ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ 2




НАЧАЛО 20 ВЕКА

В начале 20 векаРоссия продолжает оставаться самодержавной монархией. Все ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) продолжала оставаться в руках императора. Император со своей семьей продолжали владеть крупными участками земли, а так же предприятиями.
В статье 1. Основных законов государства того времени гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Таким образом тот вид государственной власти который был в России подразумевал полностью независимость от любых государственных органов в том числе и парламента. В это время монарх считается «помазанником» Божьим, и право издательства законов принадлежало только ему.
После указа Павла 1, монархия в России становилась наследственной, по началу первородства и с отдачей предпочтения мужскому полу.
Такого рода власть в России считалась обычным явлением, к положительному моменту принятия такой формы можно и отнести то, что большая часть России была православной веры, а царь в это время был не только главой государства, но и главой Русской православной церкви, и непосредственно назначал лиц на высшие церковные чины.
Немаловажную роль в правлении играла императорская фамилия. Все члены семьи должны быть исключительно православные, так что датские принцессы выходя за мужчин из рода Романовых, обязаны были принимать православную веру.
После смерти императора Александра 3 в 1894 году, на престол взойдет его сын Николай 2 (годы правления его 1894-1917). Часть общества с либеральным настроем надеялась на смену жесткого консервативного курса – политической модернизацией. Но как показал ход истории, ожидания эти были напрасны. Николай 2 продолжил курс своего отца.
Начало 20 века, было критическим временем, чувствовалась необходимость перемен, и фигура Николая 2 на политической арене, была не ко времени. Большое влияние на взгляды императора, оказал его учитель – К.П. Победоносцев, который был высоко образованным, но поддерживающим крайне консервативные взгляды. Именно с его подачи, Николай 2 был убежден что неограниченная монархия единственный возможный тип политического устройства России.
Николай 2 большое внимание уделял своей семье. В 1894 г. Он женился на Александре Федоровне, от которой у него было 4 дочери и сын. Николай 2 считал самодержавие дело семейным, и хотел передать в будущем свой престол сыну.
По мнению таких исследователей, как И.В.Волков, М.М. Горинов: «Николай 2 проявлял полное равнодушие ко всему, что не входило в рамки придворной жизни и семейных отношений. Примером тому может служить Ходынская трагедия. В день коронации нового императора 18 мая в 1896 году, на Ходынском поле погибло около полутора тысячи человек. На что Николай 2 не только не отменил празднование, но и принимал участия в увеселительных мероприятиях, не объявив даже траур по погибшим».
На главные посты Николай 2 предпочитал ставить своих родственников, независимо от их компетенции в деле. В результате этого во время кризиса в стране на высших постах были не кем неподконтрольные главы.
Многие члены семьи могли влиять на политическую и экономическую сторону жизни страны. Не редкость возникали конфликты между различными группами в царской семье и их окружении.
Большой вред самодержавию в это время приносит личность Григория Распутина, которого народ воспринимал как символ разложения российского самодержавия.

Государственное управление в Российской империи в начале 20 в.

В начале 20 в. Сохраняется государственное управление прошлого века с характерной чертой – бюрократизацией. Высшим звеном среди государственных учреждений остается Государственный Совет, который был создан в 1820 г. По инициативе Сперанского. В его состав входили по должности – министры. Члены и председатель совета назначались царем. Он представлял собой высший законосовещательный орган до его реорганизации в 1906 г. Законопроекты что вносил царь, предварительно обсуждались в подготовительных комиссиях, так называемых – департаментах. Затем после рассмотрения департаментом законодательных проектов, они выносились на общее собрание Государственного совета. При спорных вопросов в Государственном Совете, монарху приходило несколько точек зрения. Решения по ним монарх принимал единолично, независимо от количества человек, которые поддержали тот или иной вариант.
К высшим государственным учреждениям относили так же Сенат и Синод. Те функции и значение что выполнял Сенат в прошлые годы, в начале 20 в. Утрачиваются, он начинает выполнять функции надзора за законностью деятельности правительственных лиц, а так же стал высшей кассационной инстанцией по судебным делам.
Исполнительная власть была в руках министерств, из них наиболее важными в этот период были министерства по внутренним делам, военные, военно-морские, народного просвещения. До 17 октября 1905 г. В России объединенного правительства не существовало. Хотя формально был Комитет Министров и Совет Министров. При этом Совет министров бездействовал в период с 1882 по 1905 гг.[3]
Каждый министр, докладывал о своих делах лично императору. Так же Императору докладывали на прямую о своих делах генерал губернаторы и градоначальники таких городов как Москвы и Петербурга. Вся структура не выходила за рамки самодержавия монархии, но в связи с усложняющимися задачами управления в начале 20 в. Система стала давать сбои.
Выстроенная система государственного управления, вынуждена была обслуживаться множеством чиновнического аппарата, что непременно ведет к большой бюрократизации. И в начале 1900-х гг. Россия имела самый бюрократический аппарат, который включал в себя 430 тысяч чиновников.
Оклады чиновников, были мизерными, что приводило к взяточничеству и коррупции. В целом аппарат мог не плохо работать в мирное время, но в кризисное время он становился неинициативным, малоподвижным и не способным к быстрым изменениям.
Судебное устройство
оставалось почти неизменным после судебной реформы в 60-х г. 19 века. Функционировал суд присяжных. Суд носил гласный характер и имел состязательность сторон. Однако оставался неизменным распоряжение по которому каждого человека, подозреваемого в политических преступлениях. Судил не суд присяжных, а чиновник с сугубым своим мнением.
Вопросами по охране государственной безопасности занимался департамент полиции.
Одним из главных и традиционных институтов в России была – армия. В начале 20 века ее численность была более 900 тысяч солдат. Действовала всеобщая воинская повинность, но вместе с тем действовало много льгот и отсрочек. Примером могут служить льготы на единственного сына в семье, старших братьев которые были кормильцами, учителей и врачей. Офицерские чины были высокопрофессиональными.
Не малую роль в организации страны занимало и местное самоуправление. Было оно закреплено в форме земств в 60-х годах 19 века. Они избирались крестьянами и так называемыми «городскими обывателями». Они занимались вопросами здравоохранения, народным образованием, статистикой и агрономией. Происходит процесс усиления дворянства. Происходит усиление бюрократической опекой. В городах присутствовало городское самоуправление, в сельской местности вопросы решались на сходах, называемые «миром».
Законы затрагивали все сферы жизни и их проблемы: экономика, социальная и культурная сфера. Русские правоведы того времени очень высоко ценились в мире.
Совместить традиционные устои в организации власти с идеей проведения реформ, пыталась верховная власть и государственный аппарат, однако, конечные цели реформ четко не осознавались.
Примером, может служить Манифест от 26 февраля 1903 г. Где сказано «хранить вековые устои российской державы» и подавлять «смуту», так же в нем говорилось о расширении свободы вероисповедания и идти по пути ослабления «социальной неравностью» крестьян, а это около половины населения страны.
Таким образом, казалось, что то развитие страны, достаточно спокойное, обычного склада продвижения дел, будет продвигаться и дальше. Подобное мнение высказывал государственный секретарь, а позже он стал министром внутренних дел В.К.Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный срой». Но к сожалению, исполнительные структуры не были готовы к тем глубоким рыночным преобразованиям, на порог которых стала Россия.

С 1900- х годов в России быстрыми темпами начинают назревать революционная ситуация.
Основной проблемой в период с 1900 по 1917 года в государственном управлении явился раскол общества, произошел раскол между царем и населением, произошла двойственность системы власти и управления. Создавались новые государственные органы, начали действовать различной направленности партии.
Но несмотря на все шаги от верховной власти, Николай 2 меньше всего желал и менее всего хотел проводить политические реформы. Он был убежденным сторонником самодержавия, за кардинальный консерватизм, чем обязан своему учителю - К.П. Победоносцеву. Он не представлял себя со статусом ограниченного в правах, т.к. это не соответствовало его воспитанию, обучению, мировоззрению, характеру. Россия для него была «как личная собственность Романовых». Решения, которые шли навстречу народу, были приняты запоздало. Страна была готова получить свои права путем революции.

ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: