтобы услышать первый звонок (5) зовущий на первый урок (6) нового учебного года.
Прочитайте текст. Найдите в нём 2 местоимения. Расскажите о том, что такое местоимение. Определите морфологические признаки найденных в тексте местоимений.
На месте каких цифр необходимо поставить недостающий знак препинания? Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Значение какого слова из текста определено НЕВЕРНО?
А) Звонок - звук, звуковой сигнал, производимый колокольчиком или специальным устройством.
Б) Линейка - прямая черта на бумаге или доске, помогающая писать правильно прямыми строками.
В) Урок - основная форма организации учебных занятий.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №5
Пр..строился дятел, пробил в кленовой коре дырочку, напился сладкого соку. За дятлом длиннохвостая синица пр..скакала и носик помочила. Муравей пр..полз, усами шевелит. Комарик пр..летел и ногами в патоке увяз. И ещё кто-то пр..тащился бы но тут дятел вспорхнул. Муравей пр..полз и к дятлу на язык пр..лип. Запил пр..мудрый дятел кислого гостя сладким соком.
Прочитайте текст. Каким правилом нужно воспользоваться, чтобы не ошибиться в правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-? Приведите примеры из текста.
|
Найдите в тексте сложное предложение. Докажите, что оно сложное. Расставьте в нём недостающие знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения.
Значение какого слова из текста определено НЕВЕРНО?
А) Патока - густое и тягучее сладкое вещество.
Б) Вспорхнул – быстро и легко взлетел.
В) Премудрый - обладающий большим умом.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Билет №6
За окном моей хижины стоит старая яблоня. Я сажал её 33 года назад. Саженцу было тогда лет 7-8. А теперь яблоне уже под 40, и она старая-престарая.
Когда дереву исполнится 50 лет, то человеку, считай, что уже 100 за это время минуло.
(С.С.Гейченко)