Организационный проект системы - это комплект проектной документации, регламентирующей совокупность процессов организации производства, труда и управления, разработанной на базе достижений науки и передового опыта с учетом требований, предъявляемых к производственной системе и обеспечивающей ее эффективное функционирование.
Разработка проекта должна проводиться на принципах комплексного проектирования: научности, системности, комплексности, прогрессивности соответствия организационного и технического уровней, модульности построения. В процессе организационного проектирования выделяют следующие стадии и этапы:
- предпроектная подготовка (организационная подготовка, предпроектное обследование, разработка технического задания);
- проектирование (техническое и рабочее);
- внедрение (подготовка к внедрению, внедрение).
Разработка организационного проекта может осуществляться путем оригинального, типового или автоматизированного проектирования.
Студенты определяют конкретный состав работ по разработке и внедрению организационного проекта, строят сетевой график.
При определении содержания организационного проекта следует рассмотреть различные подходы и методы проектирования и выбрать наиболее приемлемые.
К числу основных подходов, применяемых в организационном проектировании, относятся:
I) проектирование системы как задача «синтеза структуры» из некоторых первичных элементов;
2) проектирование как задача «рационализации технологии организационных процессов»;
3) совершенствованиепроизводственной системы как задача «организационныхизменений»;
4) системный подход, включающий этапы постановки задачи, определение границ и структуризация системы, составление математической модели системы и анализ результатов моделирования, выбор оптимальной организации и управления;
|
5) нормативный подход, основанный на выявлении статистических зависимостей между параметрами характеристик структуры системы и факторами, влияющими на эти характеристики, и использовании нормативных формул для расчета параметров структуры определенного класса (типа) предприятий (подразделений);
6) параметрический подход, заключающийся в установлении функциональной зависимости между характеристиками объекта управления и субъекта управления, для чего выявляется и измеряется корреляция между параметрами управляющей и управляемой подсистем;
7) программно-целевой подход, основанный на формировании «дерева целей» и комплекса мероприятий поих реализации, т.е. целевой комплексной программы;
8) ситуационный подход;
9) коммуникационные подходы, в основу которых положены различные методики сбора, обработки и анализа информации и построения информационных систем;
10) организационное проектирование как установление связей, включающей определение субъекта и объекта связи, объема (нормы) связи, времени, места и направления связи, способа связи и другие.
В организационном проектировании для сбора и анализа информации, совершенствования, обоснования и внедрения могут быть использованы различные методы: анкетирования, изучения затрат времени, сравнения, экспертной оценки, ФСА, декомпозиции, синтеза, аналогии, аналитический, моделирования, системный анализ, модульный, параметрический, морфологический анализ и другие.
|
Для определения содержания организационного проекта можно использовать перечень основных мероприятий:
1. Уяснить проблему, для разрешения которой необходимо создать
(или создана) организацию.
2. Определить причину возникновения (миссию) организации.
3. Сформировать кредо организации, которое бы выражало основные ценности. Сформировать целевую картину организации и основные методы их достижения.
4. Понять, кто будет следить за соблюдением декларированных целей и с помощью, каких механизмов.
5. Определить основные функции организации и ее технологическое ядро.
6. Описать основные связи организации с внешней средой.
7. Осуществить департаментализацию, т. е. разделение организации на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям ее деятельности.
8. Определить тип департаментализации (дивизиональный, линейный, матричный, штабной).
9. Установить соотношение полномочий различных подразделений и их связи между собой (делегирование).
10. Построить органограмму организации.
11. Определить должностные обязанности и поручитьих исполнение определенным лицам.
12. Проследить ход информационных и финансовых потоков в организации.
13. Определить наличие информационно-аналитических групп или центров; соотношение формального и неформального руководства.
14. Рассмотреть проблему карьеры сотрудников, формы найма, аттестации, поощренияи наказаний, переподготовки и т.д. (кадровая концепция и программа кадровогообеспечения организации).
15. Включительно проследить замкнутость всех управленческих (властных, информационных, финансовых) функций в организации.
16. Проконтролировать, не утерялали организация свой объект (т.е. то, что она должна делать и то, чем она управляет).
17. Выделить основные болезни организации (дисфункция, целенедостижение, бюрократизация, олигархия, стагнация).
18. Рассмотреть, к каким стратегиям склонна прибегать организация в случае опасности (продолжать деятельность, увеличить затраты, уменьшить затраты, впасть в панику, отмирать самоуничтожиться).
19. Рассмотреть проблему имиджа организации, кто и с помощью каких механизмов его поддерживает.
20. Рассмотреть, к какому типу инвестиций готова организация и кто мог бы их осуществить.
Студенты определяют стадии и этапы разработки и внедрения организационного проекта, конкретный перечень работи их последовательность, строят сетевой график.