Московская духовная семинария
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по Литургике для 2-го класса Семинарии
г. Загорск 1982 г.
Содержание:
Типикон.................................................................................................................................................................................................. 3
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ УСТАВА................................................................................................................. 4
СОДЕРЖАНИЕ ТИПИКОНА (его состав)................................................................................................................................ 6
Первый отдел.................................................................................................................................................................................... 6
Часть 1........................................................................................................................................................................................... 6
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА. (48-51 гл.)........................................................................................................................... 7
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА (52-60 гл.)............................................................................................................................ 7
ВТОРОЙ ОТДЕЛ ТИПИКОНА..................................................................................................................................................... 8
ПАСХАЛИЯ..................................................................................................................................................................................... 8
ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ...................................................................................................................................... 9
ОСНОВА ПАСХАЛИИ.............................................................................................................................................................. 9
КРУГ СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ..................................................................................................................................... 10
Начало христианского богослужения.................................................................................................................................... 10
Вечернее богослужение.............................................................................................................................................................. 12
|
Девятый Час............................................................................................................................................................................... 12
Вечерня....................................................................................................................................................................................... 13
ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ.............................................................................................................................................................. 19
ПОВЕЧЕРИЕ (малое)............................................................................................................................................................... 23
УТРЕННЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ................................................................................................................................................ 24
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ПОЛУНОШНИЦЫ.................................................................................... 25
Первая часть.......................................................................................................................................................................... 25
Вторая часть......................................................................................................................................................................... 25
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ СУББОТНЕЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ........................................................................................ 26
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ПОЛУНОШНИЦЫ..................................................................................... 26
УТРЕНЯ...................................................................................................................................................................................... 26
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ УТРЕНИ....................................................................................................... 27
ПЕРВЫЙ ЧАС......................................................................................................................................................................... 35
УСТАВ О ЧТЕНИИ ТРОПАРЕЙ И КОНДАКОВ НА ЧАСАХ....................................................................................... 36
СЛУЖБА СВЯТОМУ С ВЕЛИКИХ СЛАВОСЛОВИЕМ................................................................................................... 37
ПОЛИЕЛЕЙНАЯ УТРЕНЯ..................................................................................................................................................... 38
|
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ............................................................................................................................................................. 45
УСТАВ О ЧТЕНИИ КАНОНОВ В ВОСКРЕСНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ......................................................... 50
КАТАВАСИИ ПОЕМЫЕ В ГОСПОДСКИЕ. БОГОРОДИЧНЫЕ И НАРОЧИТЫХ СВЯТЫХ ПРАЗДНИКИ И В НЕДЕЛИ В ТЕЧЕНИИ ВСЕГО ГОДА. (19-я гл. Типикона)................................................................................................................. 51
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СУББОТНЕЙ СЛУЖБЫПРИ СВЯТОМ НЕ ИМЕЮЩЕМ НИКАКОГО ЗНАКА............ 52
КАНОНЫ......................................................................................................................................................................................... 52
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ БОГОСЛУЖЕНИЯ СУББОТНИХ ДНЕЙ ЕСЛИ СЛУЧАТСЯ ДВА СВЯТЫХ.................. 53
О БОГОСЛУЖЕНИИ ВОСКРЕСНЫХ ДНЕЙ ЕСЛИ СЛУЧИТСЯ СЛУЖБА СВЯТОМУ СО ВСЕНОЩНЫМ БДЕНИЕМ............................................................................................................................................................................................................. 53
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ ПРЕДВАРЯЕТСЯ ПОСЛЕДОВАНИЕМ 3-го и 6-го ЧАСА................................... 54
Подготовление священнослужителей к совершению Божественной литургии.......................................................... 54
Как должен поступать при совершении литургии диакон, служащий без приготовления..................................... 56
Л И Т У Р Г И Я по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого.................................................................... 56
Входные молитвы.................................................................................................................................................................... 56
Поспедовзние облачения....................................................................................................................................................... 57
|
Облачение диакона............................................................................................................................................................. 57
Облачение священника...................................................................................................................................................... 57
П Р О С К О М И Д И Я............................................................................................................................................................ 58
Понятие о проскомидии..................................................................................................................................................... 58
Значение священнодействии проскомидии.................................................................................................................. 59
Чинопоследование проскомидии.................................................................................................................................... 59
Частные просфоры.............................................................................................................................................................. 62
ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ.............................................................................................................................................. 63
Понятие о литургии оглашенных.................................................................................................................................... 63
Чинопоследование литургии оглашенных................................................................................................................... 63
Малый вход........................................................................................................................................................................... 66
Трисвятое............................................................................................................................................................................... 68
Чтение Апостола и Евангелия.......................................................................................................................................... 69
Сугубая ектения раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных.................................................... 71
ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ.............................................................................................................................................................. 73
Понятие о литуигии верных.............................................................................................................................................. 73
Чинопоследованне литургии верных............................................................................................................................. 73
Великий вход......................................................................................................................................................................... 74
Просительная ектиния, молитва приношения............................................................................................................. 77
Символ веры.......................................................................................................................................................................... 77
СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА.......................................................................................................................................... 79
Евхаристический канон..................................................................................................................................................... 79
Преложение Святых Даров............................................................................................................................................... 81
Прославление Божией Матери........................................................................................................................................ 82
Поминовение живых и умерших...................................................................................................................................... 82
Приготовление молящихся к Святому Причащению................................................................................................. 83
Молитва Господня.............................................................................................................................................................. 83
Причащение священнослужителей................................................................................................................................. 84
Причащение мирян.............................................................................................................................................................. 86
Последнее явление Святых Даров молящимся............................................................................................................ 87
Благодарственная ектения за причащением и заамвонная молитва.................................................................... 88
Потребление Святых Даров.............................................................................................................................................. 88
О т п у с т................................................................................................................................................................................ 89
ВОПРОСЫИ ОТВЕТЫПО ЦЕРКОВНОМУ УСТАВУ............................................................................................................ 91
Типикон
Церковный Устав (типикон) - книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, а также различные чины соединения этих служб при их совпадениях.
Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Все православные архиереи, священники и диаконы при посвящении в священные степени дают присягу в соблюдении ими Церковного Устава. Все православные епископы при своей хиротонии в чине "Исповедания" в присутствии архиереев, клира и народа дают обет блюсти Церковный Устав,
Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона. Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех священнослужителей и православных христиан при совершении богослужения. При своем более тысячелетнем практическом употреблении Церковный Устав не обратился в ряд сухих и мертвых предписаний. Он лишь дополнялся, обогащался новыми службами и чинами. Церковный Устав не столько узаконяет малейшие частности богослужения, сколько рисует высокий идеал богослужения, показывает нам образец, тип богослужения и вызывает невольное стремление к осуществлению идеала (этого образца) богослужения, и предписанного Церковным Уставом.
Церковный Устав - плод многовекового, живого религиозного опыта великих отцов, учителей и подвижников веры. Не напрасно "ни якоже прилучися" Святые Отцы составили Устав и передали его Церкви. Со страниц Устава веет и высоким, аскетическим духом Великих пустынножителей Египта и Палестины и высоким богословствованием Отцов в период Вселенских Соборов. Молитвы и песнопения св. Иоанна Дамаскина, преп. Космы Маюмского, св. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, установленные и произносимые в церкви во время совершения священнодействия, обрядов, чинов. Церковью приняты с первых веков и сохранены в ныне действующем Церковном Уставе Иерусаяимской обители Саввы Освященного. В нем мы слышим речи пророков и патриархов ветхого Завета. Перед нами с полнотой и ясностью раскрываются библейские события и пица, принимавшие участие в деле спасения человечества. Соединение всех этих элементов производит могучее религиозное впечатление на высокообразованных и на простых людей. Имея такое сокровище, мы не должны пренебрегать им. Уметь пользоваться Церковным Уставом - это высокое искусство, которым должны овладевать священнослужители. К каждому богослужению необходимо готовиться и только тогда богослужение будет иметь действительно воспитательное религиозное воздействие в духе Православной Церкви. Надо помнить, что каждое богослужение суточного круга, месячного и Триоди имеет свои характерные особенности.
Благоговейное и точное исполнение Церковного Устава имеет громадное значение и для пастыря и для паствы. Оно объединяет всех, и утверждает в Православии и сохраняет от совращения в сектантство. Пастыри, дав обет соблюдения Церковного Устава, должны строго выполнять его. Поэтому нельзя по своей воле вставлять в чин богослужения свои молитвы, свои песнопения, вводить свои чины и обряды, т.е. вносить какие бы то ни было измерения или добавления.
Для того, чтобы у нас все было "благообразно и по чину", как заповедал св. ап. Павел (1 Кор. 14,40), для того, чтобы спасительное, воспитательное значение предписаний Церковного Устава было наиболее живым и действенным, необходимо хорошо изучить Типикон и выполнять его предписания в своей пастырской деятельности,
В Типиконе даны четкие указания относительно содержания службы и существующего служебного материала. Эта книга упорядочивает его и дает руководство к правильному пользованию, согласно с условиями Церковного года.
Полный Типикон явился как результат тех затруднений, которые оказались на практике при отправлении службы по разным книгам и вследствие совпадения суточного строя богослужения с его составом по Триоди, Минее и другим богослужебным книгам.
Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого олова типос ~ образец), носит и другие названия, например: "Устав". Нынешнее ее заглавие выработалось веками, имело длинную и сложную историю. По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского,.принято считать св. Савву Освященного (Vв.). Его кратенький устав был назван сразу тремя словами: "0бразец, предание, закон". Представителем другой формы Церковного Устава, долго имевшей гораздо более широкое рас-пространение, чем первая является св. Феодор Студит (Ixв.). Его Устав был назван?отобраз, очерк?.
Полное название Типикона ныне на входном листе обозначается:?Типикон. Сие есть устав". На первом листе: "Типикон сиречь, изображение церковнаго последования во Иерусалиме, святыя Лавры преподобнаго и богоноснаго Отца нашего Саввы. Тожде последование бывает в прочих во Иерусалиме честных обителех; подобне и в прочих святых Божиих церквах". Заглавие, таким образом, связывает происхождение нынешнего Устава с Лаврою препод. Саввы Освященного, находящейся вблизи Иерусалима.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ УСТАВА.
В первые века христианства не было строго определенного и твердо установившегося порядка совершения богослужения. Почти каждая область имела в своих церквах особый устав церковных служб, хотя в главном расположении и последовательности везде одинаковый, но в частностях немного отличавшийся от других уставов. Однако Церковь постоянно и повсюду принимала меры к полному объединению богослужебных последований. Плодом такого стремления был Церковный Устав, в первый раз начертанный св. Саввою Освященным.
По словам Симеона Солунского, Савва Освященный, началъник Лавры его имени в Палестине, изложил Церковный Устав, приняв его от преп. Ефимия Великого (IV в.) и Феоктиста друга его. Они же приняли Устав от своих предшественников и от исповедника Харитона (III в.), основавшего три обители в Палестине. Преп. Савва Освященный пред своею блаженною кончиною (532 г.) изложил этот Устав письменно и передал его братии, Вследствие постоянных сношений палестинских обителей и пастырей с Иерусалимом на богослужебный Устав св. Саввы оказывали влияния обычаи Иерусалимской Патриархии и обряды храма Воскресения, отчего палестинский Устав имел название "Иерусалимского".
Подлинный Устав св. Саввы был утрачен при нашествии сарацин на Палестину, но св. Софроний, патриарх Иерусалимский (УП в.), живший долгое время в Лавре Саввы Освященного, восстановил и, дополнив Устав Иерусалимский, ввел его в под ведомых ему монастырях и приходских церквах, причем правила Устава о пище и вообще о питании монашеском были изменены соответственно условиям мирской жизни.
Впоследствии Устав св. Саввы Освященного был обогащен некоторыми необходимыми и важными дополнениями. В VIII веке Устав Иерусалимский был дополнен трудами св. Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. В IX веке иером. Марк, настоятель Лавры св. Саввы, впоследствии епископ Идрунтский, присовокупил к Уставу изъяснения, как отправлять богослужение при совпадении "встрече", двух или трех праздников в один день и как согласовать праздничные богослужения с воскресными и великопостными. Эти изъяснения называются "Марковы главы" и "Храмовые главы".
Кроме Устава Иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав - Студийский. Своим происхождением этот Устав обязан преп. Феодору Студиту.(82б г.), настоятелю Студийского монастыря,, основанного в г. Константинополе. После смерти преп. Феодора его Устав был записан неизвестным лицом вначале кратко, а потом, на основании предания, полно изложил этот устав патриарх Константинопольский Алексий (XI в.) для основанной им обители в г. Константинополе. Студийский Устав был принят в Константинопольском Патриархате и в некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешел на Афон, в Южную Италию и был принят в монастырях русских со времени преп. Феодосия Печерского (около 1070 г.).
Устав Студийский отличается от других уставов монастырских и в том числе Иерусалимского, главным образом, правилами монашеской жизни, а не богослужебным Уставом, потому что богослужебный чин вселенской Церкви уже установился, а Федор Студит, восполнил своими песнопениями Триоди.
Особенно, отличающие Студийский Устав от Иерусалимского, состоят в следующем: 1) во весь год по Студийскому Уставу не полагалось всенощного бдения, а в обычное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня; 2) на "Господи, воззвах" число стихир было меньше, чем в Иерусалимском Уставе; 3) великое славословие на утрене всегда читалось, а пелось оно только два раза в год, а именно: на утрене Великой субботы и на утрене Пасхи, 4) по Студийскому уставу Литургию Преждеосвященных Даров полагалось совершать в среду и пяток сырной седмицы и в Великую пятницу, тогда как по Иерусалимскому Уставу в эти дни не полагается никакой литургии, исключение составляют только великие праздники. Служба по Студийскому Уставу была короче и не так торжественна, как по Уставу Иерусалимскому, но богослужебные порядки этих двух Уставов постоянно оказывали влияние друг на друга. Впоследствии Устав Иерусалимский получил более широкое распространение, чем Устав Студийский.
В Русской Церкви Студийский Устав был введен преп. Феодосием Печерским около 1070 г. в Киево-Печерской Лавре, откуда он распространился и в другие монастыри. Полагают, что Студийский Устав употреблялся в Русской Церкви ранее преп. Феодосия, но он не отличался полнотою, именно в нем не доставало правил монашеской жизни, а преп. Феодосий получил из Константинополя через Ефрема-скопца полный Устав, который и введен был преп. Феодосием в употребление. Устав Студийский применялся на Руси в богослужебной практике до конца Х1У в., т.е. до того времени, когда Устав Иерусалимский начал оказывать на Студийский Устав все большее влияние.
В ХУ веке Иерусалимский Устав благодаря своей торжественности занял господствующее положение и распространился по всем Церквам и монастырям в Греции, землях южнославянских и на Руси. Замена студийских богослужебных обычаев Иерусалимскими не была актом административным. В случае недоумения по богослужебньш вопросам на Востоке и, в частности, в Константинополе, стали обращаться к Иерусалимскому Уставу, и, таким образом, Иерусалимский Устав получил господство, а богослужебные книги Студийские были приведены в согласие с требованиями Иерусалимского Устава.
Первое печатное издание Типикона в России было в 1610 году при патриархе Гермогене. Но это издание было исправлено патриархом Филаретом. Из последующих изданий Устава важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 г. при патриархе Иоакиме.
Следующее Издание Типикона было в 1695 г. при патриархе Адриане. В таком виде печатается Типикон без изменений и до настоящего времени.
Последнее издание Типикона было осуществлено в 1954 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия. В нем опущена Пасхалия, вместо которой имеется приложение: тропари и кондаки новопрославленным Русским святым,
СОДЕРЖАНИЕ ТИПИКОНА (его состав).
Первый отдел.
По своему содержанию Типикон разделяется на два отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав, причем, первый отдел в свою очередь можно разделить на три части:
1 часть - (1-46 гл.) – ˝Общая", содержащая общие указания богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.);
указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священно-действиях (22-23), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указываются на образ жизни монашествующих (32-46). II-я часть - (47-51) - "Частная"' содержит в себе указания о "знамениях" (знаках) праздников и последования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и подвижных. Ш-я часть - (52-60) - "Дополнительная" содержит в себе:
1) указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни одной и той же седмицы;
2) самые молитвословия, на которые в ней есть указания. Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называемые -'Храмовые главы", где указывается, каким образом должно ' совершать службу в храмовой праздник или святому при совпадении с другими праздниками.
Часть 1.
Указания о воскресной службе:
Гл.1 - Чин малой вечерни: в начале 1 части Октоиха; в некоторых Служебниках
2 - Чинопоследование воскресного всенощного бдения.
3 - Воскресная служба присовпадении в неделю
праздника святого с бдением.
4 - То же, при совпадении праздника с полиелеем
5 - То же, при совпадении праздника без полиелея, т.е. на 6 или со славословием.
6 - Указания, в какие дни года бывают бдения.
7 - Устав о богослужении в дни воскресные, если (по какому-либо случаю) накануне не бывает всенощного бдения,
Тогда малая вечерня оставляется, а вечерня, повечерие и утреня совершаются отдельно в обычное время.
8 - 0 времени совершения литии: в неделю, в праздники великие, средние и малые.
9 - Указания о вседневной вечерне, утрене и литии.
10 - 0 чтениях из Толкового Евангелия на Утрене после кафизм.
11 - 0 пении канонов в седмичные дни.
12 - Указания о субботней службе при пении "Бог Господь" и нет полислея.
13 - То же, при пении "Аллилуиа". Заупокойная служба.
14 - Заупокойная служба ("большая панихида").
15 - Указ о субб. службе при пении "Бог Господь" при совпадении полиелея или бдения.
16 - 0 светильных на утрене: см. также в конце Октоиха
17 - 0 стихословии Псалтири: см. гл.5, первое "Зри"
18 - О стихослобии песней Свящ. Писания "Поем Господеви" и "Господеви поем'', которые положено петь на утрене перед тропарпыи канонов.
19 - 0 катавасии (с 25.УШ но 21.1Х, - Крест начертав Моисей).
20 - 0 пении "Честнейшей" после 8-й песни канона
21 - 0 пении изобразительных и антифонов праздничных и вседневных.
22 - 0 порядке и времени каждения.
23 - Об отъятии завесы и открытии царских врат.
24 - 0 времени зажигания свечей в праздничные дни
25 - То же, в будничные дни. Правила, относительно стоящих в храме (гл.26-31)
26 - 0 времени стояния в храме с жезлами
27 - Правила для канонарха
28 - 0 бесчинных воплях
29 - При каких священнодействиях надо стоять с открытыми головами
30 - 0 разговорах в храме, о вхождении и исхождении во время службы
31 - 0 будильнике.
Далее в главах, начиная с 32, говорится о трапезе и посте (напр., гл. 32-33 - указания для всех христиан, 35-36 -о трапезе монашеской), а также о жизни монашествующих вообще (гл. 37-46).
Гл. 47- о знаках, обозначающих праздники: великие: средние и малые.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА. (48-51 гл.)
Содержит полследования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех неподвижных и подвижных дней в году.
48 гл. Типикона носит название "Месяцеслова" потому, что она содержит последования на числа всех двенадцати месяцев - для всех праздников, дней предпразднества, попразднств, отданий праздников и памяти святых, службы которым находятся в Месячной Минее.
Месяцеслов начинается 1-м числом сентября и кончается августом. В "Месяцеслове? помещены также и "Марковы главы", т.е. статьи, написанные иеромонахом Марком, которые указывают, как отправлять службу, если случатся праздники Богородицы или попразднества и отдание всякого двунадесятого праздника в воскресение, или если подобные праздники случатся в дни пения Триоди Постной или Цветной.
49 гл. содержит последования для дней приготовительных к Великому посту и длл самого Великого поста, т.е. от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи.
50 гл. (Пентикостарион, т.е. Пятидесятница) содержит последования для дней, начиная от св. Пасхи до недели Всех Святых.
В 51 гл. говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницей.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА (52-60 гл.)
Есть как бы дополнение к 1 и 2-й части его.
В 52-й главе, с которой начинается третья часть Типикона, содержатся указания об отпустительных тропарях и кондаках, как они поются на вечерне, на повечерие, на утрене, на Ч^сах и на Божественной Литургии.
В следующих главах печатаются са^е песнопения, на которые указывается в 52 главе.
Так, в 53 гл. содержатся воскресные песнопения, а именно: воскресные отпустительные тропари всех восьми гласов с богородичными их, ипокои, кондаки, а также прокимны на утрене перед Евангелием и на Литургии и аллилуарии.
В 54 гл. содержатся столпы евангельские, 11-ть 'воскресных экзапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир.
Узнав из Йндиктиона и Зрячей Пасхалии, в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столл гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя, который глас должен быть петь в ней и какое по счету читать утреннее Евангелие.
С 55 до 57 гл. содержатся краткие песнопения для седмичных дней.
В 55-й главе находятся отпустительные тропари, кондаки и светильны, а также - прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала) и причастны для каждого дня седмицы.
В 57-й главе отпустительные Богородичные и Крестобогородичны на 8 гласов, которые поются в течение всего года на вечерне, на утрене на "Бог Господь" и в конце утрени.
В 58 гл. помещены троичны песни и светильны на 8 гласов. (Если на утрене поется "Аллилуиа", а не "Бог Господь", то после "Аллилуиа" поются не тропари, а троичны гласа, и по 9-й песни особые светильны).
В 59 и 60 гл. изложены прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала), аллилуарии, Евангелия (указания на зачала) и причастны (общие, святым) (гл. 59) и "на всякую потребу" (гл. 60).
ВТОРОЙ ОТДЕЛ ТИПИКОНА
Составляют "Храмовые главы". В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другим праздником в один и тот же день.
Храмовые главы в Типиконе имеют свой счет и расположены так же, как последования во 2-й части Типикона, а именно: сперва (с 1 до 24-й) находятся главы о праздниках, какие бывают во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до недели Мытаря и Фарисея.
Потом (с 25 до 48 гл.) - о храмовых праздниках, которые случатся во время пения Постной Триоди, и наконец, (с 48 по 58 гл.) - о храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди.
59 гл. - припевы, которые поются на 9-й песни канона в Господские и Богородичные праздники.
60 гл. – Индиктион, Зрячую пасхалию и Лунник.
А в Типиконе, изд. 1954 г., в 60 гл. содержится Приложение с тропарями святых, службы которых содержатся в Дополнительной Минее.
ПАСХАЛИЯ.
(краткие сведения)
В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на весь так называемый великий Индиктион (период времени в 532 года, в котором все календарные вычисления начинаются с 1-го года). Там в 9 столбцах стоят цифры: в 1-й графе - годы от Адама, т.е. от сотворения мира, во 2-й графе - лета от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны, вруцелето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.
В древние времена величину года измеряли 12 лунными месяцами. Весь лунный год состоял из 354 суток. Впоследствии, наблюдая движение солнца, египетские астрономы определили, что год состоит из 365 суток и 6 часов.
В 46 году до Рождества Христова для исправления неверности прежнего летоисчисления Юлий Цезарь, по совету греческого астронома Созигена, повелел ввести эту длину года в римский месяцеслов, поэтому такое счисление года называется юлианским. Это счисление было принято всеми народами, подвластными Риму. И в 325 г. по Рождестве Христовом на 1-м вселенском Соборе юлианский календарь был положен в основание пасхальных вычислений.
Юлианский год содержит в себе 365 суток и 6 часов; если эти 6 часов не принимать в расчет, то ежегодно был бы остаток. Во избежание этого Созиген предложил считать три года по 365 суток, а четвертый за ними в 366 суток, прибавляя лишний день этого года к февралю месяцу, который поэтому имеет в этом году не 28, а 29 суток. Год тот, в отличие от обыкновенных, или простых лет, называется високосным годом.
Юлианский год был длиннее солнечного года на 11 минут 8,4 секунды. Эта незначительная, по-видимому, разница, постепенно накопляясь, возрастает в течение нескольких десятков лет в несколько суток. Это побудило папу Григория УШ отбросить от 1582 года лишние десять дней для того, чтобы и на будущее времмя отвратить это перемещением равноденствия.
Было постановлено отбрасывать от каждых 400 лет по 3 дня, т.е. в продолжение четырех столетий аннулировать три високосных года. В настоящее врегля разница между старым и новым (григорианским) стилем достигла примерно 13 дней.
ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ
В продолжение первых двух веков после Рождества Христова Церковью установлено строго определенное время празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями, и Пасха приходилась в разные дни недели, что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя. В Риме и других Церквах Пасха праздновалась Не в одно время с идеями, а после полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье. Чтобы ввести общее согласие между восточными и западными Церквами, на Вселенском Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми отцами было согласовано и постановлено: "Праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием".
ОСНОВА ПАСХАЛИИ
В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири, встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг луны, основание, эпакта, ключ границы.
Индиктион - это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался 15-й Индиктион. Сначала слово "индикт" не имело никакого отношения к Пасхалии, - это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на '3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312 г. в Византии. В память императора, даровавшего христианской вере полную свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую хронологию и в наши летописи.
кругом солнца называется период времени в 28 лет, через который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев.
Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтов дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются.
Если бы все годы были простые, то каждый седмичный день приходился бы на то же число месяца через 7 лет, т.е. пока не обошел бы лишний день всю седмицу и не возвратился бы на свое место.
Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосным, чтобы этот лишний день мог составлять седмицу, т.е. обойти все седмичные дни.
Итак, чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным, который бывает через 3 года.
Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А,Б,Г,Д,,,, обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою бутовою. Пасхальный год начинается с марта месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква, это и есть вруцелетная буква, которая называет на каждый год в Пасхальной таблице. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето - 3, это значит, что с марта 1957 г. до марта 1958 г. все числа месяцеслова, около которых стоит буква 3, будут приходиться в воскресные дни. Точно также в 1956 г. все числа месяцеслова, около которых стоит буква Г, будут падать на воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начинается с марта месяца).
Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 ч. II шш. и 24 сек. Круглым числом эта разность полагается в II дней. Накопляясь с каждым годом, эта разность, по истечении 19 лет совершает, так называемый! круг луны. Кругом луны называется 19-ти летний период, по истечении которого фазы луны должны приходиться в те же числа, как случшшсь 19 лет назад. Число, обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым Числом.
Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта 1957 года, луна будет иметь возраст II дней.
Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, т.е. определить число марта или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым оканчивается еврейская Пасха. ПРи определении дня Пасхи эпакта не имеет значения.
Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. между 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов.
Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования св. Пасхи и зависящих от него подвижных праздников и времен церковных. Православную Пасху должно праздновать: 1) после иудейской, 2) ввоскресный день,
3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия,
4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7,70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора 1, Лаоди-кииского поместного собора 37. Нарушение этих соборных постановлений о времени празднования св. Пасхи категорически запрещается. Новый календарь, который был введен в 1582 г. в Рижской церкви папой Григорием ХШ, не так точен, как Юлианский. Бывает на Западе так, что празднуют Пасху или одновременно с иудейской или даже ранее ее, чем нарушают канонические правила празднования Пасхи. Относителънс же Юлианского (солнечного) календаря многими учеными (Болотов, Предтеченский и др.) уже давно установлено, что он точно согласован с лунным календарем, между тем как у Григорианского календаря эта согласованность с лунным грубо нарушена. В нашей Русской Православной Церкви день празднования св. Пасхи ведется по Юлианскому календарю.
Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Следованной Псал