Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает условия, цели и порядок предоставления из областного бюджета Мурманской области гранта «Агростартап» в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
1.2. Используемые в настоящем порядке основные понятия означают следующее:
- грант «Агростартап» (далее - Грант)- средства, перечисляемые из областного бюджета крестьянскому (фермерскому) хозяйству для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, представляемого в Конкурсную комиссию, созданную Министерством рыбного и сельского хозяйства Мурманской области (далее - Конкурсную комиссию), главой крестьянского (фермерского) хозяйства или гражданином Российской Федерации, обязующимся в течение не более 15 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора Конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в органах Федеральной налоговой службы (далее – гражданин РФ);
- крестьянское (фермерское) хозяйство - крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное на сельской территории Мурманской области либо зарегистрированное на территории городов Мурманской области с численностью населения не более 100 тыс. человек и поселках городского типа Мурманской области с численностью населения не более 5 тыс. человек, в текущем финансовом году, отвечающее критериям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обязующееся осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет со дня получения средств и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является гражданин Российской Федерации, который не является или ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки, субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, а также гранта на поддержку начинающего фермера;
- заявитель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства или гражданин РФ, который подает заявление в конкурсную комиссию по предоставлению Гранта (далее - соответственно Заявление) для участия в конкурсном отборе по предоставлению Грантов (далее - Конкурс);
- получатель гранта - глава крестьянского (фермерского) хозяйства или гражданин РФ - победитель Конкурса (далее - Получатель Гранта);
- сельская территория - сельские поселения и (или) межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры Мурманской области), городских поселений, на территории которых преобладает осуществление деятельности, связанной с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень населенных пунктов Мурманской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, определен постановлением Правительства Мурманской области от 28.03.2014 № 162-ПП.
1.3. Грант предоставляется в целях оказания поддержки начинающих фермеров путем финансового обеспечения затрат крестьянских (фермерских) хозяйств.
Перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется Грант:
1.3.1. Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с целью производства сельскохозяйственной продукции.
1.3.2. Разработка проектной документации для строительства или реконструкции производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
1.3.3. Приобретение, строительство, ремонт, модернизация и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
1.3.4. Подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям.
1.3.5. Приобретение сельскохозяйственных животных (кроме свиней), в том числе птицы.
1.3.6. Приобретение рыбопосадочного материала.
1.3.7. Приобретение сельскохозяйственной техники, включая прицепное и навесное оборудование, грузового автомобильного транспорта, специализированного автомобильного транспорта для осуществления мобильной торговли, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции (кроме оборудования, предназначенного для производства и переработки продукции свиноводства).
1.3.8. Приобретение средств транспортных снегоходных, соответствующих коду 29.10.52.110 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) в случае, если крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет деятельность по развитию оленеводства.
1.3.9. Погашение основного долга по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели, указанные в пунктах 1.3.3, 1.3.7– 1.3.8 настоящего перечня, период пользования которыми на момент подачи заявки на получение средств из бюджета Мурманской области составляет менее двух лет.
1.3.10. Доставка и монтаж оборудования и техники, указанных в пунктах 1.3.7 – 1.3.8 настоящего перечня.
1.4. Финансовое обеспечение вышеуказанных затрат крестьянского (фермерского) хозяйства за счет иных направлений государственной поддержки не допускается.
1.5. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство рыбного и сельского хозяйства Мурманской области (далее - Министерство).
Гранты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства как получателя бюджетных средств на предоставление Грантов.
1.6. Источником средств предоставления Грантов являются средства областного и федерального бюджетов.
1.7. Отбор Получателей Гранта осуществляется на конкурсной основе.
1.8. Заявитель должен соответствовать следующим критериям конкурсного отбора:
1.8.1. Заявитель является гражданином Российской Федерации.
1.8.2. Заявитель на дату подачи Заявления не является и ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки, субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, а также гранта на поддержку начинающего фермера.
1.8.3. Заявитель является Главой крестьянского (фермерского) хозяйства, деятельность которого начата в текущем финансовом году, или является гражданином РФ, обязующимся в течение не более 15 календарных дней после объявления его победителем по результатам Конкурса Конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства в органах Федеральной налоговой службы.
1.8.4. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является или планирует стать Заявитель, попадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
1.8.5. Заявитель обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов Заявителя.
1.8.6. У Заявителя на дату подачи Заявления отсутствует просроченная задолженность по возврату в областной бюджет Мурманской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед областным бюджетом.
1.8.7. У Заявителя на дату подачи Заявления отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
1.8.8. Заявитель не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов.
1.8.9. Заявитель на дату подачи Заявления не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства, а Заявитель, являющийся индивидуальным предпринимателем, не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок проведения Конкурса
2.1. Министерство осуществляет организацию проведения Конкурса, утверждает состав Конкурсной комиссии и положение о ней.
2.2. Министерство размещает извещение о проведении Конкурса на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Извещение о проведении Конкурса должно содержать следующую информацию:
- дату и время начала и окончания приема Заявлений и документов;
- адрес организатора Конкурса для представления Заявлений и документов, номера телефонов для справок;
- график (режим) работы организатора Конкурса;
- требования к участникам Конкурса;
- перечень документов, представляемых Заявителями для участия в Конкурсе;
- форму Заявления.
2.3. В Конкурсе участвуют один и более Заявителей.
Для участия в Конкурсе Заявитель представляет в Конкурсную комиссию Заявление по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, опись документов в двух экземплярах с приложением следующих документов:
- копия паспорта гражданина Российской Федерации;
- копия диплома об образовании, подтверждающего наличие у Заявителя среднего специального или высшего профессионального образования сельскохозяйственной специальности (при наличии);
- копия свидетельства об окончании курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности (при наличии);
- копия трудовой книжки;
- план по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - бизнес-план) (примерная форма согласно приложению № 2);
- план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, собственных и заемных средств) по форме согласно приложению № 3;
- копия правоустанавливающих документов на земельные участки и иное недвижимое имущество, находящееся в собственности, пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства, участвующее в реализации бизнес-плана (если крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировано);
- выписка из похозяйственной книги (при наличии);
- копия правоустанавливающих документов на движимое имущество, участвующее в реализации бизнес-плана;
- копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (либо лист записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (если крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировано).
Заявитель вправе представить по собственной инициативе:
- справку, подтверждающую отсутствие у крестьянского (фермерского) хозяйства задолженности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, выданную до даты подачи Заявления.
В случае если Заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе, Министерство посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, запрашивает необходимый документ в государственном органе.
2.4. Заявитель вправе представить дополнительные материалы, включая фотографии, публикации в средствах массовой информации, в том числе рекомендательное письмо (письма) от органов местного самоуправления, и иные документы.
2.5. Заявитель несет ответственность за полноту и достоверность предоставленных им сведений, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.6. Все листы представляемых документов и Заявление должны быть заверены подписью участника Конкурса и оттиском печати (при наличии).
2.7. Прием Заявлений и документов осуществляется уполномоченным сотрудником Министерства в установленный срок, указанный в извещении о проведении Конкурса. По истечении указанного срока Заявления и документы приему не подлежат.
Заявления и документы, полученные по почте после окончания срока, указанного в объявлении о проведении Конкурса, возвращаются Министерством Заявителям в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
2.8. Заявления и документы с описью регистрируются в журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен гербовой печатью Министерства.
2.9. Министерство не позднее 10 рабочих дней со дня окончания приема Заявлений и документов, указанных в объявлении о проведении Конкурса, направляет Заявления и документы в Конкурсную комиссию.
2.10. Заявления и документы рассматриваются Конкурсной комиссией в течение 15 рабочих дней после даты окончания приема Заявлений и документов.
2.11. Конкурс проводится в 2 этапа.
2.11.1. Конкурсная комиссия на первом этапе Конкурса рассматривает Заявления и документы на предмет их полноты и комплектности, а также определяет соответствие Заявителя критериям, установленным пунктом 1.8 настоящего Порядка, проверяет соответствие плана расходов, представленных Заявителем, перечню затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется Грант, установленных пунктом 1.3, и принимает решение о допуске (недопуске) Заявителя к участию во втором этапе Конкурса.
Основаниями для отказа в участии во втором этапе Конкурса являются:
- несоответствие Заявителя критериям, установленным пунктом 1.8 настоящего Порядка;
- несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.3 настоящего Порядка (в том числе в части комплектности документов);
- несоответствие расходов, указанных Заявителями, перечню затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется Грант, установленному пунктом 1.3 настоящего Порядка;
- недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных Заявителем.
2.11.2. Конкурсная комиссия на втором этапе Конкурса оценивает Заявителей, в отношении которых принято решение о допуске во втором этапе Конкурса по критериям, определенным в приложении № 4 к настоящему Порядку, принимает решение о признании Заявителя Получателем Гранта и определяет его размер либо принимает решение об отказе в признании Заявителя Получателем Гранта.
2.11.3. Оценка по критериям Конкурса осуществляется Конкурсной комиссией в соответствии с балльной шкалой показателей оценки (приложение № 4 к Порядку предоставления грантов «Агростартап») путем сложения баллов по пунктам 1-10 критериев, Конкурсная комиссия определяет итоговую сумму баллов, набранную каждым Заявителем.
С учетом рейтинга каждого Заявителя Конкурсная комиссия определяет победителей Конкурса, а именно Заявители, набравшие наибольшее количество баллов, признаются Получателями Гранта.
2.11.4. В случае принятия Конкурсной комиссией решения об отказе в признании Заявителя Получателем Гранта в протоколе Конкурсной комиссии указывается основание отказа.
Основаниями для принятия решения об отказе могут являться:
- предоставление Заявителем ложных либо намеренно искаженных сведений;
- составление бизнес-плана без учета целей и условий предоставления Гранта;
- непризнание Заявителя победителем Конкурса с учетом рейтинга Заявителей.
2.11.5. Сумма Гранта определяется индивидуально по каждому Заявителю Конкурсной комиссией с учетом наличия собственных средств Заявителя, плана расходов средств Гранта, социальной и экономической значимости предложенного проекта, но не более объема, указанного в пункте 3.4. настоящего Порядка.
2.12. Решение Конкурсной комиссии о Получателях Гранта оформляется протоколом, который в течение 3 рабочих дней с даты проведения Конкурса направляется в Министерство.
В протоколе Конкурсной комиссии отражается информация о Получателях Гранта, о размерах предоставляемых им Грантов, о Заявителях, не признанных Получателями Гранта, с указанием причины отказа.
2.13. Министерство в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения протокола направляет письменные уведомления Заявителям о результатах Конкурса.
2.14. В течение 5 рабочих дней с даты получения протокола Конкурсной комиссии Министерство формирует список Получателей Гранта с указанием размеров предоставляемых Грантов, утверждает его приказом и размещает на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.