Формы и методы научения поведению




Термин научения

Научение – это психологический процесс, который раскрывает, как человек приобретает навыки, знания и умения. Все, чем человек обладает (за исключением некоторых врожденных форм психической деятельности, каких-то безусловных рефлексов, например, глотания пищи и жидкости, отдергивания конечности от предметов с опасной температурой), все, что человек в течение жизни использует для адаптации к окружающему миру и взаимодействия с самим собой, он приобретает путем научения.

2.Виды научения

Реактивные формы научения

К самым элементарным формам научения реактивному поведению относятся четыре вида: привыкание, сенсибилизация, импритинг и выработка условных рефлексов.

 

Сенсибилизация – полярная форма научения относительно привыкания, при которой, наоборот, возникает нетерпимость к каким-то раздражителям. Обычно это происходит при нарастании уровня тревоги в условиях дистресса, когда прежний раздражитель, который не вызывал реактивного поведения, становится невыносим

Импритин г-еще одна форма реактивного поведения, которая наблюдается у животных, так называемый импритинг, описанный специалистами по этологии, в частности К. Лоренцом. В многочисленных экспериментах Позолини у новорожденных утят или цыплят первый движущийся объект – мать. Если заменить этот движущийся объект экспериментатором, то так же, как утята двигались за уткой, они будут ходить за экспериментатором.

привыкания лежит в основе изменения обращаемости больных к врачу, особенно это связано с какими-то особыми формами заболевания, скорее тяжкими. Здесь помимо привыкания действует еще и культуральный фактор. Можно говорить о культуральном привыкании: если в какой-то культуре или субкультуре какие-то формы заболевания не рассматриваются как опасные для человека или необязательные для лечения, то больной даже с тяжелой патологией не оказывается в поле зрения врача, это воспринимается им как элемент нормы

Следующий вид реактивного поведения – это условные рефлексы, когда сочетание безусловного раздражителя и индифферентного после некоторого количества сочетаний приводит к формированию такой же реакции на индифферентный раздражитель, какая существует на безусловный.

Научение в результате оперантного обусловливания

Оперантным научением называеться тот процесс, когда организм научается путем активного взаимодействия со средой,

Первичные – это те, которые основываются на первом уровне потребностей (физиологических), а вторичные – те, которые обращены к более высоким уровням человеческих потребностей, например, в признании, в любви, в причастности к какой-то группе,

Следующая форма оперантного обучения поведению – это подражание, при этом существует несколько вариантов подражания.

 

Когда организм живого существа (человека или животного) воспроизводит поведение кого или чего-либо, не оценивая последствий – это обычное подражание.

Викарное подражание или викарное научение, подражание модели, при частичном понимании последствий своих действий для себя. Это характерно для молодежи, которая во многом строит свое поведение, подражая своим кумирам, в том числе и в формах асоциального поведения. Частичное понимание последствий поведения может иметь место и при оперантном научении.

Когнитивное научение

Самой высшей формой научения поведению является когнитивное научение. Различаются три варианта когнитивного научения:

1. Латентное научение. Представляется, что наиболее серьезными в этом вопросе являются исследования Э. Толмена, представителя когнитивной психологии, которая формировалась в США в 60–70-е годы. Одним из толчков к расцвету когнитивной психологии послужило создание ЭВМ и изучение процесса того, как машина принимает решения, а также проведение аналогий между мыслительным процессом человека и мыслительным процессом машины. Исследования Э. Толмена привели к созданию теории или концепции, по которой восприятие окружающего мира и самого себя у человека на самых различных уровнях идет через сигналы, интегрируемые мозгом, и в результате этого восприятия создаются, так называемые, когнитивные карты; с их помощью организм и определяет, какие реакции на стимулы окружающего мира будут полезны для него, а какие приведут к нежелательным последствиям. Когнитивные карты дают человеку возможность приспосабливаться, адаптироваться к внезапному изменению окружающего мира, к возникновению каких-то особых экстремальных состояний, которые прежде не происходили в его жизни. В результате функционирования этих когнитивных карт он получает формы поведения, которые помогают ему адаптироваться даже в этих необычных условиях среды.

2. Следующий вид научения – научение путем инсайта. Об этом говорилось уже в главе о мышлении. Это такой вид научения, при котором решение возникает внешне, как интуитивная догадка. Это решение типа: «Эврика!», «Ага, нашел!», – когда процесс принятия решения протекает не на сознательном уровне, а осознается только конечный результат решения. Но сейчас разработана обучающая программа, чтобы научить человека приходить к решению путем инсайта. В обучающих технологиях создаются различные программы, учитывающие разные формы когнитивного научения: в одних случаях – латентное научение, в других – научение путем инсайта. В последнем случае создается технология, способствующая развитию его способности к формированию поведения и решению задач путем инсайта.

3. Научение путем рассуждений – это самый традиционный путь, широко используемый в практике, начиная со школьного процесса, например, обучение геометрии, когда требуется доказать какую-то теорему в несколько этапов. Решение задачи выбора терапии также имеет несколько этапов. Первый этап – этап постановки задачи (надо выяснить для каких больных препарат Х наиболее эффективен). Второй этап – этап построения гипотезы: а) при каких заболеваниях должен использоваться этот препарат; б) этот препарат действует на какие-то стороны такого-то обмена, наиболее интенсивно нарушается этот вид обмена при заболевании А и В, он также нарушается при заболевании С, следовательно препарат Х должен быть наиболее эффективен при заболевании А, менее эффективен при заболевании В, и малоэффективен при заболевании С. Эта гипотеза может быть верна, если основой патологического процесса является действительно нарушение данного вида обмена, или при условии, что данный препарат меняет характер этих обменных процессов в сторону изменения уровня содержания какого-то вещества. Третий этап – вывод (препарат необходимо исследовать при лечении заболеваний А, В и Q. Как правило, при постановке научных задач возникает сразу несколько гипотез, и чем шире они охватывают изучаемое явление, тем точнее исследование.

4. Научение путем формирования понятий – самый сложный вид научения, результативность которого во многом зависит от степени человеческого интеллекта. Научение путем формирования понятий – этонаучение процессу абстрагирования, когда человек учится упрощать мир до выделения в нем главных сторон какого-то явления.

 

Формы и методы научения поведению

Научение (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К научению относятся такие явления, как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и, наконец, так называемое разумное научение у человека.

Научение наряду с инстинктивным поведением -- одно из основных понятий этологии, характеризующее индивидуальное приспособление животного к среде обитания путём изменения врождённого поведения.

Различают две основные формы научения: обязательное, свойственное всем особям данного вида, -- главным образом запечатление, и факультативное, относящееся к индивидуальному поведению отдельных особей в соответствии с конкретными условиями их жизни, -- главным образом навык, отчасти подражание и др.

Изучению процессов научения посвящено огромное число экспериментальных исследований, большая часть которых проведена в США в рамках бихевиоризма и выполнена на животных. Главное внимание в них уделяется выяснению влияния на процессы научения различных факторов: числа и распределения повторений, подкрепления («закон эффекта») и его характера, типа обусловливания реакций, зависимости от состояния потребностей.

Более сложными являются вопросы о переносе результатов научения в условия, отличные от исходных, о «скрытом» (латентном) научении, о формировании сенсомоторных структур и сенсорных синтезов, которые выступают в качестве так называемых внутренних переменных поведения, т. е. его психологических звеньев.

Исследования научения, понимаемого как процесс приспособления к условиям, создаваемым в эксперименте, относятся главным образом к простейшим, «пассивным» формам приобретения тех или иных навыков, в том числе сенсорных и умственных, поэтому они не могут быть распространены на формы научения, специфические для человека.

Исторический опыт человечества передаётся отдельным людям путём их активного обучения, составляющего одну из важнейших функций общества, которая возлагается, в частности, на школы и др. педагогические учреждения Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 4, М., 1973.

Научение - это изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта.

Ассоциативное научение. Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения - ассоциация по смежности - формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временная смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое.

Инструментальное научение. Второй тип научения, тоже относящийся к основным, осуществляется методом проб и ошибок. Впервые он был систематически изучен американским ученым Э. Торндайком, одним из основателей психологии образования.

Последовательное научение. Некоторые виды научения требуют выполнения отдельных поведенческих актов, каждый из которых по отдельности осваивается легко, но затем они объединяются в определенную последовательность.

Овладение навыком представляет собой вид последовательного научения, отличающийся от вербального тем, что заучивается последовательность не вербальных, а двигательных реакций. К какой бы области ни относился навык - овладение им почти всегда предполагает три стадии: 1) инструктирование, цель которого - определить стоящую перед исполнителем задачу и дать рекомендации по способам ее выполнения; 2) тренировка, при которой требуемые действия выполняются под контролем сознания, сначала медленно и с ошибками, потом быстрее и правильнее; 3) автоматическая стадия, когда поведенческие акты протекают гладко и требуют все меньше и меньше осознанного контроля.

Ряд видов научения требует подкрепления. При инструментальном научении подкреплением служат награда или наказание. В отдельных видах научения человека подкреплением является просто информация о том, правильны или нет его действия.

Вторичное подкрепление. В ходе ассоциативного научения некоторые сигналы, которые изначально не имели никакой ценности или не говорили об опасности, соединяются в сознании с событиями, обладающими ценностью или связанными с опасностью. Если это происходит, сигналы или события, ранее носившие нейтральный характер, начинают сами действовать как поощрение или наказание; такой процесс носит название вторичного подкрепления.

Поощрение или наказание. Одна из проблем научения - не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания - устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто, например, при воспитании детей или их обучении, возникает вопрос, что лучше: наказать за проступок или дождаться желательного поведения и поощрить ребенка. Наибольших результатов удается достичь, когда наказание сопровождает старое поведение, а награда - новое. Хотя это всего лишь общее правило, которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип: следует обращать внимание не только на само поведение - нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, - но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки.

Частичное подкрепление. Инструментальное научение с использованием поощрения предполагает несколько видов зависимости между поведением и поощрением. Самый обычный вид зависимости - постоянное подкрепление, при котором награда выдается за каждую правильную реакцию. Другой вариант - частичное подкрепление, предлагающее поощрение только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день. Воздействие частичного подкрепления важно и представляет большой интерес. При частичном подкреплении для освоения желаемого поведения требуется больше времени, но результаты оказываются гораздо более стойкими. Сохранение эффекта особенно заметно, когда поощрение прекращается; такая процедура называется «угасанием». Поведение, освоенное при частичном подкреплении, сохраняется надолго, а освоенное при постоянном подкреплении быстро прекращается.

Научение определенному типу поведения редко происходит изолированно. Чаще имеет место сходство между теми ситуациями, в которых осваиваются разные типы поведения, или сходство между самими типами поведения. Когда, например, сходны между собой два последовательных учебных задания, выполнение первого из них облегчает выполнение второго; такой эффект называют «переносом». Положительный перенос возникает в том случае, если освоение первого умения помогает в освоении второго; например, научившись играть в теннис, человек легче научится играть в бадминтон, а ребенок, умеющий писать на доске, легче освоит письмо ручкой на бумаге. Отрицательный перенос происходит в противоположных ситуациях, т.е. когда освоение первой задачи мешает научиться выполнять вторую: например, неправильно запомнив имя нового знакомого, труднее выучить правильное имя; умение переключать передачи в автомобиле одной марки может затруднить пользование автомобилем другой марки, где все рычаги расположены иначе. Общий принцип заключается в следующем: положительный перенос возможен между двумя видами деятельности, если второй из них требует такого же поведения, как и первый, но в иной ситуации; отрицательный перенос возникает при освоении нового способа поведения взамен прежнего в той же ситуации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: