Вставьте сюда характеристику этого образа.




Тема занятия «Темы и образы поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»

Цели: понять глубину замысла поэмы; обучить умению анализировать текст, сопоставлять и обобщать факты, логически и мыслить и высказываться, вырабатывать внимание к художественному слову.

 

В 60-70-ые годы 20 века в России в «высших кругах общества» начинается «хождение «образованного люда» в народ». Русская интеллигенция добровольно шла в народ: организовывала школы, больницы для бедных, пыталась просвещать, приобщать к культуре народные массы.

Социологический срез деревенской жизни делает в своей поэме и Н.А. Некрасов: почти все типы сельского жителя проходят перед читателем. Поэт пытается увидеть: в чём Русь осталась прежней Русью, что безвозвратно ушло, что появилось, что вечно и что преходяще в народной жизни?

 

Читаем начало из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которое называется «ПРОЛОГ»:

В каком году - рассчитывай,

В какой Земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков.

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости

Из смежных деревень-

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелого, Неелова,

Неурожайка тож.

Сошлися и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал - помещику,

Демьян сказал - чиновнику,

Лука сказал- попу,

Купчине толстопузому -

Сказали браться Губины

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи,-

Вельможному боярину,

Министру государеву,

А Пров сказал- царю.

 

- Какова цель путешествия странников по России? Найдите эти строки из пролога, выделите их заливкой.

 

Среди простых людей странники не находят счастливых, особенно среди женщин, хотя встречались им люди самых разных сословий: это и русские крестьяне – кормильцы и хранители родной земли, и мастеровые, и солдаты, скоморохи и старообрядцы, мелкие торговцы-коробейники, странники, богомольцы.

- Почему крестьяне отправляются в странствие. Проанализируйте названия деревень.

Вставьте ответ сюда

 

Вот и двинулись в путь крестьяне. Поэтому в основе композиции лежит во многом традиционный для русской литературы мотив дороги и поиска. Одним из первых они встречают Савелия - «богатыря святорусского».

 

Вставьте сюда характеристику образа Савелия – «богатыря святорусского». Используйте цитаты из поэмы.

Начиная от внешности богатырской, даем описание его свободолюбия и др.черт характера, с этим связанных

Именно в терпении, по мысли автора, и заключается богатырство русского народа, но и этому терпению есть предел.

В конце жизни он произносит страшный приговор русскому крестьянству: «Мужчинам три дороженьки: / Кабак, острог да каторга, / А бабам на Руси / Три петли…/ В любую полезай».

 

Рассмотрим женские образы в поэме на примере жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной.

Вставьте сюда характеристику образа Матрены Тимофеевны. Используйте цитаты из поэмы.

 

Ответ: «На вопрос о женском счастье лучше всех ответила Матрена Тимофеевна: «Не дело между бабами счастливую искать ». Матрена Тимофеевна подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны / У Бога самого!»

Вывод. Безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа изображена в следующих строках: «селенья не завидные, что не изба – с подпоркою, как нищий с костылем, а с крыш солома скормлена скоту». «Среди крестьян счастливых искать смысла нет», - к такому мнению приходят семь мужиков.

 

Кто же претендует на так называемых «Кандидатов в счастливцы»?

Ермил Гирин – один из положительных крестьянских образов поэмы. Появляется в главе «Счастливые».

Вставьте сюда характеристику этого образа.

 

«и стал он пуще прежнего Всему народу люб»: за честность, справедливость, совестность, болеет душой за народ.

Гирин, имея «все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет», принял участие в крестьянском восстании.

Вывод. Мужики-крестьяне считают, что счастливая жизнь - это когда есть право на свободу выбора: возможность выбрать свободный труд. Они рады возможности убирать хлеб, косить траву, т.к. стосковались по труду. Если помещики стремятся к праздной, сытой жизни и неограниченной власти над крестьянами, то крестьяне презирают такое счастье. В конце своего путешествия мужики убедились, что много представлений о счастье есть, а вот счастливых они не встречали.

Ответ на свой же вопрос дает Некрасов в образе Гриши Добросклонова в главе «Пир на весь мир».

Вставьте сюда характеристику этого образа.

 

Он хочет посвятить себя борьбе за лучшую жизнь народа:

Дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Народ платит ему доверием. Они считают, что Гриша заботится не о личном благополучии, а о народном счастье: «Доля народа – счастье его, / Свет и свобода прежде всего ». Гриша Добросклонов готов отдать жизнь за то, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси ». Цель его жизни – служение народу.

Что же его ждет в будущем?

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Но его не пугают предстоящие испытания. Он верит в торжество того дела, которому он посвятил свою жизнь.

Вывод: Образом Гриши Добросклонова Н.А. Некрасов решает главную проблему поэмы – проблему народного счастья. Он считает, что счастливым можно назвать только борца за свободу и счастье народа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Поэма не была закончена. Литературоведы до сих пор спорят, в какой хронологической последовательности должны идти главы. В этом смысле поэма Некрасова похожа на картинную галерею, ценность которой в самих картинах, а не в том, как они развешены по стенам.

Глеб Успенский так передает свой разговор с Н.А. Некрасовым.

Однажды я спросил его: «А каков будет конец поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?» Некрасов улыбался и ждал… Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. Некрасова есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. Этому? - спросил я.

- Ну вот! Какое там счастье!

И Некрасов немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца. Так кому же? - переспросил я.

И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой: ….

- «Пья-но-му!»

Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т.д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо…


Все вопросы, на которые нужно ответить письменно, выделены красным цветом. Ответ нужно напечатать в этом файле, чтобы получился подробный конспект занятия, который вы распечатаете и вложите в тетрадь по литературе.

 

ПЕРЕПИСЫВАТЬ МАТЕРИАЛ В ТЕТРАДЬ НЕ НУЖНО!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: