Эти упражнения носят комплексный (комбинированный) характер, т.е. они сочетают в себе задания, рассчитанные как на тактическую, так и на техническую подготовку волейболистов. Большинство комплексных упражнений выполняется поточно, без остановки, что повышает их интенсивность. Они достаточно эмоциональны. Проводимые практически в игровых условиях эти упражнения позволяют закрепить и проконтролировать навыки, приобретенные на тренировках, обнаружить ошибки и пробелы в физической, технической и тактической подготовке.
1. Расположение занимающихся показано на рисунке.
У тренера находятся мячи. Тренер направляет мяч в зону 3, откуда выполняется передача для нападающего удара в зону 2, или 4, поочередно, или же в любой последовательности (в зависимости от задания). Занимающиеся зон 2 и 4 производят нападающий удар, или обманный удар. Игроки зон 2, 3 и 4 на противоположной стороне организуют групповой блок, причем свободный от блока обязан страховать блокирующих.
2. Занимающиеся расположены, как показано на рисунке.
Игрок зоны 3 делает передачу для нападающего удара поочередно, в зону 2, или 4, откуда производится нападающий удар по линии в зону 5, или 1, соответственно. Игроки, защищающие эти зоны, направляют мяч игроку зоны 6, который направляет мяч через сетку, игроку 3 и т. д.
3. Расположение занимающихся показано на рисунке.
Игрок 4 доводит мяч до игрока 3, который делает передачу для нападающего удара в зону 4, откуда игрок 4 и выполняет нападающий удар в одном из пяти вариантов:
1) удар по линии, где в защите играет игрок 1;
2) не сильный удар поверх блока по дугообразной траектории ("накат") в район лицевой линии зоны 6, либо сильный удар по рукам блокирующих, с расчетом на то, что мяч отлетает в аут (в защите играет игрок 6);
|
3) "накат", или сброс в зону 1, за игрока 1 (в защите играет игрок 6);
4) "накат", или сброс в зону 6 (в защите играет игрок 6);
5) сброс за спину блокирующих (в защите играет игрок 1).
Необходимо обращать внимание на то, чтобы защитники не начинали движение вперед раньше времени. Кроме того, нужно приучать защитников как можно раньше "ловить" взглядом руку нападающего, с целью предугадать его действия.
4. То же, что и предыдущее упражнение, но нападать со второго номера.
5. Очень часто в волейболе встречаются ситуации, когда игроки (особенно юные волейболисты) максимально выкладываясь на таких сложных элементах игры, как нападающий удар, блок, прием мяча в падении и др., в простых ситуациях проявляют недостаточно внимания, сосредоточенности и собранности, что приводит к техническим ошибкам и проигрышам казалось бы «простых» мячей. Поэтому, с моей точки зрения, в тренировке необходимо использовать специальные, технически не сложные, упражнения, направленные на развитие у занимающихся способности (привычки) отыгрывать любые (даже очень «простые») мячи с предельной концентрацией внимания, максимальной собранностью, четкостью и аккуратностью. Одно из таких упражнений и предлагается в данной статье.
Расположение игроков показано на рисунке.
Игрок 4 доводит мяч до игрока 3, который выполняет передачу для нападающего удара в зону 4, откуда игрок 4 не сильным, но точным ударом нападает по линии, в игрока 1 и уходит в «хвост» колонны. Игрок 1, приняв нападающий удар, доводит мяч до игрока 2, который выполняет передачу для нападающего удара в зону 2, откуда игрок 1 не сильным и точным ударом нападает по линии, в игрока 5 и также уходит в «хвост» колонны. Игрок 5, приняв нападающий удар, доводит мяч до игрока 3 и все повторяется. Упражнение выполняется на время, либо на определенное количество ударов, без потери мяча (например 10).
|
Упражнение можно выполнять и вчетвером, и даже втроем. В этом случае игроки 1 и 4 после выполнения нападающего удара перемещаются к лицевой линии, в район зоны 1 и 5, соответственно, для игры в защите. А связующий игрок (при варианте с тремя игроками) перемещается под сеткой то на одну, то на другую сторону площадки.
Данное упражнение предполагает множество вариантов выполнения: нападающий удар выполняется из зоны 3 по зоне 6; из зоны 4 по зоне 5; из зоны 2 по зоне 1; из зоны 3 по зоне 1, а обратно – из зоны 2 по зоне 6 и т. д. Кроме того, можно выполнять нападающие удары со второй линии.
6. Упражнение направлено на совершенствование техники обманного удара (скидки) за блок (игроки 4), на развитие четкости и аккуратности игровых действий при страховке блокирующих (игроки 1), на совершенствование серии игровых действий связующего (передача для нападающего удара после постановки блока и перемещения) (игроки 3).
Расположение занимающихся показано на рисунке.
Игрок 4 (с правой половины площадки) доводит мяч до связующего игрока 3, который выполняет передачу для нападающего удара в зону 4, откуда игрок 4 выполняет обманный удар за блок. Страхующий игрок 1 (с левой половины площадки) после перемещения направляет мяч игроку 3, который делает передачу для нападающего удара игроку 4, который выполняет обманный удар за блок. Страхующий 1 направляет мяч игроку 3 и т.д.
|
Необходимо обращать внимание на то, чтобы игроки 1 и 4 после совершения игровых действий возвращались на исходные позиции.
7. Упражнение направлено, главным образом, на совершенствование техники обманного удара (скидки) за блок и на совершенствование техники не сильного, но точного удара по дугообразной траектории («наката») со второй линии.
Расположение занимающихся показано на рисунке.
Игрок 1 выполняет передачу для нападающего удара за 3-х метровую линию, в район зоны 6, где игрок 2 выполняет нападающий удар через сетку, также в район шестой зоны. Игрок 3 принимает мяч и направляет его в зону 3, или в зону 2 (в зависимости от системы розыгрыша). Затем следует передача для нападающего удара в зону 4, где игрок 5 выполняет обманный удар за блок, который ставит игрок 1. Страхующий игрок 6 (его расположение – по усмотрению тренера) принимает мяч и направляет его игроку 1, а тот, в свою очередь, выполняет передачу игроку 2 для нападающего удара и т.д.
8. Расположение занимающихся показано на рисунке.
Способом верхней передачи игрок 6-й зоны направляет мяч в зону 2 или 4. Нападающие зон 2 или 4 производят нападающий удар с преодолением одиночного блока, который ставит игрок 3-й зоны, переместившись, соответственно, в зону 2 или 4. Блок ставится зонный или ловящий, в зависимости от задания.
Другой вариант упражнения – когда в зонах 2 и 4 располагается по игроку, для организации группового блока.
9. Расположение занимающихся показано на следующем рисунке.
Игрок зоны 1 выполняет нацеленную подачу в 4-ю зону. Игрок 4-й зоны направляет мяч в зону 3 способом верхней или нижней передачи (в зависимости от задания), он же получает передачу для нападающего удара и производит нападающий удар, преодолевая групповой блок игроков 3-й и 2-й зон.
Варианты:
а) упражнение аналогично вышеприведенному, но подачу выполнять в зону 1, где располагаются нападающие, которые выполняют нападающий удар из 2-й зоны, преодолевая групповой блок;
б) в зоне 1 располагается игрок для игры в защите, после выполнения нападающего удара;
в) после выполнения подачи игрок перемещается вперед для игры в защите; в последних двух вариантах играющему в защите ставят различные задачи, как например: выполнить 15 качественных приемов; защитить определенную площадь (очерченную мелом), т.е. не дать возможности приземлиться мячу в данной площади, независимо от способа и качества приема мяча и т. д;
г) данное упражнение можно проводить и как соревнование двух команд в составе 2-4 человек: одна команда атакует, вторая защищается, а затем поменять команды местами.
10. Исходное расположение занимающихся показано на рисунке.
Из зоны 1 нацеленная подача в зону 6. Игрок зоны 6 принимает мяч и направляет в зону 3. Затем игрок зоны 6 перемещается для выполнения нападающего удара или впереди игрока зоны 3, где он играет взлет, или позади связующего игрока, где он играет в нападении на укороченной передаче 1,5-2 м. Это упражнение можно провести, расположив занимающихся при приеме мяча в зоне 1 или в зоне 5.
Вариант выполнения: аналогично вышеприведенному, но дополнительно расположить игроков в зонах 2 и 4. После приема мяча – розыгрыш комбинаций тремя нападающими.
11. На одной половине площадки располагаются 6 человек для приема мяча. Оставшиеся игроки располагаются на месте подачи на другой половине площадки. Упражнение начинается с подачи. Команда, принимающая мяч, направляет его в зону для дальнейшего розыгрыша (в зависимости от системы игры команды в нападении) или сразу же для нападающего удара, с последующим выполнением нападающего удара.
12. Упражнение на двойной сетке (вторая сетка расположена над первой).
Занимающиеся расположены в зонах 3, 4, 5 и 6. Из 6-й зоны передача в зону 3, из 3-й зоны передача на удар в зону 4, игрок 4-й зоны производит нападающий удар в верхнюю сетку, отскочивший мяч поднимают и направляют в зону 3 игроки зон 5 или 6 и т. д.
Представленные упражнения могут быть успешно включены в подготовку волейболистов для решения различных задач.