Прикладное исследование по педагогике и имеет внутреннюю логику. В работах В. В. Краевского отмечается, что обобщенная логика педагогического исследования представляет собой «последовательность переходов от эмпирического описания педагогической действительности к ее отображению в теоретической (в теоретических моделях) и в нормативной (в нормативных моделях) формах»[1].
В соответствии с этой логикой последовательность процедур в педагогическом исследовании принимает следующий вид:
1. Эмпирическое описание изучаемого явления (процесса).
2. Построение теоретической модели изучаемого явления (процесса), например, структуры личностного качества или этапов воспитания некоторого личностного качества.
3. Создание нормативной модели, в которой «воплощаются знания о должном и о том, каким должен быть улучшенный участок педагогической деятельности, усовершенствованная педагогическая деятельность».
Приступая к исследованию в указанной логике, необходимо имеет четкое представление о том, как оно проводится, т.е. знать методы исследования.
Метод - это способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. От его выбора зависит все исследование, начиная с его организации и включая получение определенного результата. При работе над магистерской диссертацией исследователь оперирует широким спектром методов исследования, как общенаучными, так и собственно педагогическими.
Приступая к проведению исследования, диссертанту необходимо повторить и обобщить специфику и назначение различных методов исследования, которые по разным основаниям подразделяют на организационные, теоретические, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы презентации данных и пр.
|
Рассмотрим более подробно наиболее часто используемые теоретические и эмпирические методы научного исследования.
К теоретическим методам относят а нализ и синтез.
Анализ - это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объединения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них. В диссертационных исследованиях аналитико-синтетическая работа осуществляется, прежде всего, при изучении литературы по проблеме, которую разрабатывает диссертант. Анализ литературы предполагает выявление того, что уже сделано, что известно науке, т.е. вычленяются основные идеи, теории, факты и т.д. уже выявленные исследователями.
Следующий теоретический метод - сравнение – представляет собой способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов. Сходство - это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие - это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого.
Сравнение используется диссертантом для определения общности взглядов и позиций различных ученых на какую-либо проблему, факт, явление. Кроме того, в процессе сравнения выявляются и различия в подходах к исследуемой проблеме. Чтобы материализовать позиции различных исследователей, можно составить таблицу, которая позволит наглядно проиллюстрировать общее и различное, а также вычленить наиболее существенные признаки, характеризующие исследуемый объект.
|
Обобщение - как теоретический метод научного исследования предполагает формулирование умозаключения (вывода) на основе аналитико-синтетической работы и сравнения данных, полученных в ходе работы. Обобщение обычно выражается в виде целостного, системного описания сущностных признаков изучаемого объекта (познавательного интереса, исследовательских умений студентов, педагогического мышления будущего учителя и т.д.). Обобщение лежит в основе проектирования путей и средств дальнейшего изучения и развития объекта познания, а также для разработки критериальной базы, на основе которой в дальнейшем будет происходить оценивания степени развития объекта в целом или отдельных его элементов.
Абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения.
Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Например, научные абстракции «образование», «обучение», «развитие», «принципы обучения» и др. можно использовать при изучении, проектировании или научном анализе конкретного учебного занятия.
Моделирование как теоретический метод предполагает построение различных моделей. Модели - это материальные и мысленно представленные объекты, которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для определенного исследования свойства.
|
В основе моделирования воспроизведение характеристик реального объекта на другом объекте (модели) созданном специально для его изучения. Поэтому в научной методологии модель наиболее часто характеризуют как совокупность элементов, воспроизводящую определенные функции, компоненты и связи (внешние и внутренние) предмета исследования. Исследовательские модели могут быть теоретическими и материальными.
«Теоретическая модель (модельное представление), как и материальная подобна действительности лишь в определенном отношении, - писал В.В. Краевский, - она не может быть пассивным, «прикрепленным» к своему объекту, его зеркальным отпечатком. Теоретическое представление становится моделью именно вследствие того, что отношение адекватности заменяется отношением подобия: благодаря относительной самостоятельности представления исследователь может соотносить его с предметом, чьим непосредственным образом он является»[2]
Далее рассмотрим более подробно эмпирические методы исследования, которые чаще всего используются при проведении педагогических исследований.
Наблюдение – это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение должно привести к осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, т.е. к установлению фактов. Наблюдение завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и предположениями исследователя.
По различным признакам выделяют следующие виды наблюдений:
— по времени – непрерывное и дискретное;
— по объему – широкое (за группой в целом или за процессом развития личности как таковым) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов;
— по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: невключенное (со стороны) и включенное (когда исследователь выступает участником деятельности коллектива).
Существенные черты наблюдения:
— целенаправленность, т.е. не просто фиксирование воспринимаемого, а отбор необходимой информации;
— аналитический характер, т.е. выделение из общей картины отдельных сторон, элементов, связей, которые анализируются, оцениваются и объясняются;
— комплексность, т.е. охват всех существенных сторон или связей социально-педагогического процесса;
— систематичность, т.е. выявление устойчивых связей и отношений, с целью обнаружения изменения и развития наблюдаемого за определенный период.
Важнейшим условием эффективного применения наблюдения как метода научного исследования является разработка программы наблюдения, в которой четно прописаны цель наблюдения, его объекты и индикаторы (показатели, признаки), которые фиксируются в специальных листах наблюдения. В процессе наблюдения могут применяться различные технические средства. Целесообразно вести дневник наблюдений.
Тест – метод психологической и педагогической диагностики, в основе которого лежит использование стандартизированных вопросов и задач. Тест, как правило, имеет определенную шкалу значений и позволяет в ограниченный период времени получить характеристики индивидуальных особенностей человека по определенным параметрам. В психологии метод тестов используется для распознавания и оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д.
Особое значение психологические тесты имеют в образовательной практике. Одной из основных задач их использования здесь является оценка соответствия уровня психического развития учащихся возрастным нормам и стандартам. Несоответствие уровня развития конкретного обучаемого некоторому возрастному нормативу ставит перед педагогом задачу определения индивидуального психологического портрета учащегося и средств психолого-педагогической коррекции его развития. Другая задача применения тестов в сфере образования состоит в оценке развивающего эффекта определенной педагогической технологии, конкретных образовательных программ. Тесты должны показать, насколько та или иная дидактическая система способствует психическому развитию школьников. Особенно актуальна такая диагностика в условиях многовариантности школ. Еще одна задача использования психологических тестов в школе – дифференциация учащихся по интересам, склонностям, способностям (тесты способностей, тесты интеллекта, тесты креативности), оценка уровня овладения учебными знаниями и навыками (тесты достижений), профориентационная работа, самопознание и саморазвитие.
В образовательной практике в диагностических целях также используются педагогические тесты, которые в зависимости от подхода, которого придерживаются исследователи, решаемых задач и способов оценки полученных данных выделяют тесты, ориентированные на нормы, тесты, ориентированные на критерий, и предметно – педагогические тесты.
Проективный метод,характеризующийся неопределенностью и неоднозначностью используемых в ходе исследования стимулов, чаще используется в психологических исследованиях. Он включает в себя совокупность методик целостного изучения личности, которые основываются на психологической интерпретации результатов проекции. Многие проективные методики предполагают рисование чего-либо (несуществующего животного, человека под дождем, автопортрета и пр.). К группе проективных методов также относятся ассоциативные и экспрессивные тесты, методики неоконченных предложений и рассказов и пр. Большой популярностью у исследователей разных стран пользуются такие проективные методики, как тест чернильных пятен Г. Роршаха, тест цветовых выборов М. Люшера, тест «Дом – дерево – человек» Дж. Бука, методика «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и др.
Большим достоинством проективных методик является то, что они облегчают демонстрацию таких содержаний внутреннего мира испытуемого, которые он часто не в состоянии прямо выразить (особенно ребенок), и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Надо иметь в виду, что все проективные методики требуют углубленной теоретической подготовки экспериментатора и практического опыта по использованию конкретной методики.
Анкетирование – разновидность исследовательского опроса, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе испытуемых.
Обычно анкета включает в себя три части: вводную, содержащую обращение к респондентам, сообщение цели анкетирования, инструкцию по заполнению анкеты; основную с вопросам закрытого, открытого или открыто-закрытого типов и заключительную, предполагающую уточнение фактических данных об опрашиваемом (его поле, возрасте, стаже работы и пр.).
В вопросах закрытого типа респондентам необходимо выбрать вариант ответа из предлагаемых готовых ответов. Анкеты, содержащие только закрытые вопросы, ограничивают возможности отвечающих на них, но в то же время лучше поддаются математической обработке.
Вопросы открытого типа требуют самостоятельного формулирования ответа респондентом.
Встречаются вопросы полузакрытого типа (открыто-закрытого), когда ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента.
По форме предъявления вопросы анкеты могут быть прямыми и косвенными, в том числе безличными и проективными.
Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать особенности личности изучаемого человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков. Беседа может проводиться в целях подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью других методов.
Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий. Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы поддерживались доброжелательные отношения, не возникала психологическая отчужденность, сохранялся контакт с собеседником. Целесообразно беседу начинать с темы, интересной собеседнику, а затем переходить к вопросам, представляющим интерес для исследователя. Беседа, как правило, не протоколируется, записи делаются после нее. При осмыслении записей беседы учитываются все сведения, полученные другими методами.
Беседа должна иметь четкую цель, план ее проведения. При разработке вопросов беседы целесообразно продумывать как основные, так и дополнительные, поддерживающие вопросы.
Интервьюирование – метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации. Формализованное интервью предполагает, что общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией.
Изучение результатов (продуктов) деятельности – метод, который позволяет опосредованно выявлять сформированность мотивов, черт личности, ценностных ориентаций, профессиональных намерений, знаний и умений, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. В ходе использования данного метода исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с результатами (продуктами) его предшествующей деятельности: сочинениями, контрольными и проверочными работами, рисунками, поделками и др.
Метод экспертных оценок предполагает привлечение независимых экспертов к оценке изучаемых фактов, явлений, процессов. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах). По заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и др.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации являются поводом выявления качеств объекта при дальнейшем исследовании. Наиболее сложным в использовании этого метода является процедура отбора экспертов. Социологи к экспертам предъявляют следующие требования: компетентность; креативность; положительное отношение к экспертизе; научная объективность и принципиальность; аналитичность, критичность, конструктивность и системность мышления.
Самооценка - осуществляется по алгоритму, который позволяет определить степень трудностей и ошибок, которые испытывают опрашиваемые ученики, студенты или педагоги в определенном виде деятельности.
Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения.В магистерской диссертации обычно последовательно описываются три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап эксперимента проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике исходного состояния изучаемого явления (в психологии – начальный уровень развития исследуемого психологического процесса, свойства, состояния). Для этого выделяются критерии и показатели изучаемого явления и составляется специальная диагностическая программа, включающая комплекс взаимодополняющих научных методик, отвечающих показателем достоверности, валидности, надежности, репрезентативности, которые позволяют достаточно глубоко изучить каждый показатель. Если в научной литературе отсутствуют необходимые методики для исследования выделенных показателей, то в ряде случаев магистрант совместно с научным руководителем разрабатывают и апробируют собственные анкеты, беседы и пр.
В процессе формирующего этапа эксперимента студент организует проверку выдвинутой гипотезы, реализует на практике разработанную им программу (формирующую или развивающую, коррекционно-развивающую, профилактическую и пр.), вводя новые условия, типы заданий и пр. и изучая их влияние на повышение эффективности педагогического процесса (на изменение изучаемого психического процесса, свойства или состояния). На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и анализ полученных данных, их статистическая обработка, составление таблиц, построение графиков и др.
Контрольный этап эксперимента дает возможность уточнить эффективность проведенной работы, правильности или ошибочности гипотезы. Здесь проводится повторное диагностическое обследование испытуемых с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе, что позволяет сравнить первоначальные данные и конечные результаты, отражающие произошедшие за время эксперимента изменения.
Педагогический (психолого-педагогический) эксперимент – комплексный метод научного исследования. Его сущность состоит в том, что он ставит изучаемые явления в определенные условия, создает планомерно организуемые ситуации, выявляет факты, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями (условиями) и получаемыми результатами. В связи с тем, что в образовательном процессе невозможно создать идентичные условия при организации обучения и воспитания, эксперимент в чистом виде невозможен. Поэтому в педагогических исследованиях обычно применяют метод опытно-экспериментальной работы, которая, опираясь на механизмы и процедуры эксперимента, в значительной мере учитывает и субъективные факторы: специфику образовательного пространства, профессиональные и индивидуальные качества исследователя и др. Выбор методов научного познания определяется в соответствии с целью и задачами исследования и является одной из важных составляющих успеха в работе над магистерской диссертацией.
[1] Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2008. С. 236.
[2] Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Изд. центр «Академия», 2003. С.213.