В настоящее время в научных теоретических и эмпирических исследованиях по психологии личности можно выделить два больших направления или блока.




Первый направление – изложение общетеоретических основ по проблеме психологии личности в целом, как общенаучной и общеметодологической проблеме.

Второе направление – рассмотрение природы человека с точки зрения подходов и взглядов различных исследователей. Другими словами рассмотрение современных теорий личности, основное содержание которых коренится в представлениях конкретного персонолога о человеческой природе. Термин персонолог ввел Генри Мюррей для обозначения экспериментаторов и теоретиков в области психологии личности. Асмолов А.Г. в качестве отправной точки для изучения предмета психологии личности предлагает следующие основные направления построения предмета психологии личности.

Первое направление – это разведение понятий «индивид» и «личность». «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… Иначе говоря: личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителями этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами» (Леонтьев А.Н., 1983, с.385). Данное разграничение дает возможность подступиться к решению проблемы соотношения биологического и социального в личности.

Второе направление – выделение схемы детерминации развития личности.

Третье направление – это выделение предметной деятельности как системообразующего основания личности.

Ниже мы остановимся подробнее на каждой составляющей построения предмета психологии личности отдельно.

4. Методология экспериментальных исследований личности. В настоящее время принято выделять три основных метода сбора информации о личности. Первый метод – это регистрация реального поведения человека в повседневной жизни.

Этот способ строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков и достижений личности.

Данные, полученные с помощью этого способа, принято называть L – данными. Очень часто L – данные используют в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов другого метода. К числу основных недостатков этого метода следует отнести чрезмерную субъективность. Второй метод – это метод использования опросников и других методик, основанных на основе самоотчетов. Результаты подобных исследований принято называть Q – данными. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации этот метод занимает центральное место в исследованиях личности. Этот метод также не лишен недостатков. Поскольку он построен на основе самоотчетов, то результаты обследования могут быть искажены.

Эти искажения могут быть вызваны: низким культурным и интеллектуальным уровнем испытуемых; характером мотивации испытуемых, из-за которой результаты могут быть смещены в сторону социальной желательности или подчеркивания своих дефектов; использования неверных эталонов.

Третий способ – это метод, который основан на регистрации объективных данных. Данные, полученные с помощью подобных методов, называются Т – данными. Недостаток этого метода заключается в высокой трудоемкости, сложности формализации результатов и т. д. Наибольшее распространение из вышеназванных методов получил метод использования опросников. Это вызвано не только его простотой, но и возможностью создавать различные личностные конструкты, поскольку в основе опросников лежат представления авторов о той или иной личностной характеристике.

Еще одной причиной популярности опросников является возможность использования для разработки новых методик математических приемов. Существует два основных направления исследования личности с помощью опросников: подход на выделении черт личности – предполагает существование конечного набора базисных качеств, и личностные различия определяются степенью их выраженности; типологический подход – исходит из постулата, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Рассмотрим суть данных подходов.

Так, черты объединяют в группы тесно связанные признаки (психологические характеристики) и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, которая содержится в данной группе признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства. Типы объединяют группы похожих испытуемых и составляют иной набор объяснительных понятий, где в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описаниемтипичного (или усредненного) представителя.

Подход на основе черт требует группировки личностных признаков, а подход на основе типов – группировки испытуемых. Для решения каждой из двух задач существуют специальные математические методы и модели. Наиболее часто для группировки признаков используют метод факторного анализа, а для группировки испытуемых – метода автоматической классификации. Эти методы являются двумя способами формирования обобщений на экспериментальном массиве данных.

Они позволяют сжать информацию за счет выявления неоднородностей в структуре связей между признаками или испытуемыми. Современные компьютерные средства в значительной степени облегчают как обработку данных тестов и опросников, так и использование методов моделирования в решениипсихологических задач и, что предоставляет психологам возможности для разработки новых экспериментальных подходов к исследованию личности.

 

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте философский, клинический и экспериментальный этапы исследования личности.

2. Дайте определение понятию личность.

3. Дайте определение личности по Г.Асмолову.

4. Охарактеризуйте составляющие построения предмета психологии личности отдельно.

5. Назовите и охарактеризуйте два подхода при изучении психологии личности.

6. Назовите и охарактеризуйте три основных метода сбора информации о личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: