Вопрос 2. Методологические принципы создания АСУП




Дата 16.09.2020 группа ОП-181

Дисциплина: АСУ Преподаватель Солманова В.В.

ЛЕКЦИЯ №6

Тема: Теоретические основы построения АСУ.

Структура и содержание информационной модели объекта управления. Принципы проектирования АСУ.

 

Задание:

1. Изучить материал лекции

2. В рабочей тетради записать номер лекции, тему.

3. Начертить в тетради графическую модель перевозочного процесса (рис.1).

4. Записать определение понятия – диагностический анализ.

5. Ответить на вопрос.

С какой целью проводиться диагностический анализ на предприятии?

6. Записать в тетрадь основные этапы проектирования информационных систем (Рис.2)

7. Ответить на вопросы.

Чем обусловлены состав и структура АСУП?

Принципы построения АСУП.

8. Представить преподавателю фотоотчет о проделанной работе на электронную почту vera.solmanova@yandex.ru, работы необходимо представить 17.09, 18.09.

Содержание лекции.

Вопрос 1. Структура и содержание информационной модели объекта управления

 

Для эффективной организации перевозочного процесса на автотранспортном предприятии необходимо своевременно получать информацию о ходе перевозочного процесса, расходе горючесмазочных материалов (ГСМ) и запчастей, об объемах перевезенных грузов (пассажиров), а также отклонениях от запланированного хода этого процесса.

Для построения и исследования моделей объектов управления в их временной взаимосвязи целесообразно выделение следующих трех основных стадий перевозочного процесса: начальной, центральной и заключительной (рис. 1).

Рис.1

 

Построение модели системы управления перевозочным процессом является основой разработки АСУ автотранспортного предприятия.

Процесс разработки модели системы управления сводится к изучению и формализованному описанию процесса функционирования рассматриваемого предприятия. Получение необходимых сведений и построение модели системы управления осуществляются в результате реализации ДИАГНОСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА функционирования служб предприятия и детального изучения существующей системы обработки данных.

Диагностический анализ -- это комплекс исследований, проводимых с целью выявления общих тенденций развития производства и управления, изучения и анализа характеристик типовых задач и модулей, разработки требований и мероприятий по улучшению системы управления предприятием.

Основной целью детального анализа этой системы является: изучение существующих алгоритмов принятия решений, системы обработки данных и документооборота.

Основными источниками сведений о существующей системе служат нормативно-правовые и другие первичные документы, беседы и опросы специалистов действующей системы, непосредственные наблюдения системотехников за процессом нормальной деятельности системы.

Ни один из указанных источников в отдельности не может обеспечить необходимой полноты и достоверности сведений о работе системы: документы сравнительно быстро устаревают и не всегда отражают действительное состояние дел, специалисты могут непреднамеренно, а иногда и умышленно исказить существующее положение. На всех стадиях изучения необходимы проверка и сопоставление сведений, полученных из разных источников. Сопоставление сведений и выявление истинного состояния дел существенно облегчаются при систематизации и группировке полученных сведений, формализации их представления.

Подготовка документов, содержащих результаты анализа, требует значительных затрат времени и труда. Поэтому эффективность использования стандартных бланков документов возрастает с масштабами разработки.

Основные этапы процесса изучения и анализа существующей системы управления представлены на рис. 2.

Рис.2

 

Состав и структура ИС обусловливается:

· * параметрами производственного процесса;

· * организационной структурой управления предприятием;

· * оснащенностью средствами ВТ.

Многоуровневые АСУП позволяют осуществить:

· * согласование целей и задач, стоящих перед системой в целом и ее отдельными элементами;

· * организацию взаимосвязи между задачами разных уровней;

· * формирование рациональной структуры самой системы управления;

· * выбор и проектирование технологического процесса обработки информации с учетом интеграции основных функций управления.

Вопрос 2. Методологические принципы создания АСУП

Исследования практики создания АСУП различного класса и назначения подтвердили эффективность использования ряда методологических принципов создания АСУП, сформулированных академиком В. М. Глушковым.

К основным из них относятся следующие.

Суть принципа новых задач состоит в том, чтобы не просто перекладывать на ЭВМ традиционно сложившиеся на предприятии методы и приемы управления, а перестраивать их в соответствии с теми новыми огромными возможностями, которые обеспечивают ЭВМ и формальные экономико-математические методы и модели. Реализация таких ранее не решавшихся задач или не использовавшихся методов решения традиционных задач должна обеспечить оптимальное функционирование и развитие предприятия.

Поэтому внедрение АСУ не следует рассматривать как законченную работу по автоматизации управления. Система должна обладать свойствами адаптивности, т.е. способностью приспосабливаться к изменению внешних условий и соответственно к решению новых задач. Без этого функционирование АСУ не может быть максимально эффективным.

Принцип комплексного, или системного, подхода при разработке АСУП состоит в том, что следует решать вопросы не только технического, но и экономического, организационного характеров и другие.

При разработке видов обеспечения АСУ следует учитывать также их взаимосвязь и направленность на достижение конечной цели разрабатываемой системы, а также способность практической реализации на единых технических средствах.

Принцип первого руководителя состоит в том, что разработка и внедрение АСУП должны вестись при непосредственном участии и под руководством первого руководителя предприятия, внедряющего АСУП. Отечественная и зарубежная практика показывают, что всякая попытка передоверить создание АСУП второстепенным лицам приводит к тому, что система ориентируется на решение рутинных задач и не дает желаемого эффекта. В рамках реализации данного принципа должно быть организовано эффективное взаимодействие между разработчиками АСУП и сотрудниками предприятия, внедряющего эту систему.

Принцип непрерывного развития системы заключается в том, что по мере развития АСУП непрерывно расширяется круг решаемых задач, причем новые задачи не заменяют уже внедренные.

Принцип автоматизации документооборота и единой информационной базы означает, что следует автоматизировать не только процессы обработки данных, но и оформление выходных документов, и сбор исходных данных. При этом необходимо стремиться к однократному вводу данных в систему и многократному их использованию.

Принцип модульности и типизации сводится к выделению максимально независимых частей системы (или модулей) и максимальному их использованию в различных подсистемах.

Принцип согласованности пропускных способностей отдельных частей системы устанавливает, что требуется примерное равенство пропускных способностей последовательных звеньев АСУП, что обеспечивает их равномерное использование и максимальную производительность системы в целом.

Опыт создания АСУ убеждает, что внедрение отдельных подсистем АСУ без предварительного совершенствования организационной структуры управления, не дает желаемых результатов. Игнорирование последовательного подхода к решению этой важной проблемы, как правило, приводит к некачественным разработкам и нарушению этапности внедрения АСУ на всех уровнях автотранспортных подразделений. Из этого вытекает еще один принцип -- принцип этапности (стадийности) создания АСУ.

Использование перечисленных принципов разработки АСУ и учет особенностей их проектирования позволяют создавать эффективные АСУ. Таким образом, исходя из этих и других принципов, в процессе формирования АСУ на автомобильном транспорте выделяются четыре основных направления, которые по существу и предопределяют содержание АС:

* комплексность функционально-организационных подсистем АСУ;

* комплексность всех видов обеспечения АСУ;

* автоматизация обработки, накопления и движения информации;

* этапность разработки АСУ.

 

Литература:

  1. Николаев А.Б. Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте: учебник. – М.: Академия, 2009

https://vuzlit.ru/949196/tipovaya_struktura



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: