На невербалику приходитс 70% информации. Кроме того, сама возможность коммуникации без помощи слов лгко доказуемся общением с животными и животными между собой. Вышла целая книга, паралингвистика. Автор - Колшанский ВГ.
В невербальные компоненты коммуникации входят:
1 Мимика
2 Жесты
3 Различные звуки(Фонации)
4 Позы
5 Расстояние между собеседниками
6 Прикосновения
7 Интонации(изменение высоты звука)
8 Пантомима(изображение движениями, звуками и тп)
9 Зрительный контакт
Все компоненты, кроме фонаций и мимических выражений, имеют культурно-национальную маркированность. НКК ярко описаны МЮ. Лермотновым в "Герое нашего времени". НКК могут переходить через крайнюю стереопизацию поведения в ритуал, нарушение которого может вызвать у собеседника явное недоумение или шок.
Основные характеристики НКК:
1 НКК обязательны при общении как правило, в большинстве случаях они не осознаются говорящим, но всегда учитываются слушающим.
2 В основном НКК носят универсальный характер, не зависимы от пола, возраста, национальности, культуры. Однако,ряд НКК национально и культурно маркирован.
3 Есть НКК характ для человека и животного
Функции НКК:
1 Контактоустанавливающая(социативная)
2 Волеизъявительная(Волютативная)
3 Аппилятвная(обращение или прзыв)
4 Репрезентативная(выражение отношения к предмету)
Кроме того, НКК могут выполнять синтаксические функции и учавствовать в вербальной части
● субъекта
● Функцию предиката
● функцию объекта
● обстоятельства места,
● обстоятельства меры, степени, образа действия
В языке глухих и глухонемых используются 2 типа знаков и 2 знак системы: жестовая и пальцевая речь. Как выясняется, жестом можно обозначить не толко какой-то предмет, но и ддостаточно абстрактные понятия, соотносимые в категории времени. Что касается паьцевой речи(дактилология), то она используется для передачи имен собвственных и абстракных понятий.
|
У слепых и слепоглухонемых используется дактилография. Для обучения слепых и сгн используется система Браиля
Речь и мышление. Речевая деятельность.
1 Речь и мышление
2 деятельность и речевая деятельность
3 языковой и речевой механизм
Основные вопросы концентрируются на:
1)что лежит между речью и словом?
2)как происходит движение от мысли к слову?
1)Л.С. Выготский "Мышление и речь", Н.И. Жинкин "Механизмы речи" и его переизданная работа "О кодовых переходах во внутренней речи".
И.А. Зимняя "Смысловое восприятие речевого сообщения"
Речь и мышление связаны диалектическим единством. Как правило, речь и мышление происходят параллельно.Но в некоторых случаях, можно говорить о "нулевой спайке". В норме при говорении всегда присутствует мышление. А проговаривание(речь) в процессе мышления не всегда является необходимо-обязательным элементом. Еще ярким примером является поведение животных. Есть мыслительный процесс, но нет речевого.
2)Как происходит движение от мысли к слову.
Значение - это объективно сложившаяся в ходе истории общества система связей, которая стоит за словом. Значение - то, что объединяет носителей языка в понимании той или иной номинации. Смысл же - это индивидуальное значение слова, которая связано с личностным субъективным опытом говорящего и с конкретной ситуацией общения. Пример "бутылка": значение-сосуд, тара, использующаяся для хранения жикостей; смысл - бтылка шампанского/молока/колы.
|
Движение от мысли к слову предстает в превращении личностного смысла в общепонятное значение. Сама высль порождается от потребности человека, а значит, что за мыслью всегда стоит мотив. (Мотив стоит в порождении речи первым и мотив стоит в понимании(восприятии) речи последним.)
Превращение мысли в слово совершается во внутренней речи. Внутренняя речь состоит из предикатов ключевых слов, содержащих суть информации. Внутренняя речь похожа на телеграфный стиль Мысль уже содежит в сбе то, о чем пойдет речь, а следовательно в специальном обозначении не нуждается. Специального обозначения требует то, что будет сказано о предмете речи (рема(новое)). А известная информаия, то что очевидно(тема) е обозначается. Т.о. внутренняя речь - набор рем будущего речевого произведения. ВР - речь свернутая, сжатая, деграмматикализованная.
ЛС Выготский использовал метафору, иллюстрируя свое положение о том, что единицы мысли и единицы речи не совпадают: "Нависшее облако-замысел проливается дождем слов". Эту идею в дальнейшем развил, углубил НИ Жинкин. Он выдвинул гипотезу существования в сознании человека универсально-предметного кода(УПК). УПК-язык интеллекта, базовый компонент мышления, имеет принципиально невербальную природу. Это язык схем, образов,отпечатков реальности(осязательных и обонятельных), кинетических(двигательных) импульсов. УПК - это язык, на котором происходит первичная запись личностного смысла(формирование замысла речевого произведения). Движение от мысли к слову начинается с УПК. По своей сути УПК интерационален и в силу этого является предпоылкой понимания иноязычной речи.