ТЕМА 2 «Установки коуча в процессе работы»
Основные принципы коучинга [1]
Конфиденциальность
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В процессе коучинга клиент не должен следить за своими словами и контролировать эмоции.
«Случайно забыл»
При решении сложных профессиональных задач часто сам консультант сталкивается с трудностями. Он так же нуждается в разговоре со своим доверенным лицом.
Принятие и ориентация на клиента
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Принять – брать в уваженье, во внимание или уважить, согласиться; слушать, верить»
(Даль В.И. Толковый словарь)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Именно клиента коуч считает главным экспертом по обсуждаемой проблеме, ведь тот уже перепробовал множество традиционных способов его решения.
«Клиент всегда прав»
Этот принцип не означает, что коуч всегда и обязательно одобряет все, что клиент думает, говорит и делает. Принятие не означает пассивности и полного благодушия.
«Каждый клиент знает решение своей проблемы. Единственное, что ему неизвестно, - то, что он это знает»
(Милтон Эриксон)
Ориентированность на проблему и позитив
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Если не знаешь, куда идёшь, то никуда и не придёшь» (ц)
3 вектора движения «цель-ресурс-метод»:
1. совместное с клиентом моделирование цели,
2. поиск ресурсов клиента,
3. поиск адекватного метода работа.
«Слушаю всех»
Окружающие обычно интерпретируют индивидуальные особенности других людей по-своему, особенно, если эти качества им неудобны.
Конгруэнтность
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Знамя аутентичности»
Стремление коуча сообщить клиенту буквально всё о своих переживаниях. Чрезмерность вредна во всём!
Особенно это важно при первой встрече: коуч и клиент сходятся постепенно и только по прошествии определенного времени могут говорить о личных и значимых для них вещах.
5.
- это способность эмоционально воспринимать другого человека, отзываться на его переживания. Это процесс безоценочного сопереживания чувствам собеседника при соблюдении условия «как если бы»: как если бы это происходило со мной, как если бы это чувствовал я.
Карл Рождерс выделил своеобразны ступени:
Ø коуч сохраняет независимую позицию;
Ø коуч сопереживает любым чувствам клиента;
Ø коуч следует за чувствами клиента и не опережает его.
Первично чувствовать клиента, а не технически правильно выстроить процесс консультирования!
«Чувства в технике»
Коуч чрезмерно увлекается техниками активного слушания, однако если нет реального чувствования, реального желания понять клиента, то техники не только не помогут, а, наоборот принесут вред, вызовут у клиента раздражение, увеличат дистанцию.
«Вломиться во внутренний мир клиента»
Клиент еще не успел понять собственные чувства, а коуч эмоционально констатирует «вы испытываете раздражение/гнев/страх/неуверенность и т.п.», «вы не верите в свои силы».
6.
- это принцип объективной и конструктивной обратной связи: коуч со стороны может не только воспринять то, что клиенту недоступно изнутри, но и отреагировать на это, дав обратную связь.
«Чем критичнее ситуация, тем больше человек нуждается во внешнем взгляде» (ц)
Коуч не может быть включен в структуру организации!
7.
- это достижение поставленных целей путем сотрудничества коуча и клиента. С одной стороны коуч-консультант, который отвечает за атмосферу принятия, открытости и творчества, за качество, продуманность и аккуратность в применении техник; с другой - клиент, который отвечает за всё остальное, в том числе за выбор решений, за результат коучинга.
«Клиент-пациент», «Клиент-владыка»
Клиент занимает пассивную роль пациента, которого лечат как бы помимо его воли. В таких обстоятельствах коуч часто попадает в ловушку и начинает решать за клиента, как будет лучше для него.
Другая ошибка заключается в том, что коуч, ощущая определенную неуверенность, передает бразды правления клиенту (начиная от назначения времени встречи, заканчивая структурированием сессии), снимая тем самым с себя ответственность.
8.
- это четкое соглашение между клиентом и коучем о параметрах их совместной работы:
1. необходимость коучинга и готовность клиента участвовать в этом процессе;
2. общие организационные вопросы (время, частота, оплата);
3. выделение этапов и оценка результатов.
Следует отделить вопросы о коуче как о специалисте от вопросов, касающихся его личности.
Прочтите еще раз принципа коучинга. Если рассматривать их не по отдельности, а в тесной взаимосвязи друг с другом, определите есть ли противоречия между парами.
В чем заключается противоречие и как достичь баланса между предложенными принципами?
искренность и абсолютное принятие
конфиденциальность и конгруэнтность
вненаходимость и эмпатия
безоценочность и негативная обратная связь