Профилактика агрессии у подростков группы риска.




Основываясь на своем опыте могу сказать, что довольно часто родители из семей группы риска не доступны для взаимодействия. По ряду причин, они не хотят или не видят возможным посещать школьного психолога и других специалистов, таким образом снимая с себя свои прямые обязанности в отношении ребенка. Это несомненно затрудняет проблему реабилитации детей. Поэтому, ввиду актуальности проблемы, я предлагаю свой практический опыт именно в рамках работы с детьми.

Проблему агрессивности у подростков я так же выбрала не случайно, ведь одним из основных проявлений детьми их семейного неблагополучия является агрессия направленная во вне или на себя, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Я наблюдаю то, что в крайних формах стали проявляться безразличие и жестокость. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков.

Каждый педагог-психолог придерживается своих проверенных методов работы: тренинги, изотерапия, игротерапия, и др. Но в основном все программы коррекции агрессивного поведения предназначена для расширения базовых социальных умений детей, так как ввиду их семейной ситуации они не могли сформироваться или нарушены.

В этом году, совсем недавно, мне посчастливилось быть участницей семинара нашей американской коллеги Джин Бируби, тема которого как раз была посвящена именно работе с агрессией. Джин отталкивалась от философии К. Хана, идей А. Маслоу и К. Роджерса и теории развития Л. С. Выготского. И я хочу поделиться принципами и идеями этой программы, которые я стала использовать в своей работе.

Цель работы с подростками с агрессивным поведением состоит в открытии новых способностей личности, познании человеком себя. Возможности человека значительно больше, чем он сам предполагает. Он может добиться успеха, если будет реально пытаться что-то делать. Поэтому нужно выбирать задания, которые предполагают высокий уровень трудности. Только преодолевая трудности (как физические, так и психологические), человек действительно открывает себя.

С детьми и подростками наиболее результативна групповая работа. Так как они учатся взаимодействию, развивается умение слушать и понимать других, терпеливо относиться проявлениям людей. Организация группового взаимодействия направлена на преодоление трудностей и разрешение возникающих конфликтных ситуаций.

Основные принципы:

1. Не допускается "критиканство", признается право каждого на ошибку. Соответственно, при обсуждении неудач психолог охотно принимают объяснения типа "Я был недостаточно внимателен" или "Мы не догадались сначала спланировать свою работу". Если же начинаются высказывания типа "Он очень неуклюжий" или "Они не старались", то ведущий выясняет: "А ты попробовал ему помочь?" или "А ты сделал что-нибудь для того, чтобы им стало интереснее и они начали стараться? А как ты думаешь, почему ты оказался недостаточно убедителен?" Благодаря этому участники убеждаются в непродуктивности обвинений, адресованных другим членам команды.

2. Полная добровольность участия. Даже если сами занятия обязательны, то решение о степени своего участия в том или ином упражнении, обсуждении и т.п. принимает сам подросток. Ему предоставляется возможность проявлять самостоятельную, а не вынужденную активность. Это позволяет развить внутренний контроль, умение самостоятельно принимать решения. Если подросток решил пропустить какое-либо задание, то он может стать наблюдателем, объективным судьей, может оказывать эмоциональную поддержку другим, быть комментатором или координатором. Существует много возможных ролей, которые позволят подростку чувствовать себя причастным к общему делу, даже если он не выполняет данное задание.

3. Исключение соревновательных моментов — источником радости и гордости должна стать победа над своими слабостями, а не над другими участниками группы. Можно использовать девиз: "Мы все вместе добьемся победы или вместе проиграем". Этот принцип особенно важно учитывать при работе с агрессивным поведением.

4. Нарушение правил ведет к возобновлению задания с самого начала для всех участников группы, независимо от его этапа. Возникающие при этом чувства разочарования и досады являются важным эмоциональным компонентом групповой работы, который, однако, должен вводиться осторожно и постепенно. Тем не менее он необходим, поскольку достижение успеха после ряда неудач дает мощный эмоциональный и энергетический эффект, указывая на принципиальную возможность преодоления трудностей. В случае если отдельный человек или вся группа длительное время не справляются с возникшими трудностями и начинают утрачивать интерес к решению проблемы, психолог или ведущий может заменить задание на другое. Однако если сами участники, желая достигнуть успеха, не возвращаются к невыполненному упражнению, то через какое-то время ведущий обязательно предлагает его снова. Все предлагаемые упражнения рано или поздно доводятся до намеченной цели всей группой. После этого предоставляется возможность обсуждения и рефлексии полученного опыта, соотнесения его с вкладом каждого участника в общее достижение.

Такие четкие границы и обязательность завершения, мне кажутся особенно важными. В недалеком прошлом большая часть работы заключалась в том, чтобы раскрепостить людей, снять жесткие запреты и убеждения, которые блокировали развитие личности. Но в настоящем ситуация начала развиваться в противоположном направлении. Все больше размываются рамки и правила поведения детей, они не умеют действовать в определенных границах, которые не смотря на свободу выбора и действий, все равно существуют. Абсолютное отсутствие границ так же провоцирует на агрессивные и непредсказуемые действия. Поэтому так важно обучать современных детей действовать в условиях некоторых ограничений. Совершать свободный выбор, но с учетом существующих правил.

На каждом занятии реализуется волнообразный принцип построения деятельности — от простого к более сложному, затем снова к простому. По такому же принципу строится и программа в целом — пик сложности заданий приходится на середину срока, после чего начинается постепенный спад и обсуждение прожитых ситуаций.

Подготовительном этап - задача этого этапа — создание у участников мотивации и эмоционального настроя на совместную деятельность. На подготовительном этапе проводится разминка, в процессе которой происходит раскрепощение подростков, зарядка радостными эмоциями, активизация благодаря выполнению простых игр-заданий. Можно рассказать историю из жизни или притчу по теме занятия. Хорошо подойдут простые нейропсихологические упражнения предназначенные для активизации работы головного мозга. Например: «Повторяй за мной», «Догонялки в парах», «Ладушки с препятствиями».

Основная часть включает в себя достаточно длительные задания, которые требуют совместных усилий группы. Выполнение этих заданий возможно лишь при согласованных действиях всех участников и заботе о безопасности друг друга. Упражнения: «Перенести груз», «Пройти переправу».

Следующий этап – снижение активности. Например упражнение «Мяч с незаконченными предложениями» - позволяет ближе узнать участников группы, мягко перейти к заключительному этапу.

Задача заключительного этапа — эмоциональное отреагирование и создание мотивации к продолжению занятий, поддержание возникшего в группе взаимного доверия. Группа выполняет веселые простые задания, направленные на групповое сплочение и ощущение общности группы, дающие переживание радости. Например, совместно за 1-2 минуты построить башню из крупного конструктора. Задача поддержать положительный эмоциональный фон от переживаний предшествующего успеха и совместной деятельности, мотивировать к дальнейшему участию в работе и взаимодействию друг с другом.

В конце хочу отметить, что успех обеспечивается только в том случае, когда психолог сам эмоционально вовлечен в групповой процесс, чутко реагирует на состояние, запросы и ожидания участников группы, относясь к подросткам с безусловным уважением, не смотря на их статус.

Опираясь на данный опыт, можно планировать разработку своих занятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: