Глоссарий по дисциплине «Педагогика»




АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. autoritas — влияние, власть) — соц.-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т. п. Все эти черты часто свойственны авто­ритарному учителю.

Авторитарное воспитание — воспитательная концепция, пре­дусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возник­новению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет со­бой стрессовую воспитательную систему, основанную на власт­ных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимо­действия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики — учитель — субъект, а ученик — объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регла­ментирован, акцент — на воспитывающем обучении. Яркий пред­ставитель — Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безапел­ляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогиче­ской деятельности — морализирование.

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ — особая профессиональная пози­ция, определяющая влияние на учащихся, дающая право при­нимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный А. у. опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспи­тателя: демократичный стиль сотрудничества с воспитанника­ми, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную концепцию учителя, его стремление к постоянному совер­шенствованию, эрудированность, компетентность, справедли­вость и доброту, общую культуру. Иррадиация авторитета учителя — перенос авторитета на те сферы жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние еще не проверя­лось. Спецификация авторитета — признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выступает в каче­стве авторитета.

АГРЕССИЯ — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее от­рицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как сред­ство достижения к.-л. цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переклю­чения деятельности, как форма самореализации и самоутвержде­ния. А.: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинение, самоуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вреда), инструментальная.

АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ — психическое явление, вы­ражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, к-рое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходи­мость изменений в отношениях со средой, формирует новые спо­собы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориента­ции, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения — родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ - новая модель разноуров­невой и многопрофильной общеобразовательной массовой шко­лы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особен­ностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

АДАПТИВНОСТЬ-НЕАДАПТИВНОСТЬ - тенденции соот­ветствия—несоответствия между целями и достигаемыми резуль­татами деятельности. А. выражается в согласовании, а Н. — в рас­согласовании целей и результатов. Под воздействием воспитания и обучения, условий и образа жизни уровень А. повышается или понижается.

АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - способ­ность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, созда­вать и поддерживать условия для продуктивной работы педаго­гических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А. о. с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучаю­щегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуаль­ного, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции А. о. с: мотивационно-стимулирующая, сво­бодного самоопределения, пропедевтико-реабилитационная, коррек-ционно-компенсаторная.

АДАПТИРОВАННОСТЬ — уровень фактического приспособ­ления человека к жизни, взаимосоответствия его соц. статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек м. б. гармоничен и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован.

АККРЕДИТАЦИЯ — право образовательного учреждения на вы­дачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государ­ственного финансирования и на пользование гербовой печатью.

АКМЕОЛОГИЯ (от греч. acme — пик, вершина, высшая степень чего-либо) — междисциплинарная наука, возникшая на стыке есте­ственных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает зако­номерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной задачей А. являет­ся выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успеш­но реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

АКСЕЛЕРАЦИЯ — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

АКСИОЛОГИЯ — философское учение о материальных, куль­турных, духовных, нравственных и психол. ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, из­менении ценностно-нормативной системы в процессе истори­ческого развития. В современной педагогике выступает как ее ме­тодологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, в основе к-рых лежит понимание и утверждение ценности челове­ческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и об­разования.АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение личности к миру, способность произво­дить общественно значимые преобразования материальной и ду­ховной среды на основе освоения исторического опыта человече­ства; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. Активность надситуативная (неадаптивная) — способность че­ловека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть к-рой заключается в самой при­тягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку из­вестно, что выбор, к-рый он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывает­ся психологом В. А. Петровским. А. н. выступает в явлениях творче­ства, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескоры­стного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.

Активность познавательная — деятельное состояние личности, к-рое характеризуется стремлением к учению, умственному напря­жению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знани­ями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня А. п. — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность общественная — деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носи­тель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-во­левое качество личности. Предполагает наличие интереса к обще­ственной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, тре­бовательность к себе и готовность помочь др. при выполнении об­щественных заданий.

Активность социальная — родовое понятие относительно видо­вых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. А. с. реализуется в виде соц. полезных действий, под влиянием мо­тивов и стимулов, в основе к-рых лежат общественно значимые потребности. Субъектом — носителем А. с. выступает человек, соц. группа и др. общности. Как общественное свойство личности А. с. развивается через систему связей человека с окружающей соц. средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А. с. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А. с. зависит от соотношения между соц. обязанностями личности в общественно значимой де­ятельности и субъективными установками на деятельность.

АКТУАЛИЗАЦИЯ — перевод знаний, навыков и чувств в про­цессе обучения из скрытого, латентного, состояния в явное, дей­ствующее.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (личности) - чрезмерное уси­ление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы; им присуща тенденция к соц.-положи-тельному и соц.-отрицательному развитию в зависимости от воз­действий среды и воспитания. Автор термина — нем. психолог и психиатр К. Леонгард. Учителю знание А. х. (л.) необходимо при изучении и понимании воспитанников и осуществлении индиви­дуального подхода к ним.

Астеническая — тип акцентуации, проявляющийся в таких при­знаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенная тревожность, мнительность, нереши­тельность, склонность к самоанализу, постоянные сомнения, на­вязчивые мысли.

Гипертимная — тип акцентуации, для представителей к-рого ха­рактерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией раз­брасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохот­ливость, энергичность, инициативность и вместе с тем легкомыс­ленность, раздражительность, трудная переносимость условий жесткой дисциплины, вынужденного одиночества. Демонстративная — тип акцентуации, носители к-рого артис­тичны, обходительны, неординарны в мышлении и поступках, стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к другим людям и вместе с тем эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в рабо­те, тщеславны.

Дистимная — тип акцентуации, представители к-рого серьезны, добросовестны, преданны в дружбе, редко конфликтуют, однако не в меру пассивны, немногословны, склонны к пессимизму, зам­кнутому образу жизни.

Лабильная — тип акцентуации, носителям к-рого свойственна резкая смена настроения в зависимости от ситуации. Сензитивная — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собствен­ной неполноценности, боязливость, нерешительность. Шизоидная — тип акцентуации, связанный с эмоциональной хо­лодностью, замкнутостью, необычностью мышления. Циклоидная — тип акцентуации, для к-рого характерно чере­дование фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами. Во время душевного подъема представители этого типа ведут себя по гипертимному типу, в период спада — по дистим-ному.

Эпилептоидная — тип акцентуации, связанный с такими черта­ми, как склонность к злобно-тоскливому настроению, раздра­жительности, агрессивности, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в форме злости, гнева, ярости, жестокости, кон­фликтности. Эпилептоидная акцентуация характера нередко свя­зана с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью и др.

АЛГОРИТМ — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение к-рых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алго­ритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter — другой) — нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу др. человека или соц. общности. Введен философом О. Кон-том как противоположный понятию эгоизм. Формируется в про­цессе гуманистического взаимодействия воспитателя и воспитан­ников.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч. ambi - приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia — сила) — сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновени­ем противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимо­действии со сверстниками, родителями, педагогами.

АМБИДЕКСТРИЯ — способность одинаково успешно пользо­ваться как правой, так и левой рукой.

АМБИЦИЯ — обостренное самолюбие, самоуверенность, над­менность, пренебрежительное отношение к др. людям, недооцен­ка их способностей и возможностей. А. затрудняет общение чело­века в коллективе, семье.

АНДРОГОГИКА — раздел дидактики, раскрывающий и раз­вивающий принципы обучения взрослых.

АНДРОГИНИЯ (от лат. andros — мужской, gunes — женский) — понятие, введенное амер. психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психол. качества. Как было доказано, дифференциация этих качеств по половому признаку возникает и формируется скорее вследствие специфического семейного вос­питания мальчиков и девочек и соц. воздействия, нежели биоло­гических различий между полами.

АНКЕТА — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. бывают открытые (свободные ответы отве­чающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешан­ные. Широко используется в пед. исследованиях.

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. Умение делать А. необходимо формировать уже в школе.

АНОМАЛИЯ — отклонения разной степени от нормы. Сино­ним — девиация.

АНТРОПОГЕННЫЙ — связанный с происхождением человека.

АНТРОПОКОСМИЗМ — философское и общенаучное воззре­ние, согласно к-рому человек, его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощ­нейшим фактором. В педагогике вылилось в теорию ненасильствен­ного воспитания и формирования глобального мышления, на­правленного на постановку и мирное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания.

АНТРОПОЛОГИЗМ — научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее про­изведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоз­зренческой категорией, с позиций к-рой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.

Антропология педагогическая — философская база воспитания, к-рая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К. Д. Ушинский); воспитание в А. п. пони­мается как атрибут человеческого бытия.

Антропология психологическая — учение о природе, условиях развития и становления субъектности, внутреннего мира человека. Антропология философская — учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ори­ентирована на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании. Антропология христианская — учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная лич­ность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с Законом Божьим и запове­дями блаженства. Руководящим началом жизни каждого человека должно быть проявление духа в человеке. Сам же дух проявля­ется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельно­сти и одновременно неслиянности двух природ во Христе — бо­жественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватываю­щей целостности и самоценности, как творческую и свободную личность. В А. х. ставятся задачи выработки принципов, руковод­ствуясь к-рыми можно было бы. защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием педагоги­ки христианства.

АНТРОПОЛОГО-1УМАНИСГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП (в пед.) -организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.

АПАТИЯ (от греч. apathetia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пас­сивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуж­дений и интересов.

АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость восприятия от прошлого опы­та и запаса знаний.

АПРОБАЦИЯ — испытание с целью подтверждения того или иного предположения в ходе исследования; опытная проверка.

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — древнегреческий фило­соф, к-рый систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, целью к-рого считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной лич­ности, актуальны и в наше время. А. создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, опреде­лив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за приро­дой (принцип природосообразности). Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.

АРТТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.

АРХЕТИП (от греч. archetipos — первообраз) — связь образов (Бога, матери, вождя и т. п.), переходящих из поколения в поко­ление. Термин введен К. Юнгом, швейц. психологом и психиат­ром. Архетипы сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существует в каждом человеке наряду с личным бессознательным и сознанием, определяют особенности поведения, мышления лич­ности, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием.

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ус­тановление соответствия содержания, уровня и качества подго­товки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

АТТИТЮД — соц. фиксированная установка, предрасположе­ние к определенному поведению личности в ситуациях внутри-коллективного общения.

АТТРАКЦИЯ (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — возникновение симпатии, установка на др. человека, как на при­влекательного. Является важным показателем профессиональной пед. пригодности.

АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — состояние психики, харак­теризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в обще­нии, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окру­жающими. Термин, введенный Э. Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике (А. может являться способом психологической защиты). Дети-аутисты обла­дают хорошей памятью, проявляют математическую и музыкаль­ную одаренность, способны к обучению, изучению языков, но сроки овладения знаниями могут быть сдвинуты на более поздние возрастные периоды, чем обычно. Такие дети должны жить и вос­питываться в семьях, а не в специнтернатах.

АУТОАГРЕССИЯ — разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройства­ми. Основное средство коррекции — психотерапия.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — см. Психотерапия.

АФФЕКТ (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое воз­буждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возни­кающее в критических обстоятельствах — при неспособности че­ловека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Учите­лю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в к-ром ученики находились во время их совершения.

Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное пере­живание, вызванное неспособностью добиться успеха в к.-л. деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние А. н. приводит к формированию и закреп­лению отрицательных черт характера. Дети в состоянии А. н. ста­новятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессии.

АФФЕКТАЦИЯ — необычное, искусственное возбуждение, не­естественность в речи, жестах, манерах, излишняя активность по­ведения. Признак неискренности в общении, в поведении.

АФФИЛИАЦИЯ (от лат. affiliate — присоединять, присоеди­няться) — потребность человека в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, вза­имодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сооб­щества и принимать помощь других. Наличие этой потребности является одной из предпосылок определения профессиональной пригодности учителя.

Б

БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ — психол. трудности, возникающие в про­цессе общения, служащие причиной конфликтов или препятству­ющие взаимопониманию и взаимодействию.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ (от фр. barriere — преграда, препят­ствие) — взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл. Наиболее ярко Б. с. проявляется во взаимоотношениях меж­ду взрослыми и детьми, когда ребенок (подросток), даже пони­мая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов. В таких случаях те или иные пед. меры не оказывают на него воздействия. Б. с. возникает по следующим при­чинам: несовпадение ценностей воспитанника и воспитателя; не­приятие учащимся формы и тона выражения требований педаго­га; неприятие личности учителя.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности личности, что пре­пятствует выполнению ею тех или иных действий. Причинами воз­никновения Б. п. могут стать новизна и опасность ситуации, нео­жиданная или негативная информация, отсутствие гибкости и быстроты мышления.

БАТАВИЯ-ПЛАН — система индивидуального обучения, воз­никшая в Америке в конце XIX в.

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА - система взаимного обучения, при к-рой в младшей школе старшие и более успева­ющие ученики (мониторы) под руководством учителя вели за­нятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. — в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — русский философ и публицист. Основные работы: «О назначении чело­века», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание чело­века» и Др. На рубеже веков примыкал к легальному марксиз­му, в дальнейшем обратился к религиозной философии. Триада идей — свобода, творчество, личность — легла в основу его философского учения. Свободное волеизъявление личности и ее творческое начало, по мысли Б., — первоисточник бытия. Человек — микрокосм и заключает в себе все, «личность чело­веческая более таинственна, чем мир». Цель человеческой жиз­ни заключается не только в соблюдении святости и следовании библейским заповедям, но и в свободном творчестве, к-рое есть выражение потенциальной гениальности каждого человека. Пед. усилия должны быть направлены не на исправление человека, а на его развитие.

БЕСЕДА — 1) вопросо-ответный метод привлечения уча­щихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравствен­ных оценок; 2) метод получения информации на основе вер­бальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды Б.: катехизическая, или репродуктивная, — направлена на за­крепление, проверку изученного материала путем его повторе­ния; эвристическая, поисковая, — опираясь на имеющиеся зна­ния учащихся, учитель подводит их к усвоению новых понятий; сократическая — поиск истины через сомнение, к-рому подвер­гается каждый получаемый вывод.

БЕЦКОЙ Иван Иванович (1704—1795) — видный деятель про­свещения в России, много сделавший в области образования. При его содействии в Москве и Петербурге были открыты воспита­тельные дома с госпиталем для рожениц, коммерческое учили­ще, училище при Академии художеств, куда принимали мальчи­ков разных сословий (кроме крепостных), Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Путем воспитания Б. стремился создать «новую породу людей» — дворян и представителей др. сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством. Не заражен­ные предрассудками и нормами старого поколения, всесторонне образованные, эти люди, по мысли Б., передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, что приведет к постепенному изменению нравственности и улучшению общества. Б. выступал против физических наказаний.

БИБЛИОТЕРАПИЯ — см. Психотерапия. БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ — 1) обладание личностью психол. свой­ствами обоих полов (андрогиния); 2) сексуальное влечение к ли­цам своего и противоположного пола.

БИХЕВИОРИЗМ — направление в психологии XX в., игнори­рующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведе­ние человека к физиологическим реакциям организма на воздей­ствие внешней среды.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884—1941) — русский и совет­ский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике («Трудовая школа», «Педагогика», «Зада­чи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др.). Б. выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в к-рой большое место должны зани­мать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравствен­ному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подго­товки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психо­логические труды Б. имеют пед. направленность.

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ — учебные заведения, существовав­шие в XVI — XVII вв. при братствах — национально-религиоз­ных объединениях православных верующих Украины, Белорус­сии, Чехии и др. стран. Деятельность Б. ш. способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания народов этих стран. В Б. ш. впервые в истории школьного обуче­ния зародилась классно-урочная система, получившая теорети­ческое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А. Коменского.

БРИГАДНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - разработан­ная в амер. университете система обучения математике в началь­ных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с орга­низацией работы учащихся в малых группах.

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД - одна из форм органи­зации обучения, сложившаяся в учебных заведениях СССР в 20-х — начале 30-х гг. под влиянием дальтон-плана, строившего­ся на началах индивидуальной исследовательской работы учащихся.

В

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ (от лат. vale — будь здоров) — воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здо­рового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового чело­века, осуществляемого через нравственное, физическое и поло­вое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, переплачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и мед. знаний.

ВАЛЕОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ — отрасль науки, имеющая сво­ей целью исследование системы факторов и условий, способству­ющих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей. В. ш. ставит своими целями изучение состояния здоровья участников пед. процесса и факторов, его определяющих; поиск и разработку средств по охране, коррекции, реабилитации здоровья детей и взрослых, их обучение и просвещение в данной сфере; разработку методологических, теоретических и методических проблем валео-логического содержания образования; разработку основ подготовки пед. кадров с учетом валеологических аспектов.

ВАЛИДНОСТЬ — комплексная характеристика метода иссле­дования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действен­ность, практическая полезность.

ВВЕДЕНИЕ — структурная часть основного текста, представ­ляющая собой начальную главу. Имеет целью ориентировать чита­теля в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основно­го текста. Оформление пед. исследования в виде курсовой работы, дипломного исследования и т. п. начинается с В., в к-ром раскры­ваются актуальность, объект, предмет, проблема, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, описываются методы ис­следования.

ВДОХНОВЕНИЕ — состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. У учителя, работающего вдохновен­но, рождаются новые идеи, пед. деятельность приносит удоволь­ствие, удовлетворение и дает высокие результаты в обучении и воспитании.

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич (1857—1947) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Его ос­новные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственного вос­питания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем». Осно­вой воспитания должен выступать «сам индивидуальный конк­ретный ребенок», к-рый обладает равными со взрослыми права­ми. Школы должны быть автономны от государства, что позволяло бы их организаторам создавать независимое, самоуправляющее­ся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребенка во всех обла­стях жизни, в том числе и в религиозной. Отдавал приоритет раз­витию воли человека, понимаемой им как «психическая актив­ность вообще». В двадцатом столетии стал сторонником разработки космической педагогики: «основою космического воспитания (вы­ступает) естественное единство воспитываемой личности с жиз­нью всего беспредельного космоса».

ВЕРА (в психол.) — особое состояние психики, заключаю­щееся в полном и безоговорочном принятии человеком к.-л. све­дений, текстов, явлений, событий или собственных представ­лений и умозаключений, к~рые могут выступать в дальнейшем основой его Я, определять некоторые из его поступков, сужде­ний, норм поведения и отношений. В. основывается на автори­тете, на интуиции, на уважении к чужому опыту и традиции. В пед. взаимодействии очень многое зависит от степени В. вос­питанника в слова и действия педагога.

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ — отражение опыта в речи, является ре­чевым показателем личности.

ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ — процесс приобретения зна­ний, опыта через словесные воздействия (инструкции, разъяс­нения, образцы поведения и т. п.), без обращения к конкретным предметным действиям.

ВЕРИФИКАЦИЯ — точное, экспериментально подтвержден­ное определение объема конкретного понятия, конкретной кате­гории, полученное в результате проведенного исследования.

ВЕРОВАНИЕ — убежденность, эмоциональная приверженность идее, реальной или иллюзорной. В. само по себе не отличает миф от знания.

ВЕС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ - психол. со­стояние учителя, с к-рым он воздействует на учеников (тяжелый, легкий, «с достоинством», «отстранения»).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или предна­меренный, частный или публичный, длительный или кратковре­менный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В. п. может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достиже­ния, и в виде соперничества, когда успехи одних участников со­вместной деятельности стимулируют или тормозят]^лее продук­тивную и целенаправленную деятельность других ее участников. Гуманистически ориентированный пед. процесс м. б. только про­цессом В. п. воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

ВЗГЛЯДЫ — знания о к.-л. явлении, предмете, целом мире в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам.

ВИДЫСОБЕСЕДНИКОВ — разнообразие проявлений лично­стных характеристик человека в процессе вербального общения, к-рые педагогу полезно учитывать при выборе тактики взаимодей­ствия с воспитанниками. С доминантным собеседником (напорис­тым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать реше­ния и брать на себя ответственность) целесообразно держаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать, не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать ему твердо и реши­тельно; недоминантного собеседника (деликатного, уступчивого, лег­ко теряющегося) полезно почаще подбадривать, заинтересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах. Мобильного в общении воспитанника (подвижного, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного) необходимо тактично при­держивать, возвращая к теме разговора. Ригидн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: