Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда




Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) и ее местными органами.

Надзор осуществляется в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, оборонной промышленности, на химических и нефтехимических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного транспортного и гидротехнического строительства, геологоразведочных и других горных работ.

Ростехнадзор имеет право:

• проводить беспрепятственно проверки подконтрольных предприятий и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции, а также привлекать по согласованию с центральными органами федеральной исполнительной власти, объединениями и предприятиями специалистов для проведения указанных проверок, получать необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам;

• утверждать нормативно-технические документы по вопросам, входящим в компетенцию Ростехнадзора, и обязательные для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами на территории Российской Федерации;

• давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушениями правил и норм безопасности и охраны недр, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда создается угроза их жизни или возникновения аварии, в случае необходимости - непосредственно приостанавливать работы и выводить людей, опечатывать места работ или оборудование;

• привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке должностных лиц и граждан к административной ответственности, передавать в соответствующих случаях материалы в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности;

• проверять на подконтрольных предприятиях, производствах, объектах, в организациях и учебно-курсовых комбинатах соблюдение установленного порядка допуска рабочих к работе, их инструктажа и обучения безопасным методам ведения работ, а также порядка аттестации и проверки знаний в этой области;

• проводить проверку знания специалистами правил и норм техники безопасности, технологических регламентов и инструкций по охране труда и безопасному ведению работ - рабочими;

• участвовать в проверке знаний правил и норм техники безопасности и охраны недр у вновь назначенных руководителей предприятий, организаций, объектов и в установленные сроки - у остальных специалистов;

• вносить обязательные для исполнения представления руководителям центральных органов федеральной, исполнительной власти, объединений, предприятий и подразделений местной администрации об освобождении в установленном порядке от занимаемой должности лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасному ведению работ и охране недр;

• проводить в установленном порядке техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма, утраты взрывчатых материалов и принимать по результатам расследования обязательные для исполнения решения по вопросам, отнесенным к компетенции Ростехнадзора. Положением о федеральной инспекции труда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78, определен круг задач и функций государственных инспекций труда, охватывающий практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда работников и защиты их прав в этой области. Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда. Деятельностью федеральной инспекции труда руководит главный государственный инспектор труда Российской Федерации.

Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на других территориях и в местностях, определенных соответствующими решениями главного государственного инспектора труда Российской Федерации в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъекта Российской Федерации (железнодорожный, воздушный и водный транспорт, спецстроительство и т. д.);

2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

 

6) обобщают и анализируют опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

7) ведут прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;

8) готовят и представляют в установленном порядке в Минздравсоцразвития России отчеты о результатах деятельности инспекций, доклады и обзоры о соблюдении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда:

• при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

• несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за противоправные действия или бездействие.

Административный, общественный, личный контроль охраны труда. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляется в соответствии с Законом об охране труда. При этом профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Указанные профессиональные и представительные органы имеют право:

• осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда;

• проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

• принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

• получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

• предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

• выдавать работодателям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

• принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

• принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

• обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

• принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда с изменением условий труда.

В положении о технической инспекции труда Профсоюза (от 20 марта 2006 г. г. Москва № 5) предусмотрено, что техническая инспекция труда Профсоюза в соответствии с возложенными на нее обязанностями выполняет следующие функции:

- осуществляет общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

- обеспечивает правовую и социальную защиту прав членов Профсоюза и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей и их представителей;

 

- организует и проводит проверки состояния условий и охраны труда в учреждениях образования и науки, а также охраны окружающей среды;

- защищает законные права и интересы членов Профсоюза обслуживаемых организаций, контролирует предоставление работодателями компенсаций и льгот при работе в тяжелых и вредных или опасных условиях труда, возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

- участвует в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по улучшению условий и охраны труда, окружающей среды;

- контролирует совместно с профсоюзным активом выполнение соглашений по охране труда, правильность расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей среды;

- информирует соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды;

- контролирует обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, а также спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства, в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Уполномоченные решают следующие основные задачи:

• содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

 

• контроль за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

• представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

• консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В соответствии с поставленными задачами на уполномоченных возложены следующие функции:

• контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состояние охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда;

• участвовать в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

• участвовать в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

• следить за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда и др.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

 

Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение, а для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Вопросы (написать вопросы и ответы на них, будет оценка):

1. Что подразумевают под понятиями: «Вредный производственный фактор», «Опасный производственный фактор», «Безопасные условия труда»?

2. Кто обязан создать безопасные условия труда»?

3. Какие организации осуществляют государственный надзор?

4. Какие организации осуществляют общественный контроль?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: