ОСНОВЫТЕОРИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» И «НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ»
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается дошкольной педагогикой и психологией как процесс целенаправленного формирования личности ребенка. Становление и развитие основных нравственных качеств - начал гуманных чувств и отношений, любви к Родине - происходит именно в первые годы жизни, до поступления ребенка в школу.
Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания. Исследователями и практикой доказано, что при благоприятных педагогических условиях к семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как важнейший показатель его нравственного развития (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец).
Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Нравственное воспитание, как и другие стороны воспитания - умственное, физическое, эстетическое, осуществляется в соответствии с программой, намечающей главные линии развития ребенка, и предусматривающей формирование самых разнообразных нравственных качеств, выражающихся в доброжелательном, гуманном отношении к окружающим, в началах коллективизма, в любви, в уважении к людям труда независимо от их национальности и цвета кожи.
Основные группы нравственных качеств - гуманизм, коллективизм, патриотизм - складываются у детей дошкольного возраста постепенно в условиях целенаправленных педагогических воздействий: от самых простых форм положительного отношения ко взрослому, сверстнику до начальных проявлений патриотизма, гражданственности. К концу дошкольного детства нравственная направленность личности ребенка (или противоположная ей) вырисовывается уже достаточно определенно.
Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни). Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог, исследователь должен помнить, что любая нравственная задача - более простая или более сложная - может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений, что эти компоненты и раздельны, и взаимосвязаны.
Механизм нравственного становления личности
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.