Неблагоприятные условия воспитания.




Этика воспитательного процесса

Одной из главных задач как дошкольного, так и школьного возраста является становление нравственных основ личности. Цель этических воспитательных дел – помочь ребенку раскрыть окружающий мир, сформировать у него конкретные представления о нормах отношений между людьми, о себе как об одном из представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он – человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому, что школьник научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он в свою очередь будет руководствоваться в своих поступках. Каждый учитель самостоятельно производит отбор познавательных задач, исходя из современных требований к обучению школьников:

1) придание обучению развивающего характера;

2) обеспечение максимальной активности детей в процессе познания;

3) интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса;

4) роль педагога;

5) конструирование педагогом педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.

 

 

Для школьников младшего возраста программа этического воспитания выглядит следующим образом:

1) формирование представлений детей о существующих нормах отношений между людьми;

2) усвоение форм приветствия, обращения, выражения просьбы;

3) прививание основных навыков поведения в театре, общественном транспорте, в гостях;

4) воспитание бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам;

5) воспитание умения говорить спокойно, внимательно, сосредоточенно слушать собеседника;

6) обогащение словаря детей;

7) развитие детского внимания, мышления, творческого воображения;

8) создание условий для реализации ребенком своих чувств, ощущений, переживаний.

 

Для школьников более старшего возраста данная программа выглядит несколько иным образом:

1) формирование у школьников культуры общения, поведения, этических представлений;

2) развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними;

3) воспитание важнейших коммуникативных качеств и навыков;

4) развитие умения сочувствовать людям, сопереживать людям, животным, окружающим предметам;

5) закрепление навыков поведения в общественных местах;

6) активизация словаря детей, развитие воображения, мышления – качеств творческой личности;

7) поиск путей сотрудничества с родителями учащихся для достижения результатов работы по данной программе.

 

Неблагоприятные условия воспитания.

 

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец – это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так бояться, чтобы их дети не наделали ошибок, что сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека – заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физичесие наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

 

 

Психологический портрет. Мечтатель.

 

В каждый период жизни у ребёнка имеется определённая структура психологических особенностей. Психологические особенности влияют на его поведение, определяют его деятельность, степень её успешности, интенсивность, соответсвие социальным тербованиям и т.д. От характера поведения ребенка зависит, как будут реагировать на него окружающие (родители, учителя, воспитательница детского сада, сверстники). Это может проявляться в поощрении, подкреплении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п.

 

Подобные реакции, в свою очередь, приводят к изменению или, напротив, к закреплению имеющихся психологических особенностей ребенка. Получается замкнутый круг: от психологических особенностей ребенка зависит его поведение; оно вызывает определенные реакции окружающих, а эти реакции оказывают решающее влияние на психологические особенности ребенка, устраняя или, наоборот, заостряя их. Наиболее стойкие отклонения в психическом развитии возникают в тех случаях, когда реакции окружающих обостряют ту самую психологическую проблему ребенка, которая порождена или закреплена отношением к ней взрослых. Стараясь преодолеть трудности в поведении ребенка, взрослые, сами того не осознавая, своим поведением, наоборот, их закрепляют. Тут возникает уже не просто замкнутый, а порочный круг, преодолеть который бывает очень трудно. Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребенком, сможет его разрушить.

 

Мечтатели

 

Развитие по данному типу происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться отсутствием семьи или неблагополучием в ней, а также повышенной потребностью ребенка во внимании к себе.

 

Уход от реальной деятельности - это уход во внутренний мир, в игровое фантазирование. Ребенок как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. В данном случае дело не в повышенной отвлекаемости. Ребенок не отвлекается на что-то постороннее, а погружен в себя: в свои фантазии и мечты. Фантазирование позволяет восполнить недостаток внимания («Я-знаменитый охотник, путешественник, кинозвезда, герой»). Игра в уме становится средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании окружающих. Попытки вернуть фантазера к скучной и неинтересной для него деятельности дополнительно стимулирует его бегство в мечты.

 

Обычная жизнь для таких детей недостаточно насыщена впечатлениями, она кажется им скучной, монотонной. Фантазия предоставляет им выход из этой обыденности. В мечтах можно слетать в Африку, пережить необычайные приключения, вызвать всеобщее восхищение. Иной раз даже создается ощущение, что ребенок путает фантазию и реальность. Он рассказывает о каких-либо вымышленных событиях (не столь невероятных, как полет в Африку), и родители принимают его рассказы за чистую монету.

 

 

Актёры.

 

В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к ним (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается негативное самопредъявление. Главное проявление негативного самопредъявления состоит в том, что ребенок привлекает внимание окружающих к себе с помощью постоянного нарушения правил поведения. В этом и состоит основная особенность его поведения. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности для ребенка найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе. Частой предпосылкой возникновения этого неблагоприятного варианта развития является атмосфера повышенного внимания к ребенку со стороны окружающих в раннем возрасте и его недостатком впоследствии.

 

Основная психологическая особенность ребенка-негативиста -это позиция «ужасного хулигана», которого окружающие замечают только в тех случаях, когда он их раздражает и возмущает. Взрослые своим поведением как бы оправдывают методы негативного самопредъявления такого ребенка. Приведем конкретный пример.

 

Негативист.

 

На этом примере хорошо прослеживается обычная для негативного самопредъявления история развития. В раннем возрасте ребенок воспитывался в атмосфере повышенного внимания со стороны окружающих. Потребность в их постоянном внимании успела стойко зафиксироваться у него. В результате изменения условий жизни эта потребность перестала удовлетворяться. Содержательная деятельность, посредством которой потребность во внимании могла бы реализоваться, не была сформирована. Так сложились типичные предпосылки к возникновению негативного самопредъявления, которое закрепилось по механизму, описанному выше.

 

То, что и родители, и школьная учительница непрерывно делают мальчику замечания, читают ему нотации, только подтверждает правильность избранной им тактики: в ответ на нарушение правил поведения взрослые удовлетворяют потребность Димы в их внимании. Иногда взрослые и сами замечают, неоднозначность ситуации. Не зря же мама восклицает: «Он как будто нарочно ведет себя так, чтобы его все время ругали!» В этой фразе только два лишних слова: «как будто». Дима именно нарочно, нарочито ведет себя так, чтобы его ругали. Иначе его вовсе не замечают, а это для него гораздо страшнее замечаний и наказаний.

 

Парадоксальным образом дисциплинарные воздействия, которые взрослые используют для взыскания, оказываются для ребенка-негати-виста поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого, адресованные ребенку, воспринимаются им как безусловная ценность, независимо оттого, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться отрицательной реакции даже легче, чем положительной. Дима, как и другие дети с негативным самопредъявлением, избрал простейший путь, а отрицательные реакции взрослых лишь служат подкреплением его провоцирующего демонстративного поведения.

 

Наблюдающиеся у Димы трудности в общении со сверстниками довольно типичны. Появление таких трудностей обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте (особенно в начале этого периода) большинство учеников ориентируется на оценку учителя. Порицания, постоянно получаемые ребенком с негативным самопредъявлением, часто приводят к тому, что соученики принимают оценку учителя и также отрицательно оценивают такого одноклассника. Позднее (в предподростковом возрасте) ребенок с негативным самопредъявлением, напротив, часто воспринимается сверстниками как «герой» и имеет среди них весьма высокий статус. Это происходит, если отношения учителя с классом конфликтны.

 

Итак, вывод о том, что у ребенка сложилось негативное самопредъявление, может быть сделан при сочетании следующих данных:

сознательное нарушение ребенком правил поведения, чтобы вызвать к себе внимание в виде наказания или замечания;

яркая демонстративность, нарочитость при нарушении правил;

отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, взрывчатость.

 

Агрессивное поведение

Агрессивные эмоции — один из самых интересных феноменов психики. Агрессивность обычно подразумевает наличие агрессивных эмоций и вызывает не только какие-то ощущения или общие реакции, но и влечёт конкретные действия.

