Основные положения теста Роршаха




Тест Роршаха

(По Б.И.Белый Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л.Н.Собчик. – СПб, “Дорваль”, 1992 г. – 200 с., илл.)

 

 

Основные положения теста Роршаха

 

В отличие от всех существовавших прежде психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором. В этих условиях от­веты в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в экспе­рименте внешних раздражителей. Такие методики получили в дальнейшем название личностных, и тест Роршаха был первым среди них.

Толкование чернильных пятен изучалось и до Роршаха, но ограничи­валось главным образом содержательной стороной ответов. Роршах впервые перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возник­новения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму и т. д.) он при этом использует.

В предложенных им десяти таблицах Роршаху удалось создать такую комбинацию пятен, которая позволяет практически неисчислимым количе­ством способов выделять в них различные участки, опираясь при этом то на форму, то на цвет, то на оттенки пятен, то на очертания прилежащих к пятнам участков белого фона, то на сочетание всех этих способов вос­приятия.

Роршах сумел формализовать ответы на пятна, ввел количественные критерии, изучил особенности толкования пятен у 405 испытуемых, среди которых были как здоровые лица различных возрастных групп, так и боль­ные разными психическими заболеваниями. Он заметил, что определенные категории ответов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпретаций можно примерно оценить степень интеллекта испытуемых. Он показал, чем отличаются ответы здоровых людей от ин­терпретаций психически больных, и описал способы трактовки таблиц, ха­рактерные для шизофрении, врожденного и приобретенного слабоумия, эпи­лепсии и маниакально-депрессивного психоза.

Основные теоретические установки Роршаха заключались в следующем. Если человек оперирует всем пятном целиком, значит, он способен восп­ринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мыш­лению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и ме­лочен, если на редких — значит, склонен к “необычайному” и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей — о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных — о негативизме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживается тенденция к прямым аналогиям и мысль об одно­значности способа видения и характера мышления. Видишь всякую ме­лочь, — значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон, — значит, и мыслишь нетрадиционно.

Способность к четкому восприятию формы пятен Роршах считал инди­катором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интел­лекта. Ответы по движению, возникающие при содействии представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях, он рассмат­ривал как показатель интеллекта, меру внутренней жизни (интроверсии) и эмоциональной стабильности. Большое количество цветовых ответов он рас­ценивал как проявление эмоциональной лабильности.

Соотношение ответов по движению и цвету Роршах назвал “типом пе­реживания”. Преобладание ответов по движению он связал с интроверсивным типом переживания, преобладание цветовых ответов — с экстратензивным. Главное отличие интроверсии от экстратензии он усматривал в большей зависимости от внутренних переживаний, чем от внешних впечат­лений.

Уделив особое внимание особенностям восприятия пятен, Роршах срав­нительно мало останавливался на том, какие именно объекты усматривались в них. Он полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает переживания испытуемых.

Роршах не смог предложить теории, объясняющей связь особенностей восприятия пятен с теми или иными личностными характеристиками. Все его трактовки носили эмпирический характер и нередко строились по прин­ципу аналогий и “здравого смысла”. Но ему удалось создать почти универ­сальный тест, способный давать большое количество оригинальной и новой информации практически о любой однородной группе испытуемых. В созда­нии этого необычайного и удивительно многостороннего аппарата исследо­вания он сумел сделать так много, что за семь десятилетий, прошедших после его смерти, тест в своей основе не изменился, в него были внесены лишь небольшие добавления.

 

Большинство отечественных авторов пользовались двумя способами шифровки. Один из них — “классический Роршах” — представлен монографией Бома, другой — так называемая “американская школа”, наиболее полно изложен в работах Клопфера и соавторов. По­скольку между этими двумя направлениями имеются различия, то выводы авторов, пользующихся разными обозначениями, в ряде случаев становятся трудно сопоставимыми.

За основу использованных в данной работе способов шифровки была взята система Клопфера как наиболее разработанная (большинство примеров этой главы взято из руководства Клопфера и соавторов). Указанная система дополнялась некоторыми положениями, взятыми у других авто­ров.

Проведение эксперимента

Исследование должно проводиться в спокойной и непринужденной об­становке в отсутствие посторонних. При необходимости присутствия третьего лица желательно предупредить об этом испытуемого и получить его согласие. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента, исключить теле­фонные звонки и другие отвлекающие моменты, Если испытуемый пользу­ется очками, надо заранее позаботиться, чтобы они были под рукой. Испы­тание лучше проводить при дневном свете. В тех случаях, когда проводится развернутое психологическое исследование, тест Роршаха рекомендуется предлагать испытуемому в первую очередь.

Экспериментатор садится за стол под прямым углом по отношению к испытуемому или рядом с ним так, чтобы видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы предварительно кладутся слева от экспериментатора вниз изображением.

Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предва­рительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом (усталость, болезнь) и психическом со­стоянии субъекта во время показа таблиц.

Происхождения таблиц обычно не объясняют. Если испытуемый спра­шивает, не является ли данный эксперимент проверкой интеллекта, следует ответить отрицательно, но можно согласиться с мнением, что испытание представляет собой проверку фантазии. От вопросов испытуемого в ходе эксперимента следует уклоняться и откладывать их разрешение “на потом”.

Работа с испытуемым состоит из четырех этапов: 1) собственно выпол­нение, 2) опрос, 3) использование аналогий, 4) определение пределов чув­ствительности.

1-й этап. Таблицы дают испытуемому в руки в основном положении, в определенной последовательности — согласно номеру на обороте таблицы. Испытуемого спрашивают, что напоминают ему пятна, на что они похожи. Инструкцию можно повторить несколько раз. Если испытуемый сомневается в правильности своих ответов, то ему говорят, что ошибочных ответов не бывает, так как все люди видят на таблицах разное. Бом предлагает дополнить инструкцию следующей фразой: “Вы можете поворачивать таб­лицы как угодно”. По мнению Клопфера и соавторов, замечания о повороте таблиц в первоначальную инструкцию включать не следует, но когда испытуемый сам начинает поворачивать таблицу, ему не мешают. Мы рекомендуем воспользоваться инструкцией Бома.

Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. До­пустимы поощрения: “Да”, “Отлично”, “Видите, как хорошо у Вас получа­ется”. При трудностях с ответом на первую таблицу экспериментатор ведет себя выжидательно, но если толкование так и не дается, надо переходить к следующей таблице. Если после первого ответа следует длинная пауза, спрашивают: “А что еще? Вы можете дать несколько ответов”.

Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таб­лицей после 8—10 ответов.

Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фик­сируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: л — основное положение таблицы (а), > — верхний край таблицы справа (b), v — таблица пере­вернута (с), < — верхний край таблицы слева (d). Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме, где таблицы изображены в уменьшенном виде. Если речь идет не об основном положении таблицы, то обозначения типа “снизу”, “сверху”, “справа” ре­комендуется заключать в скобки. Временные показатели фиксируются при помощи часов с секундной стрелкой; секундомер нежелателен, так как может вызвать экзаменационный стресс.

2-й этап. Опрос, необходимый для уточнения ответов. Главная ориен­тация опроса заключается в словах: “где?”, “как?” и “почему?” (“Покажите, где находится”, “Как возникло у Вас такое впечатление?”, “Почему это такой-то образ?”). При этом лучше пользоваться терминологией самого ис­пытуемого. Если, например, дан ответ “красивая бабочка”, можно спросить, что делает пятно похожим на бабочку и почему она выглядит красивой. Формулировка последующих вопросов будет зависеть от полученных ответов. Не следует наводящими вопросами внушать испытуемому такие ответы, которые не отражают его личного восприятия.

Если испытуемый затрудняется в словесном обозначении локализации, ему предлагают сделать копию указанной части пятна при помощи прозрач­ной бумаги или нарисовать увиденный образ. Для уточнения, виден ли человеческий образ в движении, экспериментатор просит испытуемого более подробно рассказать о воспринятом. Вопросы типа: “Речь идет о живом или о мертвом?” — не рекомендуются. Для выяснения, использован ли в ответе цвет, спрашивают, можно ли увидеть тот же образ на уменьшенных ахро­матических диаграммах (см. таблицы локализации на рис. 2.1).

Если на этом этапе даются дополнительные ответы, они могут быть использованы для общей оценки, но при расчетах не учитываются.

3-й этап. Использование аналогий необязательно и применяется только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах. Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, движение, оттенки), указанный в одном ответе, применить к другим ответам. Полученные результаты относят к дополнительным оценкам.

4-й этап. Определение пределов чувствительности. Необходимость его тем меньше, чем богаче первоначальный протокол. На этом этапе опреде­ляют: 1) может ли испытуемый видеть детали и интегрировать их в целое, 2) может ли он воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение, 3) может ли он воспринимать цвет, светотень и популярные образы.

Ответы испытуемого провоцируются все более конкретными вопросами. Если испытуемый дает только целостные ответы, говорят: “Некоторые люди могут что-нибудь увидеть в отдельных частях таблицы. Попробуйте, может быть, у Вас тоже получится”. Если испытуемый затрудняется выполнить эту просьбу, указывают на обычную деталь (D) и спрашивают: “На что это похоже?”. Если и это не помогает увидеть образ в детали пятна, можно сказать, что некоторые люди видят “животных” в боковых розовых областях табл. VIII и “пауков” в верхних боковых синих пятнах табл. X.

Если испытуемый не дает популярных ответов, то ему показывают не­сколько популярных образов и спрашивают: “Как Вы думаете, похоже это на...?”

Когда в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. При выделении групп, например по содержанию, просят еще раз разделить таблицы по другому признаку. В третий раз можно предложить разложить таблицы на приятные и неприятные. Если в течение трех Попыток испытуемый не выделит группу цветных таблиц, делается вывод, что он не реагирует на цветовой стимул.

 

Ответы на обычные детали. Части пятна, которые хорошо заметны и чаще всего воспринимаются, называются обычными деталями. Образы, построенные на их основе, обозначаются D. Большинство D являются крупными фрагментами, но в эту категорию попадают и небольшие детали, если они имеют отчетливую форму и сразу бросаются в глаза. (Такие небольшие, но достаточно часто воспринимаемые детали американские авторы выделяют в особую разновидность обычных деталей, обозначаемую символом d).

Ввиду отмеченной многими исследователями зависимости восприятия таблиц Роршаха от этнического фактора Лосли-Устери рекомендовала составление локализационных карт для каждой страны отдельно. В нашей стране такая работа была проведена И. Г. Беспалько (Беспалько И.Г. Статистические и клинико-диагностические аспекты категории локализации в методе Роршаха // Тр. Ленингр. Науч. – исслед. Психоневрол. Ин-та им.В.М.Бехтерева. 1978. Т. 87. С. 104 – 113, 145 – 152). Ниже приводится составленный им список D:

 

Таблица I.

1. Вся средняя область ("жук", "человек"),

2. Весь боковой раздел ("мифическое животное").

3. Верхняя половина боковой области ("голова собаки"),

4. Нижняя половина боковой области без четких внешних границ; выбор этой области происходит не за счет внешних границ, а за счет текстуры ("голова плюшевого мишки", "голова филина"),

5. Боковой контур нижней половины боковой области ("профиль куклы"),

6. Наиболее выраженный боковой выступ ("крыло"),

7. Верхние центральные когтеобразные выступы ("рога олененка").

8. Верхняя половина центральной области ("краб"),

9. Темная часть нижней половины центральной области ("бедра").

 

Таблица II.

1. Вся темная область ("медведи").

2. Нижнее красное пятно ("бабочка"),

3. Промежуточное белое центральное пятно ("юла"),

4. Верхние красные области.

5. Верхнецентральная коническая область ("ракета", "замок", "рыцарь").

6. Нижний боковой выступ ("голова петуха").

 

Таблица III.

1. Все темное ("два человека"),

2. Верхне-боковые красные пятна ("обезьяны").

3. Центральное красное пятно ("бабочка"),

4. Нижне-боковые продолговатые области ("рыба"; в концепции D1* - "ноги людей"),

5. Центрально-нижние темные округлые области ("головы негров"),

6. Весь нижний темный центр.

7. "Голова и туловище человека" от D1 ("человек"; в с - D1 положении - "птица").

8. Весь серый центр нижней центральной темной области D6.

9. "Голова человека" от D1.

10. Нижняя часть "туловища человека" (в b-положснии - "голова мыши").

11. "Один из людей".

12. Нижние окончания D4 ("туфли на каблуках", "копыта").

 

Таблица IV.

1. Центральная нижняя область ("голова улитки").

2. Нижне-боковой выступ, наружная часть светло-серой области ("голова собаки", "профиль человека с чубом"),

3. Вся нижне-боковая часть ("сапог").

4. Верхний продолговатый выступ ("змея", "корни"),

5. Вся нижняя боковая светло-серая область, светлая часть "сапога" (в b-положении - "собака").

6. Темное в "сапоге" ("морж").

7. Небольшой выступ в верхней части пятна ("профиль клоуна" в Ь-положении, "голова гимнаста" в D8).

8. Весь верхний боковой выступ, включающий в себя D4, а также его темное основание и соединительную полосу от основания к D4 ("голова птицы").

9. Вся центральная темная полоса ("позвоночник").

10. Вся верхняя половина пятна ("голова собаки").

11. Самая верхняя центральная светлая область, берущаяся или целиком ("голова человека"), или только в ее выступающей части ("цветок*).

 

Таблица V.

1. Нижние центральные продолговатые выступы ("змеи").

2. Боковая область, включающая около трети "крыла" и наружные боковые выступы ("окорок", "бегущее животное"),

3. Самая наружная боковая часть ("голова крокодила").

4. Центральная верхняя область ("голова зайца").

5. Половина всего пятна или почти вся половина ("крыло").

6. Весь центр ("заяц"),

7. Верхние выступы ("уши зайца").

8. Самый наружный верхний боковой отросток ("нога").

9. Верхний контур крыла ("профиль") с возможным включением боковых отростков D3, образующих бороду или рога профиля,

10. Нижний контур крыла ("профиль в высокой шапке"),

 

Таблица VI.

1. Вся нижняя часть ("шкура").

2. Вся верхняя чисть ("птица").

3. Одна из половин нижней части ("голова с длинным носом"; в d-положении - "айсберг").

4. Верхние выступы на D2 ("крылья птицы").

5. Самая верхняя часть пятна в виде округлого выступа с отходящими от него по бокам тонкими черточками ("усами") или без них ("голова змеи").

6. Верхняя центральная продолговатая часть, оставшаяся от двух, после исключения боковых D4 ("крыльев").

7. Нижние центральные маленькие выступы, два центральных и два слегка латеральнее ("органы цветка", "рот насекомого").

8. Большой боковой выступ ("голова моржа").

9. Вся темная центральная полоса, начиная с самого верха ("позвоночник").

 

Таблица VII.

1. Средняя область ("голова чудовища").

2. Одна или обе верхние области с самыми верхними выступами ("прическами") или без них ("головы женщин").

3. Верхняя или средняя области как целое (в d-положении - "собачка").

4. Вся нижняя область с указанием или без указания на темный центр ("бабочка").

5. Промежуточная белая область ("голова в треугольной шляпе"),

6. Темная нижняя центральная часть с расположенной ниже серой центральной областью или без нее ("человек", "разрез скважины").

7. Самый верхний выступ ("кошкин хвост").

8. Одна из симметричных половин всей нижней области D4 ("шахматный конь"),

9. Маленькие светло-серые остроконечные выступы на верхней области ("сосульки"),

10. Самый нижний светло-серый центр, взятый самостоятельно, т. е. вне D6 ("голова собаки").

 

Таблица VIII.

1. Боковые розовые области ("идущее животное*).

2. Весь нижний оранжево-розовый центр ("бабочка", "цветок"),

3. Верхняя серо-зеленая коническая часть ("гора") с возможным присоединением центральной темной полосы и нижелсжаших голубых квадратов ("ель"),

4. Светлое скелетовидное образование между голубыми квадратами с возможным включением выше- и нижележаших центральных темных полос ("позвоночник", "грудная клетка").

5. Голубые квадраты, один или оба.

6. Самые латеральные выступы на D2 ("голова собаки").

7. Самая нижняя оранжевая часть (нижняя половина D2).

8. Верхняя розовая половина D2.

9. Верхушечная часть на D3 (два остроконечных выступа на самом верху таблицы - "два человека издали", "клюв"),

 

Таблица IX.

1. Одна из симметричных зеленых областей.

2. Одна или обе верхние оранжевые области.

3. Вся центральная светлая область с включением или без центральной полосы и двух глазоподобных пятен ("платье", "скрипка").

4. Только боковые части нижней розовой области ("голова человека").

5. Вся центральная линия или только ее часть, заключенная в области D3, но называемая самостоятельно ("фонтан", "трость").

6. Вся нижняя розовая область ("облака", "запеленованный младенец").

7. Наибольший коричневый выступ с медиальной стороны D2 ("клешни рака*).

8. Вся разветвленная коричневая с медиальной стороны D2 (при ее выделении в ответ должны входить не менее двух из трех составляющих ее выступов - "рога оленя", "два человека и дерево"),

9. Небольшая область в D1, частично граничащая с D2 ("голова лося").

10. Розоватая область вместе с центральной полосой (т. е. D6 и D5, взятые как целое; в с - положении - "дерево").

11. Обе зеленые половины, взятые как целое ("тазовые кости"),

12. Центральная светлая округлая область (нижняя часть D3) с двумя входящими в нее пятнами, напоминающими глаза, или без них ("голова совы").

13. Оранжевая верхняя и зеленая средняя области как целое (Dl + D2).

14. Самый верхний из трех входящих в D8 выступов (в d-положении напоминает "ключ”, "сапог”).

 

Таблица X.

1. Верхние боковые синие пятна ("краб").

2. Нижние зеленые продолговатые области без объединяющего их центра ("гусеница").

3. Темные плотные области примерно на среднем уровне карты снаружи от розовых областей ("жук"), иногда с включением связанного с основной областью темного пятна в желтом соседнем пятне ("лань*).

4. Нижняя центральная небольшая часть светло-зеленого цвета с включением боковых темных точек или без них ("голова кролика", "человечек").

5. Внутренние желтые области ("амеба", "сидящая собака").

6. Одна или обе верх нецентральные темные области ("насекомые").

7. Весь темный верхний центр.

8. Большие продолговатые розовые области.

9. Синие небольшие области с внутренней стороны от розовых пятен с объединяющим их маленьким синим пятном или без него ("скалолазы").

10. Нижние наружные коричневые пятна ("мохнатая собака").

11. Маленькая, центрально расположенная рогаткообразная часть оранжевого центра ("вишни").

12. Зеленые верхние пятна ("кузнечик").

13. Вся зеленая нижняя подковообразная область, т. с. D2 + D4, взятые как целое ("лира").

14. Самый верхний темный центральный "столб" ("обрубленный ствол").

15. Желтые боковые области ("осенние листья").

16. Обе розовые части совместно с верхним темным центром с включением темного центрального столба D14 или без него.

17. Верхняя белая центральная область, ограниченная розовыми областями с боков и синими D9 снизу с включением находящейся внутри нее D11 или без нее ("белая сова", "черепаха").

18. Вся промежуточная область между продолговатыми розовыми областями. Включает находящиеся в ней цветные области, образующие глаза (D5), усы (DI3) и т. д. ("лицо человека", "голова козы").

 

 

Детерминанты

К ним относятся качественные характеристики ответа по форме, кинестезии, цвету и светотени. Главным может быть только один детерминант, остальные считаются дополнительными. На первое место ставится детерминант, подчеркиваемый испытуемым в описании и разработке ответа. Детерминант, применимый только к части указываемого пятна, например, цвет в ответе "Медведи с красными шляпами", или обусловленный подсказкой, оценивается как дополнительный. В затруднительных случаях предпочтение отдается детерминанту, уже упомянутому, а не тому, который впервые возник во время опроса. В остальных случаях на первое место ставят кинестезию, на второе - цвет и на третье - текстуру. Поскольку форма всегда имеет место o кинестетических ответах и включается в оценки светотени и цвета, она никогда не учитывается как дополнительный детерминант.

 

Содержание Ответов

 

Содержание ответов обозначается следующими символами:

Н - человеческие фигуры, целые или почти целые,

(Н) - человеческие фигуры, лишенные реальности, т. е. представленные как рисунки, карикатуры, скульптуры, или как мифологические существа (чудовища, ведьмы),

(Нd) - части человеческих фигур,

А - фигура животного, целая или почти целая.

(А), - мифологическое животное, чудовище, карикатура, рисунок животного

Ad - части животного, обычно голова или лапы,

At - внутренние органы человека (сердце, печень и т. д.),

Sex - ссылки на половые органы или на сексуальную деятельность или указания на таз или нижнюю часть тела,

Obj - предметы, сделанные людьми,

Aobj - предметы, созданные из животного материала (шкура, мех),

Aal - внутренние органы животных,

Food - пища, например мясо, мороженое, яйца (фрукты и овощи относятся к растениям),

N - пейзажи, вид с воздуха, заход солнца,

Geo - карты, острова, заливы, реки,

Pl - растения всех видов, включая цветы, деревья, плоды, овощи и части растений,

Arch - архитектурные сооружения: дома, мосты, церкви и т. д.,

Art - детский рисунок, акварель, где нарисованное не имеет специфического содержания; рисунок пейзажа будет N и т. д.,

Abs - абстрактные концепции: "власть", "сила", "любовь" и др.,

В1 - кровь,

Ti - огонь,

Cl - облака.

Более редкие виды содержания обозначаются целыми словами: Smoke, Mask, Emblem и т. д.

 

Оригинальность ответов

По частоте ответов отмечаются только две крайности: наиболее распространенные, или популярные, и наиболее редкие - оригинальные ответы. Под популярными ответами Р Роршах подразумевал толкования, которые даются каждым третьим испытуемым. Большинство авторов относят к популярным ответы каждого шестого испытуемого.

Популярность ответов в значительной степени определяется этнографическими факторами, поэтому перечни Р у различных авторов несколько отличаются друг от друга. Ниже мы приводим список ответов, полученный И. Г. Беспалько на выборке из 204 взрослых с указанием процента называющих их испытуемых. Минимальная частотная граница Р равна у него 16 %, т. е. 1/6 от числа испытуемых.

 

Таблица Р-ответы %
I 1. Летучая мышь (ВСЕ пятно) 38.2
2. Бабочка (все пятно) 25.5
3. Жук (вся центральная область) 22.5
II 4. Любое четвероногое в обычном или боковом положении 31.5
III 5. Два человека (вен темная область в обычном положении). Один из "людей" - тоже Р 66.7
6. Бабочка или галстук - бабочка (центральная красная область) 46.1
7. Человек или человекоподобное существо с поднятыми руками (на всю темную области в перевернутом положении) 20.6
8. Передняя часть насекомого, мухи, жука (на всю темную область в перевернутом положении) 20.6
IV 9. Меховая шкура или меховой ковер (все пятно) 21.6
V 10. Летучая мышь (все пятно) 60.8
11. Бабочка (все пятно) 48.5
VI 12. Шкура, меховая одежда, меховой ковер (все пятно или без верхнего D) 40.2
VII 13. Головы или лица женщин (обе или одна верхняя область, называемая самостоятельно или входящая в более обширные локализации) 33.3
14 Голова животного и обычном положении таблицы (на среднюю область) 24.5
VIII 15. Любой вид млекопитающего (боковые розовые области) 82.4
X 16. Любое многоногое животное: паук, осьминог, жук (верхние боковые синие пятна) 60.8
17. Голова зайца (нижняя центральная область светло-зеленого цвета) 16.2  
18. Морской конек в перевернутом положении (центральные зеленые продолговатые области) 30.0
19. Жуки, насекомые (два симметричных центральных темных пятна в верхней центральной области, взятые с объединяющей их стволоподобной областью или без нее) 17.2
20. Жук, краб, клещ (боковая темная область на среднем уровне таблицы) 27.5

 

Оригинальные ответы встречаются приблизительно один раз на 100 ответов у здоровых людей. В зависимости от четкости восприятия оригинальные ответы подразделяются на Orig+ и Grig-. Различают оригинально разработанные ответы и оригинальные ответы, обусловленные особенностями восприятия. Последние отражают отклонения от обычных способов восприятия; нередко при этом отмечается смешение фигуры и фона.

 

Оценка уровня формы

 

Очевидно, что простое разделение ответов на популярные и оригинальные, а также на ответы с хорошей и плохой формой лишь весьма приближенно позволяет оценивать качество ответов. Ясно, что комбинаторные ответы на пятна, включающие в себя как перцепцию отдельных деталей, так и объединение их в единую концепцию, являются ответами более высокого качества, чем простые по структуре популярные ответы, где все пятно или его участок рассматриваются как некое недифференцированное единство. Но как оценить степень четкости восприятия и отразить уровень его дифференциации и сложности? Предлагалось много способов решения этой проблемы.

Бек описал понятие организационной активности (Z), т. е. способности воспринимать все пятно как целое, либо видеть в связи друг с другом прилежащие, либо отделенные друг от друга детали, либо включать в ответ белые промежутки между пятнами. Перечисленные признаки организационной активности по-разному проявляются на разных таблицах: например, на одни таблицы легко дать целостный ответ, но трудно сопоставить друг с другом отдельные детали, на другие, напротив, целостные ответы даются редко, а отдельные детали связываются друг с другом без особого труда. Бек предложил условную шкалу баллов за любое проявление подобной активности на каждой из таблиц. Его система представляет известный интерес, но проблемы оценки качества ответов она не решила.

Рапапорт и соавторы разделили целостные ответы на комбинаторные (W+), банальные (Wo), неопределенные (Wv) и нечеткие (W-).

Фридман предложил оценивать уровень формы в зависимости от зрелости зрительной перцепции, основные признаки которой - четкость, дифференцированность и хорошая организация - были сформулированы Мейли-Дворецки. Так, целостные ответы с хорошей формой он разделил на три категории. К самым лучшим ответам (W++) он отнес те перцепции, в которых единое поле на таблицах I, IV, V, VI, IX сначала разделялось на составные части, а затем логически комбинировалось в единый, четко увиденный ответ. Примеры таких ответов: табл. 1 - "трое танцующих", табл. V - "осел с грузом на спине".

 

Расчеты

 

Определяется среднее время реакции (Tl), т. е. время от показа таблицы до первого ответа, и среднее время ответа (Тг), которое вычисляется из отношения длительности эксперимента к общему количеству ответов. Иногда эти показатели вычисляют отдельно для черных и цветных таблиц. Среднее время реакции колеблется от 10 с до 1 мин, среднее время ответа - около 30 с.

Отдельно подсчитывается количество целостных интерпретаций, ответов на обычные, мелкие и необычные детали, количество форменных, кинестетических и цветовых ответов.

Содержание учитывается в стандартном порядке: Н, Hd, A, Ad, At, Sex, Pl, N, Obj, Asch, и т. д. Первые четыре категории учитываются всегда, даже если число ответов ни них равно 0.

Учитывается соотношение Н: Hd и А: Ad; в норме оно равно 2:1. Американские авторы определяют соотношение W: М, в норме также равное 2: 1. Отдельно подсчитывается число оригинальных и популярных ответов.

После этого ряд показателей вычисляется в процентах. F+% - процент ответов с четкой формой - это прицептивное отношение четко увиденных форменных ответов к общему количеству ответов формы. Учитываются только форменные ответы; интерпретации по движению, цвету и светотени при этом в расчет не принимаются. Неопределенные ответы F± засчитываются как 1/2 ответа. Например, F = 40, из них F+ = 28, F- = 8 и F± = 4.

F+% = 30´100/40 = 75%

А% (процент ответов по животным) - процентное отношение суммы целых образов и частей животных (А+Ad) к общему числу ответов (R).

Р% (процент популярных ответов) - процентное отношение популярных ответов к общему числу ответов.

Orig% (процент оригинальных ответов) - процентное отношение оригинальных ответов к общему количеству ответов.

Последовательность, или сукцессии, - это порядок, в котором выступают при толковании таблиц различные способы восприятия. Если испытуемый на каждой таблице даст сначала целостный ответ, а затем переходит к деталям, никогда не называя мелкую деталь перед крупной, то такая последовательность обозначается как строгая. Такие случаи крайне редки. Если ответы на все таблицы начинаются с W и имеются одна-две нерегулярности, тогда последовательность называется упорядоченной. Если W более одного раза следует за D-ответами, последовательность нужно рассматривать как свободную. Если нерегулярность так велика, что вообще нельзя усмотреть никакого порядка, то это бессвязная, или неупорядоченная, последовательность. Наконец, если испытуемый большинство таблиц начинает с Dd или Do, а затем переходит к D- и W-ответам, то такая последовательность называется обратной.

Индекс реалистичности (Rl) вычисляется по частоте встречаемости четырех ответов: 1) ответа по движению на табл.III в обычном изложении, 2) "летучей мыши" на табл. V в любом положении, 3) любой фигуры животного на боковые розовые области табл. VIII, 4) любой фигуры животного на табл. X. Если один из этих ответов дается первым, он оценивается в два очка, если указывается позднее - в одно очко. Максимально возможная величина индекса реалистичности равна восьми, в норме она колеблется от пяти до семи.

 

Особые феномены

Поскольку по множественности аспектов методика Роршаха превосходит любой другой тест, кроме чисто формальных данных, при использовании его таблиц следует принимать во внимание еще множество факторов, не поддающихся формальной количественной оценке. В протоколе они обычно перечисляются после расчетов под названием особых феноменов. Ниже мы остановимся на важнейших из них.

Отказы. При затруднениях дать ответ на какую-нибудь таблицу стараются преодолеть эту задержку течения мыслей. Подбадривающе говорят: "Вы попробуйте, не торопитесь, тут всегда можно что-нибудь найти". Отказы чаще возникают на таблицы II, IV, VI, IX. Они могут встречаться при депрессиях, ступоре, эпилептическом абсансе, при неврозах и психопатиях, но нередко бывают и у здоровых людей. У больных шизофренией бывают отказы на "легкие таблицы" (I, III, V, VIII), в то время как остальные не вызывают у них затруднений.

Осознание толкования. Здоровые испытуемые обычно ощущают расхождение между воспринимаемым пятном и энграммой, хранящейся в их памяти. Психастеники и педанты нередко подчеркивают, что тот или иной участок пятна только напоминает названный ими образ. При слабоумии такое осознание толкования может полностью отсутствовать. Больные твердо убеждены, что пятно имеет определенное значение и пытаются угадать его. Чаше встречается сниженное осознание толкования, что проявляется вопросами: "Это верно?", "Что это в действительности означает?" Такая неуверенность при толковании таблиц отмечается при ряде психических заболеваний, но может встречаться и у здоровых людей с отдельными невротическими чертами.

Субъективная и объективная критика. Первая выражается фразами: "У меня недостаточно развита фантазия", "Следовало бы изучить анатомию". Такие замечания являются признаками внутренней неуверенности и встречаются у психастеников, при неврозах, фобиях, шизофрении и органическом поражении мозга. Объективная критика чаще проявляется в виде критики формы: "Уши сюда не подходят", "Это следовало бы удалить". Она указывает на осторожность и боязливость, а также на бедность фантазии у педантов и психастеников. По мнению Рапапорта и соавторов, выраженная критичность по отношению к пятнам ("Это мне не нравится", "Глупая картина", “А что Вы сами думаете об этом?") выражает сильное агрессивное напряжение и недоброжелательность к экспериментатору, которые испытуемый не может выра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: