Установка – это проявление бессознательной готовности человека к определенной реакции, действию, поступку. Деструктивные установки в общении осложняют взаимопонимание и мешают построению конструктивного диалога. Установки формируются под влиянием жизненного опыта, однако не сводятся к нему, так как человек обладает возможностью выбора в интерпретации опыта, а также возможностью перепросмотра и демонтирования деструктивных установок.
Тест выявляет наличие открытой и завуалированной жестокости к окружающим, склонности к необоснованным обобщениям негативных фактов, а также обоснованный негативизм.
Цель опросника – выявление деструктивных установок в межличностных отношениях испытуемых.
Данная методика результативна для диагностики установок несовершеннолетних подросткового возраста, для взрослых, имеющих сложности в коллективном взаимодействии. Основываясь на результатах, возможно более продуктивно выстроить коррекционную психологическую работу.
Результаты теста представлены в виде шкал, отображающих степень выраженности этих качеств.
Установка — по Д. Узнадзе, готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и к действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка — к периоду, который ему предшествует.
Установка имеет весьма важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующее действие. Однако иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение. Именно «ошибки установки», проявляющиеся в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к ее самым выразительным проявлениям.
|
Это понятие занимает очень важное место — видимо, потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни.
Установка — не частный психологический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется и в том, что установка, будучи сформированной в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Однако деятельность, хотя и свойственна человеку в плане «импульсивной» установки, не отражает, однако, его сущности. Специфически человеческое — это явление «объективации»: акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план сознания, в результате чего опять-таки вырабатывается готовность к деятельности — установка.
Установки могут проявляться в различных сферах психической жизни. Можно говорить об установках моторных, установках перцептивных, установках умственных.
Функция установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. Здесь основные функции ее таковы: 1) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранять ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; 2) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; 3) установка может выступать и как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям.
|
Эффекты установки непосредственно обнаруживаются лишь при изменении условий протекания деятельности. Ввиду этого общий методический прием изучения феноменов установки — это прием «прерывания» деятельности. Так, субъекту для сравнения по некоторым параметрам предъявляют два равных «критических» объекта после неоднократного предъявления неодинаковых «установочных» объектов.
Содержание установки зависит от места объективного фактора, вызывающего установку, в структуре деятельности. По тому, на какой фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяют три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни установок смысловых, целевых и операциональных.
НАЗНАЧЕНИЕ
Данная методика предназначена для выявления прежде всего негативных коммуникативных видов установок личности по отношению к другим людям. К таким видам установок относятся: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в отношениях к людям; брюзжание, т. е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. Кроме этого, методика позволяет выявить обоснованный негативизм в суждениях о людях и негативный личный опыт общения с окружающими.
|
Для просчета показателя негативной коммуникативной установки необходимо просчитать полученный суммарный балл.
Если балл выше общего среднего — 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая по всей вероятности неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.
Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера.
Проблемы появятся даже в том случае, если индивид старается тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим, например, на работе. Дело в том, что когда он заставляет себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, все обстоит безукоризненно, однако расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой: рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка время от времени происходит за пределами работы: в семье, в общении с приятелями или в общественных местах, что тоже малоприятно.
Инструкция.
Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.
Опросник
1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
7. Большинство людей лишены чувства сострадания к другим.
8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит.
9. Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
10. В моей жизни часто встречались циничные люди.
11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
12. Добро должно быть с кулаками.
13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
16. Я очень доверчивый человек.
17. Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.
18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.
21. Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
22. Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.
23. Люди, как правило, безынициативны в работе.
24. Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.
25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.
Обработка и интерпретация данных
Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них.
Максимально можно набрать 20 балов. Чем больше заработанных баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям. Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант):
1 - да (3);6-да(3); 11 - да (7); 16-нет (3); 21-нет (4).
Открытая жестокость в отношении к людям
Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 - да (9); 7 - да (8); 12 - да (10); 17 - да (10); 22 - да (8).
Обоснованный негативизм в суждениях о людях.
Выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия. Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 - да (1);8-да(1); 13- нет(1); 18-да(1); 23-да(1).
Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 - да (2); 9 - да {2}; 14 - да (2); 19 - да (2); 24 - да (2).
Негативный личный опыт общения с окружающими
Данный компонент установки показывает, в какой мере вам повезло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5-да (5); 10-да (5); 15-да (5); 20-да (4); 25 - да (1).
Показатели негативных коммуникативных установок
Показатели | Максимум баллов | Полученные баллы | Процент от максимума баллов |
Завуалированная жестокость | |||
Открытая жестокость | |||
Обоснованный негативизм | |||
Брюзжание | |||
Негативный опыт общения | |||
ВСЕГО: | 100 |
Бланк ответов
Источник: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии - 490 с.. 2002