Лэпбук
«ОХ и АХ идут в поход»
Номинация: «Учимся, играя»
Авторы:
Чистякова Ольга Валерьевна,
воспитатель, высшая квалификационная категория,
Ромашова Светлана Викторовна, воспитатель
г. Череповец, 2020 год
Цель: развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, используя методы и приемы ТРИЗ технологии.
Задачи:
Образовательные: создать педагогические условия, направленные на формирование у детей звуковой культуры речи: закреплять умение слышать звуки; тренировать в умении выделять первый звук в слове, определять место звука в слове; в умении соотносить выделять общие признаки путем сравнения.
Формировать представления о звуках - звонкие, глухие, твердые, мягкие; различать их, закреплять умение подбирать объект, название которого начинается на определенный звук, совершенствовать коммуникативные навыки по связной речи через технологию ТРИЗ.
Развивающие: развивать речь; внимание; логическое мышление; способствовать пополнению активного и пассивного словаря дошкольников.
Воспитательные: продолжать воспитывать у детей любовь и уважение друг к другу.
Описание пособия: представляет собой папку в виде альбома, на страницах которого имеются различные кармашки, карточки, задания по теме, магнитная доска, картинки и схемы на магнитной основе, фишки.
Материалы общие для каждой страницы книги: кармашки, набор картинок, карточек, схемы со слоговой структурой слова.
Игра предполагает как индивидуальную работу с ребенком, так и подгрупповую – до 4-6 детей, возраст детей – 6-7 лет.
Этапы создания игры:
1. Предварительный. Выявление проблемы; подборка и изучение методической литературы; беседы о звуках и буквах родного языка, чтение художественной литературы по данной теме.
|
2. Основной. Составление плана совместной деятельности в системе педагог-дети-родители; подбор раздаточного материала, наглядных пособий (картинки, схемы).
3. Заключительный. Оформление лэпбука «ОХ и АХ идут в поход», практическое применение в совместно-самостоятельной деятельности.
Страница 1: «Соберем рюкзаки».
Страница состоит из игрового поля с героями мультфильма, двух рюкзаков, карточек (предметы в конверте, необходимые в походе: спички, бинокль, палатка, компас, удочка, карта и т.д.); карточки с полем для букв, карточки с буквами (гласные и согласные).
Дети отбирают картинки и рассказывают о предметах, которые необходимо взять в поход – собирают рюкзаки герою.
Игра «Гласные и согласные звуки».
Вариант 1: Дети отбирают картинки и рассказывают о том, какие звуки они слышат в каждом слове. Помогают наполнить рюкзаки героям и делят звуки на гласные и согласные.
Вариант 2: Игра «Главное дело предмета». Составляют предложения с данными словами – «Для чего нужен данный предмет» и т.д.
Вариант 3: Ребенок определяет, к какой группе относится звук: гласный, согласный. При определении дети опираются на свои ощущения: положение языка в ротовой полости, тактильно-вибрационный контроль, наличие воздушной струи и ее длину. Придумывают слова на данный звук.
Страница 2: «Мы идем, идем в поход…» (Игра-бродилка).
Вариант 1: Игра «Составь слово из слогов». Играть можно по цепочке, составляют слова из слогов на игровом поле. Детям раздаются фишки и кубик. Играющие выполняют ход и по очереди, составляют, придумывают слово с имеющимся слогом.
|
Вариант 2: Игра «Придумай предложение». Придумывают с данными словами предложения, используя схему-подсказку (предложения из одного, двух, трех, четырех слов).
Вариант 3: Игра «Придумай слово». Задания можно менять. Игру можно посвящать только одной какой-то теме.
Страница 3-4: «Мир вокруг нас».
Вариант 1: «Веселая карусель». (Круги Луллия). Цель: закрепление умения слышать слова с определенным звуком («твердый согласный», «мягкий согласный», «звонкий», «глухой»).Дети объясняют свой выбор.
Вариант 2: Игра «Природный и рукотворный мир». Играющие определяют к какой группе относятся объекты, придумывают свои.
Вариант 3: «Мозговой штурм». Называется звук, с которого должны начинаться ответы на вопросы водящего «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и т.д.
Страница 5: «Жители леса».
Вариант 1: Игра «Найди домик для зверей». («Слоговая структура слова»). Цель: закрепление знаний о разнообразии животных Вологодской области, формирование умения делить слова на слоги – отбирать односложные, двухсложные, трехсложные слова и занесение их в магнитную таблицу. Объясняют свой выбор.
Вариант 2: «Выделение первого и последнего звука в словах». Придумывание слов с данными звуками. Цель: определение местоположения заданного звука (в начале слова, в середине или в конце). При ответе, ребенок обосновывает свой ответ.
Вариант 3: Игра «Кто с кем дружит». Играющие продолжают заполнять таблицу и придумывают слова с определенным звуком, соблюдая условия таблицы (характеристика звука).