Механизм нравственного становления личности




ОСНОВЫТЕОРИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» И «НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ»

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок по­степенно овладевает принятыми в обществе людей нор­мами и правилами поведения и взаимоотношений, присва­ивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, спосо­бы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста рассмат­ривается дошкольной педагогикой и психологией как процесс целе­направленного формирования личности ребенка. Становление и раз­витие основных нравственных качеств - начал гуманных чувств и отношений, любви к Родине - происходит именно в первые годы жизни, до поступления ребенка в школу.

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания. Исследователями и практикой доказано, что при благоприятных педагогических усло­виях к семи годам уже достаточно четко прослеживается направлен­ность личности ребенка как важнейший показатель его нравственно­го развития (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец).

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личности оп­ределенного набора нравственных качеств. И чем проч­нее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со сторо­ны окружающих.

Нравственное воспитание, как и другие стороны воспитания - умственное, физическое, эстетическое, осуществляется в соответст­вии с программой, намечающей главные линии развития ребенка, и предусматривающей формирование самых разнообразных нравственных качеств, выражающихся в доброжелательном, гуманном отношении к окружающим, в началах коллективизма, в любви, в уважении к людям труда неза­висимо от их национальности и цвета кожи.

Основные группы нравственных качеств - гуманизм, коллекти­визм, патриотизм - складываются у детей дошкольного возраста постепенно в условиях целенаправленных педагогических воздействий: от самых простых форм положительного отношения ко взрослому, сверстнику до начальных проявлений патриотизма, гражданствен­ности. К концу дошкольного детства нравственная направленность личности ребенка (или противоположная ей) вырисовывается уже достаточно определенно.

Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравст­венные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни). Чтобы сформировать любое нравственное качество, педагог, исследователь должен помнить, что любая нравственная за­дача - более простая или более сложная - может быть решена лишь при формировании детских чувств, привычек и представлений, что эти компоненты и раздельны, и взаимосвязаны.

Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важ­но, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны зна­ния, на основе которых у ребенка будут складываться пред­ставления о сущности нравственного качества, о его необ­ходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравствен­ным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для при­обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна­чимую окраску и потому влияют на прочность складываю­щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво­ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо­го качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственно­го воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он про­является всегда, при формировании любого (нравственно­го или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспи­тания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяе­мости. Это значит, что каждый компонент механизма ва­жен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зави­симости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: