Речник – не профессия – жизнь




Киселев Никита, ученик Лицея,

г.Бор

 

Мы русские. Мы дети Волги.

Для нас значения полны

Ее медлительные волны,

Тяжелые, как валуны…

Е. Евтушенко

Не каждый житель России может похвастаться тем, что живет на реке. А мы, нижегородцы, живем не просто на реке, а на одной из самых притягательных рек в Европе, нашей матушке - Волге. Волга!.. Это имя дорого нам всем. На протяжении веков оно стало символом величия и красоты, стойкости и непобедимости русского народа. Каждая пядь земли, по которой она течёт, связана с историческими событиями, начиная с древнейших времён и кончая современной эпохой. Недаром, Волга – одна из немногих рек, имеющих свой праздник: в России 20 мая принято считать днем Волги…

…С древних времен люди стремились расположить свои жилища ближе к реке или другому водоему, что облегчало их снабжение водой и пищей. Позднее они научились использовать реки и моря в транспортных целях, это значительно расширило связи между поселениями и роль водных путей еще более возросла.

Отечественному речному транспорту уже более 200-х лет, за эти два столетия на широкой глади Волги прошла целая история его развития. Вначале для передвижения по воде употреблялись бревна, плоты и самые первые лодки-долблёнки, после стали строить лодки и судёнышки покрупнее. А потом человек сделал великое географическое открытие: оказалось, что по Волге можно плыть тысячи вёрст без остановки. Так тысячи лет назад стало развиваться судоходство.

Волга издавна была рекой-труженицей. Три с лишним тысячи верст пробегает великая река по русской земле. Веками она оставалась важнейшей транспортной магистралью Руси. Тысячи барок и пароходов перевозили по водам Волги разные товары. Речной транспорт на Волге в пору своего возникновения и раннего периода развития - это тяжёлый и опасный труд с риском. Первоначально грузы транспортировались на обыкновенных лодках с веслами, под парусами, на срубах, белянах, мокшанах, дощаниках, тихвинках.

Большие парусные суда - расшивы, которые неслись по водам Волги вниз по течению со скоростью до 60 верст в день, а вверх эти суда поднимались при помощи бурлаков. Без бурлаков трудно было представить Волгу. Бурлацкий труд очень трудное и опасное дело. В навигацию в России насчитывалось до 600-700 тысяч бурлаков. О тяжести труда бурлака можно судить по яркой и выразительной картине И.Е. Репина "Бурлаки на Волге".

В XIX столетии работали на Волге и конные машины - коноводки, которые были очень неудобными и трудоемкими. В 1815-1830 годах на смену бурлацкой лямке пришли машины. Произошел высокий подъем в развитии волжского судоходства.

Новым этапом в развитии судоходства стало образование в конце 1954 года в г. Горьком Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП), которое осуществляет грузовые перевозки. Сейчас Волга напряженно работает: сто миллионов тонн различного груза перевозится каждую навигацию городам, заводам, стройкам. В настоящее время вверх по Волге доставляют продукты, соль, гравий, уголь, хлеб, цемент, металл, овощи, рыбу, промышленные и продовольственные товары. Вниз по Каме идут уголь, лес, пиломатериалы, минерально-строительные, химические и промышленные грузы, нефть и нефтепродукты. Для выполнения грузовых перевозок компания использует 74 теплохода типа «Волго-Дон», 10 речных сухогрузов, более 40 буксиров - толкачей и 80 несамоходных барж. Волжское пароходство обеспечивает потребности в перевозках грузов семнадцати промышленных областей России.

Главной гордостью и душой Волги, конечно, были и остаются её люди… …«Речник – профессия мужественная», она всегда была и остаётся востребованной, огромное количество людей посвятили всю свою жизнь реке. Много их, таких людей, болеющих Волгой. Одним из них, капитаном-речником, был мой дедушка по маминой линии – Марков Владимир Иванович, который обладал всеми этими качествами. Большой путь прошел он для того, чтобы его детская мечта стать капитаном сбылась.

Владимир Иванович родился в 1940 году в старинном городе Галич Костромской области, который расположен на берегу большого и красивого Галичского озера. И все его детские годы были связаны с этим озером. Именно тогда и зародилась у него мечта стать капитаном. В школе он учился хорошо, потому что знал, чтобы поступить куда-то, нужен аттестат с хорошими оценками.

От друзей дедушка узнал, что в городе Бор Горьковской области есть техническое училище №9, где обучают на штурмана…

…Закончив училище по специальности «Рулевой – моторист», он был принят на теплоход «Академик Зелинский». А через месяц его перевели на теплоход «Академик Вильямс» уже третьим штурманом. Суда такого типа ходили по рекам Волга, Ока, Кама и перевозили разные грузы: пшеницу, удобрения, гравий и многое другое.

После окончания училища, проработав четыре навигации, дедушка поступил в Горьковское речное училище им. Кулибина по специальности «Силовые судовые установки». После училища он закончил курсы в Волжском объединении речного пароходства и получил должность второго помощника-механика на всех группах грузовых судов речного флота РСФСР. Дедушка много учился. Всего на его счету десять дипломов, свидетельств и удостоверений.

В 1979 году он получил диплом от Министерства речного флота на право занимать должность капитана. Он стал капитаном – «универсалом». И с этого времени дедушка – капитан теплохода «Геленджик» (это судно буксир-толкач), на котором проработал более 15 лет.

За свою работу он был награжден многими наградами, в том числе орденом Трудовой славы 3 степени. Выйдя на пенсию, по состоянию здоровья он уже не ходил в навигации, но работал в своем родном затоне имени 40-й годовщины Октября (Октябрьская БТОФ).

Моя мама в детстве каждое лето проводила с ним на пароходе. Побывала во многих городах по рекам Волга, Кама, Ока, видела много интересного. Сейчас часто рассказывает мне об этом. Она с улыбкой говорит, считая себя капитанской дочкой, а меня капитанским внуком. И я этим очень горжусь!

К сожалению, дедушки не стало, когда мне было всего три года. Но я помню, какой он был добрый и заботливый.

На память о нем у нас осталось много различных вещей, среди них: судовой барометр, судовые часы и настоящий большой капитанский бинокль – наша семейная реликвия. Очень жаль, что его сейчас нет рядом. Сколько бы он мог рассказать мне интересных историй, связанных с его профессией, поделиться бесценным опытом не только на словах, но и на практике! Возможно, он был бы рад, если бы я продолжил его дело.

Я уважаю своего дедушку за то, что он в своей жизни добился того, о чем мечтал, благодаря целеустремленности и огромному желанию учиться. Очень горжусь, что в историю волжского судоходства вписано его имя – Маркова Владимира Ивановича, который внес немалый вклад в его развитие.

Вновь всколыхнётся Волга от зимы,

Суда с затонов выйдут не спеша.

И поплывут они по всей России

Тебе на радость, капитан!

 

К 170-летию судоходной компании «Волжское пароходство» на площади Маркина в Нижнем Новгороде, перед Речным вокзалом на Нижневолжской набережной, в сентябре 2013 года был установлен памятный знак труженикам Волги скульптора Шитова А.А. Металлическая скульптурная композиция высотой около двух метров изображает капитана корабля с биноклем в руке и боцмана за штурвалом. Они олицетворяют всех работников судоходства всех чинов, которые вложили душу в развитие своего дела.

«…Профессия речника во все времена пользовалась большим уважением. Это сложное дело, требующее огромной подготовки и опыта; красивое и мужественное занятие; настоящее призвание, навсегда определяющее жизненный путь человека… Поддержка семьи, взаимовыручка - без всего этого, не было бы этой профессии в самом уважительном её понимании, не осталось бы искренней благодарности тем людям, которые сумели развить, сохранить, привести к процветанию волжский речной транспорт и передать свой закалённый характер по наследству…» - так уважительно выразил свое отношение к труду речников губернатор Нижегородской области Глеб Сергеевич Никитин.

Так пусть же никогда не устареет профессия речников, пусть передается она из поколения в поколение!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: