МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

 

Тюмень

2014
Учебно-методические рекомендации по Отечественной истории для студентов заочного отделения / сост. О.В. Юдакова; Институт экономики и финансов ГАУ Северного Зауралья. – Тюмень, 2014. – 16 с.

 

Учебно-методические рекомендации разработаны для студентов дистанционной формы обучения. Здесь представлена тематика контрольных работ и рекомендации по их написанию, экзаменационные вопросы и список литературы, который может быть использован при подготовке к успешной сдаче экзамена по Отечественной истории.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕМЫОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ 5

2. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 7

2.2. ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 8

3. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ10

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ12

5. ПРИЛОЖЕНИЯ 14


Государственный стандарт высшего образования Российской Федерации предусматривает обязательное изучение ряда гуманитарных дисциплин. Одно из основных мест среди них занимает курс Истории Отечества. Изучение данной дисциплины предполагает прослушивание лекций, самостоятельную работу и сдачу экзамена. Обязательным требованием освоения курса является подготовка контрольной работы на основе самостоятельного изучения источников и литературы. В результате положительной оценки контрольной работы студент получает допуск к экзамену.

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации.

Изучение курса Отечественной истории имеет следующие задачи:

- углубить основы знаний по Отечественной истории, начиная с проблемы возникновения и расселения древних народов на территории Евразии до событий современной эпохи;

- выработать у студентов способность устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

- выработать практические навыки работы и анализа исторических источников и литературы.

В процессе изучения данной дисциплины, студенту необходимо ознакомиться с представленной ниже учебной программой курса и следовать ее положениям.


 

ТЕМЫОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ

 

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник.

* место истории в системе наук;

* объект и предмет исторической науки;

* история России – неотъемлемая часть всемирной истории;

* источники по Отечественной истории;

* способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

 

Социально-политические процессы становления русской государственности.

* восточные славяне в древности VIII – IX вв.;

* генезис Древнерусской государственности;

* эволюция Древнерусской государственности в XI – XII вв.;

* соседи Древней Руси в IX – XII вв.

 

Русские земли в XIII – XV веках.

* генезис феодализма на Руси;

* эпоха политической раздробленности;

* завоевание Руси монголо-татарами;

* экспансия с Запада;

* централизация государства и формирование национальной культуры.

* укрепление централизованного многонационального государства.

 

Россия в XV – XVII веках.

* Смутное время;

* усиление крепостного права;

* генезис самодержавия;

* церковь и государство;

* развитие русской культуры.

 

Россия в XVIII – XIX веках.

* реформы Петра I;

* формирование абсолютной монархии;

* эпоха дворцовых переворотов;

* «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II;

* Россия при Александре I;

* Отечественная война 1812 года;

* движение декабристов;

* Внутренняя и внешняя политика Николая I;

* Александр II и время великих реформ;

* Александр III;

* Культура XVIII – XIX вв.

 

Россия XX век.

* Российская империя на рубеже веков;

* реформы С.Ю.Витте;

* политические партии в России;

* революция 1905 – 1907 гг.;

* Россия и Первая мировая война;

* Февральская революция;

* Октябрьская революция;

* Гражданская война;

* НЭП;

* образование СССР;

* коллективизация;

* индустриализация;

* формирование тоталитарного государства;

* Великая Отечественная война:

* послевоенное восстановление страны;

* «Холодная война»;

* «Хрущёвская «оттепель»»;

* эпоха «застоя»;

* политика «Перестройки»;

* распад СССР;

* изменения политической системы;

* модернизация РФ;

* внешняя политика РФ.


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Учебным планом каждой дисциплины предусмотрено выполнение контрольных работ по ряду дисциплин. Наличие контрольной работы является условием допуска к зачёту или экзамену по данной дисциплине.

Цель написания контрольной работы – углубление знаний по определённой теме, развитие самостоятельных навыков работы с научной и учебной литературой, историческими источниками.

Структура контрольной работы:

1. Титульный лист (см. Приложение 1).

2. Содержание (план работы).

3. Введение (где обязательно нужно указать почему Вами была выбрана именно эта тема и чем она для Вас интересна).

4. Основная часть (может быть разбита на главы).

5. Заключение (обязателен вывод по изученной проблеме, нужно указать, что дало Вам написание контрольной работы (расширили, углубили свои знания по выбранной теме, приобрели умения поиска информации и… т.д.)).

6. Список использованных источников и литературы (обязательно в алфавитном порядке) (см. Приложение 2).

7. Возможен ещё и такой структурный элемент как «Приложения », если тема контрольной работы предполагает его наличие.

 

Контрольная работа должна быть оформлена аккуратно. Обязательно единообразие в оформлении всех частей работы.

 

Объем контрольной работы: 10 – 15 листов формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный. Текст выравнивается по ширине. Размер левого поля – не менее 30 мм, правого – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. Абзацный отступ от начала строки равен 1,25 см.

 

Нумерация страниц: все страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номера страниц ставятся в центре нижнего поля страницы. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, он входит в счёт страниц, но не нумеруется.

 

Контрольная работа обязательно должна быть зарегистрирована в ИДО (институте дистанционного образования) и на кафедре социально-экономических наук.

 

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Киевская Русь – первое государство славян. Норманнская и антинорманнская теории.

2. Политический строй и внешняя политика Киевской Руси.

3. Феодальная раздробленность на Руси и распад Киевского государства.

4. Борьба с иноземными завоевателями в XIII веке.

5. Образование и усиление Российского государства в XIV – XV веках.

6. Политическое развитие России в XVI веке. Иван Грозный.

7. Кризис конца XVI века. Смута.

8. Восстановление русской государственности в начале XVII века.

9. Развитие Руси в XVII веке.

10. Петровские преобразование. Провозглашение Российской империи. Абсолютная монархия.

11. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

12. Екатерина II и укрепление России. Внешняя политика Екатерины II.

13. Россия на рубеже XVIII – XIX веков. Павел I.

14. Россия начала XIX века. Внешняя политика Александра I.

15. Отечественная война 1812 года.

16. Декабристы и их роль в развитии России.

17. Россия в годы правления Николая I. Усиление реакции.

18. Отмена крепостного права и общественное развитие во времена правления Александра II.

19. Революция 1905 – 1907 гг.

20. П.А. Столыпин. Аграрные преобразования.

21. Февральская революция 1917 г.

22. Октябрьское восстание большевиков. II Всероссийский съезд Советов.

23. Гражданская война.

24. Новая экономическая политика большевиков.

25. Образование СССР.

26. Коллективизация сельского хозяйства.

27. Осуществление индустриализации в СССР.

28. Политические процессы 1930-х гг. Формирование тоталитарного государства.

29. Вторая мировая война. Её причины и характер.

30. Великая Отечественная война советского народа.

31. Развитие СССР в 1945 – 1953 гг.

40. Н.С. Хрущёв. Попытки реформ.

41. СССР в 70 – 80-е годы.

42. М.С. Горбачёв. «Перестройка».

43. Б.Н. Ельцин. Революционные потрясения 90-х годов.

44. Конституция РФ 1993 года.

45. Место России в мировом сообществе цивилизаций на рубеже XX – XXI веков.

 


 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Предмет и объект изучения истории. Исторические источники и их виды.

2. Восточные славяне в древности: происхождение и расселение, складывание государственности.

3. Образование государства Киевская Русь: предпосылки, теории происхождения. Деятельность первых русских князей.

4. Политическое устройство и социально-экономическое развитие Киевской Руси. «Русская правда».

5. Язычество древних славян. Принятие христианства в Киевской Руси.

6. Эпоха раздробленности Руси: причины, проявления и последствия.

7. Борьба русских земель с иноземными завоевателями в XIII в. Русь и Золотая Орда.

8. Начало государственной централизации Руси: предпосылки, особенности.

9. Правление Ивана III: государственное устройство, территориальные приобретения, внешняя политика. Судебник 1497 г.

10. Начало царствования Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Внешняя политика.

11. Опричнина Ивана IV Грозного и ее последствия.

12. Смутное время в России (кон. XVI – нач. XVII вв.).

13. Социально-экономическое развитие России в XVII веке. Соборное Уложение 1649 г.

14. Политическое развитие России в XVII веке. Становление абсолютной монархии.

15. Социально-экономическое развитие России в I четверти XVIII в.

16. Реформы Петра I, их оценка.

17. Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи.

18. «Эпоха дворцовых переворотов» (1725 – 1762 гг.).

19. Екатерина II: политика «просвещенного абсолютизма».

20. Внутренняя и внешняя политика Александра I.

21. Внутренняя и внешняя политика Николая I.

22. Александр II. Реформы 1860-х – 1870-х гг.

23. Отмена крепостного права и ее последствия. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.

24. Политический кризис в начале XX в. Первая русская революция 1905 – 1907 гг.

25. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

26. Внешняя политика России в начале XX века. Первая Мировая война.

27. Революционные события 1917 года и проблемы власти.

28. Гражданская война в России 1918 – 1922 гг.

29. Социально-экономическое развитие Советской России в 1920-е – 1930-е гг.

30. Формирование и развитие советской государственно-политической системы в 1920-е – 1930-е гг.

31. СССР в годы Великой Отечественной войны

32. СССР в послевоенный период (1946 – 1953 гг.)

33. СССР в годы руководства Н.С. Хрущева

34. СССР в годы руководства Л.И. Брежнева

35. Политика «перестройки» в СССР

36. Россия на рубеже XX – XXI веков

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: