Дом купца Терского. А. П.
Фото 1(12.12.2019). Фото 2(-.-.1983).
Историческая справка: Купчая крепость на участок оформлена Терским в 1783 г. Точная дата постройки дома не установлена, но в «Обывательской книге по городу Красноярску» за 1817 г. во владении купца 3 гильдии А.П. Терского, бургомистра городского магистрата, числится уже «2-этажный каменный дом с лавкой».
Архитектор: Архитектор, руководивший строительством, неизвестен.
Стиль и его особенности: Стилистически архитектура дома А. П. Терского первоначально была близка эстетике классицизма с характерными для его красноярского варианта упрощёнными, но очень красивыми формами декоративного убранства. Значительные изменения в характере застройки бывшей усадьбы Терского произошли после пожара 1881 года, в котором сгорело около 300 городских домовладений. Дом А. П. Терского соответствует формам барокко. Российское барокко имеет некоторые характерные черты, которые отличают его от барокко Западноевропейского, любимая фигура - прямоугольник, декоративные детали выступали из плоскости стены, делались из гипса и покрывались белой краской.
Датировка: 1783 – 1817 годы.
Описание объекта: Дом расположен на юго–восточном углу расширенного перекрестка главной улицы исторического центра, к проспекту Мира обращен северным фасадом. Двухэтажный кирпичный, прямоугольный дом, под крутой вальмовой крышей [1] с оштукатуренными двухцветными фасадами в формах барокко.
Перестройки и утраты: Утрачены каменные ворота и ограда, кровля заменена на шиферную. Во втором этаже западного фасада пробито не совпадающее с декором окно. Цоколь облицован камнем. Фасады частично закрыты рекламными изделиями. Заменена часть оконных и дверных блоков.
Значимость памятника: Один из первых в городе каменных жилых домов рубежа XVIII - XIX веков, в формах барокко. Входит в комплекс застройки исторической Владимирской площади на перекрестке улиц Парижской Коммуны и проспекта Мира.
|
Дома купца Гудкова. П.К.
Деревянный дом купца Гудкова. П.К.
Фото 3(07.12.2019). Фото 4(-.-.1980-е).
Историческая справка: Дом был построен в 1895–1896 гг. почетным гражданином города, купцом 1-й гильдии, директором золотопромышленного общества «Драга», городским головой Павлом Козьмичом Гудковым (1849–1908 гг.). В доме было 11 комнат, разделенных капитальными стенами. Дом был не только жилым, но и рабочим местом Гудкова. В здании находилась контора общества «Драга», в котором Гудков исполнял обязанности директора-распорядителя. Сейчас здесь размещается Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы.
Архитектор: Архитектор, руководивший строительством, неизвестен.
Стиль и его особенности: Ведущее значение в формировании архитектуры Красноярска 1800–1850-х годов принадлежит классицизму. В наибольшей степени стилевые нормы классицизма проявились в облике каменных и деревянных жилых зданий, возводившихся в соответствии с образцовыми проектами, в центральных городских кварталах. К таким домам относится Дом Гудкова. П.Г.Во внешнем виде зданий признаки классического стиля узнать легко по их характерным чертам: ясные пространственные решения, строгие формы, лаконичная внешняя отделка без излишних украшений.
Датировка: 1895-1896 годы.
Описание объекта: Дом Гудкова, представляет собой небольшое деревянное оштукатуренное здание. Снаружи дом кажется небольшим, но строение сильно развито в глубину квартала. Смотрится оно очень красиво и элегантно, в нем подкупает стройность и простота художественного образа — «центральная выступающая часть фасада выделена тремя высокими окнами, завершена на крыше прямоугольным аттиком [2]. Углы обработаны под руст [3] ».
Перестройки и утраты: В начале 2000-х годов проведён капитальный ремонт по стандартам и правилам реставрации. Сохранены фасады, деревянные окна, в помещениях – лепнина.
Значимость памятника: Дом Гудкова является памятником архитектуры XIX века, внесен в перечень объектов культурного наследия по решению Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов 24 декабря 1986 г.
|
2.2 Кирпичный дом купца Гудкова. П.К.
Нет данных о старинном облике.
Фото 5(07.12.2020).
Историческая справка: Одноэтажный кирпичный дом купца III гильдии С.Я.Кузнецова. Построен в 1826г. В 1880 году надстроен второй этаж. В 1887 году. Здание перестроено его новым владельцем П.К.Гудковым, почетным гражданином города, директором золотопромышленного общества "Драга". В начале XX века в здании располагался мучной магазин Гудкова. Сейчас здесь находится Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Красноярскому краю.
Архитектор: Архитектор, руководивший строительством, неизвестен.
Стиль и его особенности: Дом выстроен с чертами классицизма. Характерные черты классицизма в архитектуре: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы, уравновешенность планировки, четкие и спокойные пропорции. В окраске фасадов преобладает светлая палитра, притом, что белый цвет служит для акцентирования внимания на архитектурных элементах.
|
Датировка: 1826-1897 годы.
Описание объекта: С юго-западной стороны композицию перекрёстка проспекта Мира и ул. Парижской коммуны завершает двухэтажный кирпичный, оштукатуренный дом под вальмовой крышей. Фасады прорезан крупными прямоугольными окнами без наличников, декорированы узорами. Главный ризалит [4] увенчан треугольным фронтоном. [5]
Перестройки и утраты: Угловой вход заменен окном. Окна растёсаны. Неоднократная перепланировка помещений. Интерьеры утрачены. Пристроено кирпичное крыльцо с навесом.
Значимость памятника: Крупный торгово-жилой дом конца XIX века, с чертами классицизма, преобладающий фрагмент постройки начала XIX века. Элемент комплекса бывшей Сибирской площади.
3. Торговый дом фирмы «Ревильон – братья».
Фото 6(07.12.2019). ` Фото 7(-.-.1950-х).
Историческая справка: В 1913 году был куплен участок по улице Воскресенской, 51 для строительства торгового дома фирмы с производственными мастерскими в дворовой части здания, заказчиком проекта выступило акционерное общество «Ревильон братья». В 1922 году в здании размещался штаб 26 дивизии и склады Сибдальгосторга. С конца 1920-х по 1950-е годы здесь размещались крупные общественные организации. С 1956 по 1987 год — факультеты КПИ и КГУ. А с 1987 года здание использовалось как сцена драматического театра Пушкина в Красноярске.
Архитектор: Соколовский Владимир Александрович.
Стиль и его особенности: Дом выстроен в стиле неоклассицизм. Основные особенности стиля неоклассицизма: изящность, строгость пропорций, минимум декора, стремление к утонченной цветовой гамме: светлые нежные оттенки (чаще всего бежевый, коричневый), уход от консервативности классицизма.
Датировка: 1914-1915 годы.
Описание объекта: Потакая желаниям заказчика, В.А.Соколовский создал свое великолепное творение, строго следуя законам симметрии, придав ему неповторимый и сильно отличающийся от остальных домов облик. Здание очень красивое, облицовано красным гранитом и серым полированным мрамором. Такая отделка в Красноярске тогда была использована впервые. Даже сегодня глядя на здание, не верится что ему уже более ста лет.
Перестройки и утраты: Памятник не перестраивался. В период ремонтных работ утрачены мраморные камины в залах второго и третьего этажей здания. Зимой 2011 года в здании произошел сильный пожар. В результате пожара памятнику архитектуры нанесен невосполнимый ущерб. Полностью утрачена кровля, межэтажные перекрытия, внутреннее убранство, заполнение оконных и дверных проемов.
Значимость памятника: Памятник архитектуры общественных зданий начала XX века в стиле неоклассицизма. Представительное здание в ряду застройки главной улицы города.
4.Жилой дом с типографией Кохановской.М.Я.
Фото 8(12.07.2019). Фото 9(-.-.1908).
Историческая справка: Здание построено, как жилой дом с типографией Кохановской.М.Я, где в 1910-16 гг. издавались газеты «Сибирская мысль», «Красноярский хроникер» и др. В 1918 г. здесь печатались красноярские денежные знаки. С 1924 г. здесь размещалась типография и редакция газеты «Красноярский Рабочий» и книжное издательство. Сейчас в здании находится Красноярский НИИ геологии минерального сырья.
Архитектор: Соколовский Владимир Александрович.
Стиль и его особенности: Дом выстроен в стиле модерн. Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 – начало 20 века. Русский модерн – стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. Главные черты русского модерна: внешний вид зданий напоминал готический либо романский стиль с барельефами, уклонение от многоцветности, сдержанность и графика ставились во главу.
Датировка: 1908-1909 годы.
Описание объекта: Крупное двухэтажное кирпичное здание, наполненное самыми разными элементами декора. Украшением служат растительные узоры из лепнины над окнами, и объемные маски в проемах балконных дверей.
Перестройки и утраты: Сделана одноэтажная пристройка с запада. Произведена перепланировка, в основном в первом этаже. Используется вход только в левом ризалите главного фасада.
Значимость памятника: Оригинальное производственное и торгово-жилое здание начало XX века с четким функциональным зонированием [6], выявленным во внешнем облике. Памятник архитектуры в формах модерна, с богатой пластикой фасада и элементов интерьера.
5. Торговый дом Семёнова-Романова.
Фото 10(07.12.2019). Фото 11(-.-.1989).
Историческая справка: Место под строительство выделено в 1898 году, построен дом как торговый и доходный купцом М.И. Семеновым и мещанином И.Л. Романовым в 1899-1900 годах. Весь первый этаж первоначально был отведен под магазины, второй под конторские и жилые помещения. С 1901 года по 1915 году несколько раз менялись арендаторы магазинов. В 1915 году три магазина переоборудованы под электротеатр С.Э Цукермана «Аквариум», многократно перестраивавшийся. Конторские помещения верхнего этажа занимали в 1901 – 1903 годах учительская семинария, с 1904 года в помещениях здания располагался русско-китайский банк и контора Санкт-Перебургской страховой компании «Надежда». В 1911 году часть помещений занимало губернское казначейство. В 1918 году размещалась редакция газеты «Красноярский рабочий». В 1931 году располагался первый в городе пионерский клуб. С конца 1970-х годов в здании размещался книжный магазин.
Архитектор: Фольбаум Александр Александрович.
Стиль и его особенности: Дом выстроен в стиле эклектика. Для данного стиля характерно преобладание бежевого, белого и красного цветов. Характерные черты: шатровая, высокая, с двумя скатами крыша, горизонтальные и вертикальные линии, изредка дополняющиеся плавными изгибами, расширяющимися к центру и сужающимися у основания окна, преобладают прямоугольные формы.
Датировка: 1900 год.
Описание объекта: Здание двухэтажное, кирпичное, под вальмовой крышей. Симметричный уличный фасад лицевой кладки выкрашен в 2 цвета. Он расчленен на 8 частей выступами.
Перестройки и утраты: Выполнена перепланировка и изменение интерьеров, превращены в окна часть дверей магазинов, выполнены грубые пристройки к дворовому фасаду.
Значимость памятника: Памятник архитектуры конца XIX века в формах эклектики, сочетающий разные функции. Формирует значительную часть квартала. Главный элемент крупной городской усадьбы в Красноярске. Характерное для исторической застройки города Красноярска второй половины XIX века здание с двухцветными фасадами в формах архитектурной эклектики. Рядовой элемент комплекса исторической застройки города.
[1] Вальмовая крыша — вид крыши с четырьмя скатами, причём торцовые скаты имеют треугольную форму (называются «вальмы») и простираются от конька до карниза. Два других ската трапецеидальной формы.
[2] Аттик — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом.
[3] Рустовка — это облицовка наружных стен здания, в том числе углов, четырехугольными камнями.
[4] Ризалит - выступающая часть здания.
[5] Фронтон — это завершение фасадной стены строения, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
[6] Функциональное зонирование-метод организации и использования полезного пространства, площади в интерьере, на территории город, заключающийся в выделении отдельных зон (участков), предназначаемых для особых видов деятельности человека, процессов или процедур.