ТЕМА: «Небесное и земное в звуках и красках»




Музыка 5 класс 27.01.22

 

- На предыдущих уроках мы выясняли: можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?

Да, у человека есть способность мысленно, внутри себя, при помощи внутреннего слуха услышать то, что в данный момент не звучит, и с помощью внутреннего зрения увидеть то, что в данный момент не видно – это творческое воображение.

Но давайте сначала вспомним, что мы называем музыкальной живописью и живописной музыкой?

- Как и с помощью чего художники и композиторы создают такие произведения?

Художники с помощью палитры, линий, штрихов, чередования каких либо элементов, а композиторы с помощью музыкальных красок.

-Что входит в понятие музыкальные краски?

Ладовое построение – цвет, тембр – красота голоса, динамика – сила звука, ритм – движение, интонация – выразительность, мелодикодвижение или линия мелодии: взлетающие - радость, свет, энергия, устремлённость; нисходящее – успокоение, грусть, печаль.

 

Сегодняшний урок начну со строк поэта И. Козлова

Молю творца…

Чтобы молитва, чтоб любовь

Всегда мне были утешеньем…

Чтоб сердцем я не остывал,

Чтоб думал, чувствовал, мечтал…

 

- В каком жанре написана картина? Пейзаж.

- Почему для русских художников жанр пейзажа имеет большое значение?

В пейзаже человек находит отклик на своё безотчётное стремление вдаль, на тоску по счастью, на влечение к вольной жизни. Осознанную и непреходящую любовь русских людей к родной земле, одухотворённость искусства.

«В картине ни один мотив не занимает её центра, ничто не преобладает над другим. Но из взаимодействия её элементов возникает ощущение целостности природы…»

- А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3 Рахманинова совпадают с образом картины «Сиверко»? Мелодия «Стелется, как тропа в полях». Убегает вперёд, в бесконечность…

https://www.youtube.com/watch?v=WP1GhgISPiM

 

- Какой характер у музыки? Песенный, текучий, непрерывный.

- Какой инструмент солирует? Фортепиано. - Кто аккомпанирует? Симфонический оркестр.

- Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую «интонацию» картины «Сиверко»? Рисунок, колорит (сочетание цветов), композиция и др.

- Есть ли сходные черты мелодии песни с мелодией Концерта Рахманинова? Поступенность мелодической линии, спокойное «развёртывание». Одна тема мелодии как бы вытекает из предыдущей. Неспешный темп, негромкая динамика.

- Кто из вас знает: когда, как и где зарождалась музыка, архитектура, живопись, литература? Хотите сегодня на уроке совершить путешествие в прошлое?

- Кто и как исполняет распев? Мужской хор. A capella. Без сопровождения музыки. Спокойно. Строго. Распевание гласных звуков, поступенность мелодической линии, её небольшой диапазон, спокойное «развёртывание», неспешный темп, негромкая динамика.

https://www.youtube.com/watch?v=mXhk8HF1LTs

 

В эпоху раннего средневековья, когда на территории Западной Европы не было городов, центрами христианской культуры были монастыри, храмы, где звучала музыка духовная, т.е., обращённая к богу.

Церковь была микромиром и для человека Древней Руси. Архитектура, живопись, литература, декоративно-прикладное искусство, музыка, находились под влиянием религии.

Мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды, таинства, песнопения, литургические тексты – все эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.

На Руси духовная музыка (церковная) получила распространение вместе с принятием Христианства в конце X века. В её основе лежала Византийская музыкальная культура.

Из музыки были изгнаны все земные радостные интонации, она звучала сурово и аскетично. В основе музыки – тексты молитв на церковно-славянском языке.

 

Основной вид церковной музыки Средневековья – знаменный распев. Для его записи употреблялись специальные знаки – «знамена» - (от славянского – «знак»), или «крюки» (крюк – тот же знак).Эти знаки писались прямо над словами, которые впоследствии изменяли, дополняли распевщики. То есть, никогда не было отдельной «знаменной музыки» – знаменных мелодий, записанных без текста.

Знаменные песнопения обладают правильной продолжительностью, правильной расстановкой акцентов в драматургии службы, а также правильным эмоциональным содержанием – мелодия как бы вырастает из самого текста. Кроме того, в знаменном распеве богослужение не дробится на отдельные «номера»-песнопения, а представляет собой монолитное полотно, в котором один текст непрерывно перетекает в другой, создаётся непрерывный музыкально-текстовый поток, чего невозможно достичь в других система распевов.
Знаменные распевы были одноголосными. Они исполнялись только мужским хором a capella.

Считалось, что одноголосное интонирование рождает ощущение бестелесности, ангелоподобности. Знаменный распев нельзя считать произведением музыкального искусства:

1. не было конкретного автора. Их создавал распевщик, который считался интерпретатором,

2. песнопение было результатом коллективного творчества. И на протяжении столетий распевщики переписывали старые музыкальные записи, внося в них изменения, дополнения, поправки.

Знаменная система записи со временем так видоизменилась, что оставался один шаг для перехода на более удобную, логичную, совершенную систему – западные линейные ноты.

Господствующая церковь перешла на новый стиль – многоголосная система распева.

В XY веке из Киева в Москву пришло партесное пение – многоголосное.

Partes–партия. Основа партесного пения – 4-х голосие.

Знаменная нотация пережила несколько этапов развития, а в конце XVII века стала постепенно вытесняться пятилинейной нотацией, пришедшей с запада в начале XVIII века

 

В Западной Европе в католических храмах песнопения стали исполняться под аккомпанемент органа или небольшого оркестра – камерного.

«Аве, Мария» И.С. Баха – Ш. Гуно (фрагмент).

https://www.youtube.com/watch?v=kfmTy0CyP6A

Стены католических храмов могут украшаться живописными художественными полотнами известных художников, например алтарная картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и Джотто «Мадонна с младенцем на троне».

 

В православных храмах представлены только иконы (лики святых), которые пишут специально обученные иконописцы. На фресках и мозаиках – только изображения святых из библейских сюжетов. Песнопения исполняются только a kapella – без музыкального сопровождения.

- Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

https://www.youtube.com/watch?v=pXbkvGj0-D0

 

- Послушайте распев И.И. Чайковского «Богородице Дево, радуйся».

https://www.youtube.com/watch?v=KAImQi8YVrI

 

- Послушайте фрагмент мелодии хора «Любовь святая» Г. Свиридова.

https://www.youtube.com/watch?v=-Y_VcXdiEhI

 

- Сравните эти мелодии.

- В чём сходство этих мелодий и в чём различие?

- Что можно сказать об особенностях исполнения этих сочинений?

Домашнее задание: в рабочих тетрадях записать дату и тему урока. Письменно ответить на вопросы:

1. Где были центры христианской культуры в средневековье?

2. В каком веке на Руси зарождалась духовная музыка?

3.Как в средневековой Руси исполнялись песнопения?

4. Как в средневековой Руси записывались песнопения

5. В каком веке появляется 5-ти линейная нотация?

6.Что означает партесное пение?

7. Как исполняются песнопения в католических храмах

8. Как исполняют песнопения в православных храмах?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: