Звуковой анализ.
Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам.
Обучая детей звуковому анализу следует помнить:Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков:
[а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются
красным цветом.
Четыре гласные буквы - Я Ю Е Ё
- йотированные, то есть обозначают два звука:
Я - [йа], Ю - [йу], Е - [йэ], Ё - [йо]
в следующих случаях:
в начале слова (яма, юла);
после гласного звука (маяк, заюшка, пояс);
после мягкого и твердого знаков (семья, подъём).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я - [а], Ю - [у], Е - [э], Ё -[о]
(берёза, мяч).
Для дошкольников при подборе слов для анализа следует учитывать разницу в произношении и написании слов. Для анализа лучше подбирать слова, в которых гласный звук [о] находится под ударением.
Например, осы, ослик, осень, а не очки, огурец (в начале этих слов слышится звук [а], а пишется буква О)
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Согласные звуки делятся на:
звонкие и глухие
твёрдые и мягкие
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
|
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):
[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы А У О Э Ы) и мягкими (если после них стоят гласные буквы И Е Ё Ю Я).
Диагностика при нарушения письма.
Письменная речь — одна из форм существования языка, фиксирующая устную речь. Это вторичная, более поздняя по времени овладения человеком форма существования языка.
Письменная речь:
Чтение Письмо
Дисграфия (в отеч. лит-ре) частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием стойких специфических ошибок.
Цель логопедического обследования письменной речивыявление у ребенка показателей несформированности или нарушений компонентов процессов чтения и письма и на основе этого определение путей и средств коррекционно-развивающей работы.
Принципы логопедического обследования письменной речи:
Принцип комплексности,
• Принцип всесторонности,
• Принцип целостности,
• Принцип учета возрастных особенностей детей,
• Принцип динамического наблюдения,
• Принцип рационального подбора диагностического
инструментария,
• Принцип качественного системного анализа результатов
обследования письменной речи ребенка.
Содержание диагностической программы изучения письменной речи
|
- Изучение невербальных компонентов, входящих в состав системы письма и чтения
- Изучение устной речи
Требования к обследованию (к речевому материалу):
1) Речевой материал должен включать звуки всех фонетических групп.
2) Должен предусматривать позиционную близость звуков, имеющих кустикоартикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству.
3) Включает слова различной сложности слогоритмической структуры.
Обследование письма. Состояние различных видов письма
- списывание,
- письмо под диктовку,
- самостоятельное письмо по картинке,
- изложение,
- сочинение,
- письмо текстов с дефектно произносимыми звуками,
- с недифференцированными на слух звуками,
- с графически сходными буквами Пантелеева Лариса Алекса
Прогностические тесты
- Общее название любого теста, разработанного для получения данных, необходимых для предсказания относительно конечного результата и вероятности успеха некоторой образовательной программы или отдельного человека.
Прогностический тест (тест готовности)». - оценочная процедура (прогностическая оценка), которая проводится на образовательных переходах с одной ступени на другую (1,5,10 классы), а также в 7 классе (переход от младшего подростка (5-5 классы) к подростковому возрасту (7-9 классы). Главная цель – определить уровень готовности учащихся к обучению на следующей ступени (этапе). Оценивается не работа в целом, а определяется уровень выполнения группы заданий на определенные умения. Используется исключительно критериальная шкала оценивания. В КИМах используется как знакомый, так и новый для учащихся учебный материал. Процедура предполагает право выбора учащимися заданий для их выполнения. Результаты работы необходимы для проектирования «зоны ближайшего развития учащихся». Проводится в рамках региональных мониторинговых исследований.
|
Психодиагностика внимания.
Психодиагностика внимания – это совокупность приемов и методов, направленных на психологическое изучение и измерение качеств внимания (его распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости).
Исследование внимания имеет большое значение в операторской деятельности, в частности при анализе ошибочных действий оператора, прогнозировании успешной деятельности, проведении профессионального отбора, организации контроля функционального состояния и пр.
В психодиагностической практике для исследования внимания применяются такие методики, как тест Бурдона (см. Корректурная проба), таблицы Шульте, красно-черная таблица, тест «Перепутанные линии», методика Мюнстерберга и др.
Одной из наиболее распространенных методик являются таблицы Шульте. В них в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Задача испытуемого заключается в том, чтобы отыскать и показать числа в порядке их возрастания. Это он проделывает с пятью различными таблицами. Основной показатель — время выполнения задания. По результатам работы строится «кривая истощаемости»; отражающая устойчивость внимания и динамику работоспособности. Модификацией таблиц Шульте является красночерная таблица Ф. Д. Горбова, которая служит для оценки переключения внимания.
Для оценки избирательности и концентрации внимания рекомендуется методика Мюнстерберга, в которой среди случайного буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого — как можно скорее просматривая текст, подчеркнуть эти слова.
Помимо бланковых тестов для П. в. могут использоваться и аппаратурные методики. Примером ее является прибор «Аттенциометр» (Е. А. Милерян). На его лицевой панели расположена модель самолета, лампочки, счетчики и измерительные приборы. При работе с аппаратом испытуемый должен, действуя одной рукой, непрерывно корректировать положение самолета. Одновременно он должен следить за лампочками и приборами и, действуя другой рукой, производить заданные переключения органов управления. Успешное решение задачи обусловлено прежде всего способностью испытуемого к распределению и своевременному переключению внимания.