Агрессия - поведение, преднамеренно причиняющее вред другому человеку, непосредственный (физически или вербально) или косвенный (разрушение собственности, порча социальной репутации). Если нет намерения в причинении вреда (произошло случайно), то нельзя говорить об агрессии.

У большинства людей возникают те или иные агрессивные мысли и импульсы. От того, как они с этими мыслями справляются, зависит не только их здоровье и межличностные отношения, но и благополучие других людей.

Агрессивное поведение по-разному трактуется в психологических теориях. Психоаналитическая теория Фрейда рассматривает агрессию как врождённую потребность, теория социального научения — как приобретённую в научении реакцию.

В ранних работах Фрейд описывал агрессию как следствие подавления и фрустрации сексуального влечения. В дальнейшем психоаналитики свели агрессию к органической потребности человека реагировать агрессией на любые препятствия, встречающиеся на пути.

В 1960-х годах была распространена точка зрения, что основное различие между человеком и другими животными состоит в том, что у животных развились механизмы контроля за их агрессивными инстинктами, а у человека — почему-то нет.

В дальнейшем исследования показали, что животные могут быть не менее агрессивны, чем люди. Было показано, что случаи убийств, изнасилований и уничтожения детёнышей среди животных встречаются гораздо чаще, чем полагали до этого. Например, один из видов убийств шимпанзе связан с пограничными войнами. В Национальном парке Гомби Стрим в Танзании группа из пяти самцов шимпанзе охраняла свою территорию от случайно забредших туда посторонних самцов. Если эта группа встречала другую группу из двух и более самцов, то их реакция была умеренно агрессивной. Если же попадался только один незваный гость, то один член группы держал его за руку, другой за ногу, а третий забивал его до смерти. В других случаях пара членов группы тащила вторгшегося по камням, пока он не умирал. В другой пограничной войне этих же животных племя из пятнадцати шимпанзе уничтожило соседнюю группу, методично убивая её членов-самцов по одному.

Агрессия имеет биологическую основу, сейчас с этим почти никто не спорит. В ряде работ было показано, что умеренная электрическая стимуляция определённого участка гипоталамуса вызывает у животных агрессивное, даже смертоносное поведение. Когда гипоталамус кошки стимулируют через имплантированные электроды, она шипит, её шерсть щетинится, зрачки расширяются, кошка нападает на крысу или на другие объекты, помещённые в её клетку. Стимуляция другого участка гипоталамуса вызывает по характеру иное поведение: кошка спокойно подкрадывается и убивает крысу. Аналогичные данные были получены и на других животных.

Выращенная в лаборатории крыса, которая никогда не убивала мышей и не видела, как их убивают другие крысы, может спокойно жить в одной клетке с мышью. Если, однако, стимулировать центр гипоталамуса, отвечающий за агрессивное поведение, крыса бросается на свою соседку и убивает её. Стимуляция, очевидно, запускает врождённую реакцию убийства, до этого не проявлявшуюся.

Чем выше животное по своему развитию, тем в большей степени эти инстинктивные схемы агрессии контролирует кора головного мозга, поэтому на их агрессивное поведение в большей степени влияет опыт.

Как показывают наблюдения за людьми, у большинства индивидов частота проявления агрессивного поведения, формы, которое оно принимает, и ситуации, в которых оно проявляется, определяются в основном опытом, структурой компетенций и социальным влиянием.

Однако в рамках теории социального научения отвергается понятие об агрессии как об органической потребности, порождаемой фрустрацией. Агрессия рассматривается в качестве выученной реакции. Агрессивность может быть приобретена путём: наблюдения и подражания. Агрессивные реакции зависят от вызывающих их неприятных эмоций и набором реакций, которые освоил человек за свою жизнь для избавления от данных неприятных эмоций:

- может искать помощи у других,

- может проявлять агрессию,

- может стараться преодолеть препятствие,

- может бросать все и убегать,

- может глушить себя наркотиками, алкоголем или другими аддиктивными способами.

Согласно теории социального научения, фрустрация провоцирует агрессию в основном у тех людей, которые научились реагировать на враждебные ситуации агрессивным поведением.

Очевидно, что обе эти точки зрения одновременно могут иметь право на существование: изначально человек это биологическое существо, постепенно роль социального вытесняет и модифицирует врождённые реакции, инстинктивные схемы поведения.

 

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (отклоняющееся) поведение — социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

 

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; самоубийство; гомосексуализм.

 

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершающий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

 

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.

 

Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике

 

Психологическое

Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта

 

Социологическое

Девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигматизации (от гр. stigma — угол, пятно)

 

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

 

Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми.

 

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи.

 

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худшую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

 

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквен-тного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи — открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.

 

Аддиктивное поведение = патологическое пристрастие

 

Оно представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния, обеспечивающего мнимую безопасность и эмоциональный комфорт.

 

Эта псевдожизнь постепенно начинает доминировать над реальной, вытесняя её. Воля человека ослабевает и перестаёт работать тормозом на пути к получению простейшего удовольствия.

Для зависимого человека, с одной стороны, характерна низкая переносимость напряжения и стрессовых ситуаций, с другой стороны, он может сутками выносить любое напряжение и стресс, если они необходимы для реализации зависимого поведения.

Человек всё время балансирует между стремлением к доминированию, в силу жёсткости отстаивания своих интересов, и непризнанностью со стороны окружающих, что приводит к большому количеству конфликтов.

Уход в «другие миры» используется человеком в качестве иллюзорного способа решения конфликтов, с которыми ему приходится сталкиваться в реальной жизни.

Зависимая личность предпочитает избегание проблем, как главный способ их преодоления, по принципу «с глаз долой — из сердца вон».

Человек не может существовать без своего пристрастия, оно заменяет ему всё — друзей, реальные эмоции, становится центром его существования;

Пристрастие поглощает личность целиком, занимает все мысли, время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что он уже не может адаптироваться к жизни и заниматься чем-то другим, получать удовольствие каким-либо иным способом. Мир реальной жизни оказывается для него закрытым.

Зависимость проявляется определённой узостью и избирательностью сознания, поскольку всё, что с ней не связано, просто не попадает в поле зрения человека, отторгается, как ничего не значащая и эмоционально нейтральная информация.

В ходе развития зависимости у личности возникает определённый эмоциональный дефект. Сфера чувств любых, даже близких, людей и их эмоции разбиваются о глухую стену непонимания и обиды в ответ на постоянные попытки прервать состояние зависимости.

Исчезает возможность анализа ситуации и самоанализа. Они заменяются попыткой самообмана.

Зависимые выбирают компанию себе подобных, но действуют не вместе, а рядом, как 2—3 летние дети в процессе игры. Возникает возрастная регрессия.

Происходит подмена «Я-реального» «Я-наркотическим»

 

Критерии зависимости:

игнорирование значимых ранее событий и действий, как результат зависимого поведения;

распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;

враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей,

скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;

чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;

безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.

 

Зависимость сама по себе делает человека более поверхностным в оценках и суждениях. Он начинает оценивать внешние признаки состояний окружающих, а не их внутреннюю суть. Оценка формы поведения начинает превалировать над оценкой содержания и реальным анализом общения.

 

Акцент общения смещается с самого процесса на результат: отстоять своё право на зависимое поведение.. Человек как бы надевает специальные фильтрующие очки, которые сужают поля зрения и позволяют ему видеть в людях лишь то, что важно для обслуживания его зависимости.

 

Существенно меняется и структура «Я-концепции». По мнению ряда исследователей, для подростка, демонстрирующего зависимое поведение, гораздо большее значение имеет «Я-Идеальное», чем «Я-Возможное». Лишая собственное «Я» промежуточных ступеней развития, подросток превращает «Я-Идеальное» в недостижимую абстракцию, к которой бесполезно стремиться, блокируя, таким образом, саморазвитие и самоактуализацию.

 

Суицидальное поведение

— понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: