История возникновения института Президентства




Введение

Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный Президент. Глава государства обычно наделен широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями. И выступает, как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. При условии развития в мире демократических институтов, актуально особое внимание уделить именно Президентству, как верховной государственной власти.

Президент -- выборная должность главы государства или территориально-административного образования либо председателя коллегиального органа, общественного объединения или коммерческой организации, а в некоторых странах (например, в США) -- также пожизненный титул лица, занимавшего такую должность в прошлом. В государствах с Президентской формой правления Президент является главой исполнительной власти, с парламентской -- лишь главой государства. В настоящее время Президентами официально именуют себя также диктаторы.

При различных формах правления полномочия Президента выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть.

История возникновения института Президентства

На сегодняшний день в мире наиболее ярко выделяются два вида главы государства: монарх и Президент. Основные различия, между этими двумя видами главы государства, по мнению многих авторов, заключается в том, что в отличие от монарха, Президент - избираемая должность и срок нахождения Президента в должности строго ограничен временными рамками. По сравнению с монархией институт Президентства довольно молодой, однако в последнее время он получил большое развитие и теоретическое обоснование.

Термин «Президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена Президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «Президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, Президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «Президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. США стали первой страной в мире, где возникла должность Президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт Президентства, как один из важнейших институтов политической системы.

Впервые вопрос о введении поста Президента обсуждался в 1787 году на Конституционном конвенте в Филадельфии при разработке новой Конституции США. До этого существовал монархический способ организации верховной власти в государстве. Его характерные черты: наследственность трона, пожизненный срок пребывания у власти и фактически неограниченные полномочия. Однако он оказался неприемлемым для североамериканских штатов, у которых британская корона выработала устойчивую неприязнь никем и ничем не ограниченной власти монарха.

Первыми же европейскими странами, где была введена должность Президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария.

Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института Президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, был учрежден Президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня Президентство - неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в ее политической жизни.

Возникновение тех или иных систем управления в различных странах обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может сыграть субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени выстраивается вся конструкция государственной власти и управления. В силу этого, в одних странах утвердилась парламентарная система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или Президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, подотчетного парламенту, а в других - возобладала линия на создание сильной Президентской власти, уравновешенной другими политическими институтами или превосходящей по своим полномочиям законодательную и судебную власти. На современной политической карте мира есть и такие страны, которые вообще обходятся без поста Президента, что еще раз подтверждает все многообразие форм государственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: