История вопроса
14 июня 1995 года семейство государственных ценных бумаг пополнилось новым членом - облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Это произошло на фоне совершенно новой финансовой ситуации в России. Доходность валютных вложений стала отрицательной, резко снизились ставки рублевых инструментов с фиксированным доходом. Все это привело к образованию избыточной рублевой денежной массы, связывание которой является основной целью выпуска ОФЗ. При этом Министерство финансов находится перед дилеммой: либо выпуск “короткого” инструмента с доходностью, ориентированной на текущие ставки рынка, либо выпуск “длинного” инструмента с удорожанием внутреннего заимствования (и это на фоне падающей инфляции). Разрешить это противоречие стало возможным благодаря выпуску ОФЗ: стоимость их обслуживания определяется текущей коньюктурой рынка ГКО, донако срок погашения новых бумаг превышает год.
Оценивая ОФЗ с точки зрения инвестора, следует учесть, что благодаря плавающему купону эти бумаги имеют дополнительную степень свободы. Сравним годовые выпуски ГКО и ОФЗ. Если после размещения выпуска ГКО ставки рынка долговых обязательств возрастают, единственным возможным поведением этого выпуска бцдет падение цены в целях повышения рыночной привлекательности (и наоборот). В случае с ОФЗ колебания цены нивелируется за счет изменения величины купона, что для инвестора означает меньший риск колебания цены и как следствие риск потери части капитала при инвестировании. Купонный доход по ОФЗ будет выплачиваться ежеквартально.
Основные условия выпуска ОФЗ
Согласно постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 года N458 “О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов” эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ.
|
Все операции по размещению и обращению облигаций на рынке ценных бумаг, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения Банка Россииили уполномоченные им организации.
Номинальная стоимость облигации составляет 1 млн. рублей. Эмитент по согласованию с банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций его объем; порядок расчнта купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО; дату размещения; дату погашения; даты выплаты купонного дохода (или порядок их определения); ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами.
Выпуск считается состоявшимся, если в период размкщения было продано не менее 20 процентов от количества предполагавшихся к выпуску облигаций.
Купонный доход в виде процента к номинальной стоимости по облигациям федерального займа с переменным купоном не облагается налогом на прибыль у юридических лиц и подоходным налогом у физических лиц в соответствии с действующим законодательством.
Прибыль в виде положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки облигации (без учета сумм накопленного купонного дохода) подлежит налогообложению в общем порядке
Рынок облигаций Государственного сберегательного займа
История вопроса
С 27 сентября 1995 года Министерствол финансов приступило к размещению облигаций Государственного сберегательного займа (их можно назвать ОСЗ по аналогии с устоявшимся сокращением облигаций федерального займа - ОФЗ). Эмиссия этого типа облигаций ориентирована на население России, общие сбережения которого, по различным оценкам, составляют от 10 до 20 млрд. долларов. в настоящее время их основная масса хранится в виде наличной валюты (после введения “валютного корридора” - наличных рублей) или лежит во вкладах в коммерческих банках.
|
Цель нового займа действительно весьма нетрадиционна - дать населению возможность воспользоваться теми преимуществами на рынке ценных бумаг, которые до сего дня получали только юридические лица, вкладывая средства в достаточно надежные и ликвидные государственные обязательства. Появилась надежда, что действия государства на рынке ценных бумаг значительно уменьшат напряженность, связанную с проблемами частных вкладов.
Разумеется, объявление Минфина о выпуске ОСЗ чисто случайно совпало с кризисом, однако более удачного момента найти было трудно. государство как бы поспешило указать населению единственно возможный выход из создавшегося положения - забрать деньги из банков и приобрести государственные, абсолютно надежные ценные бумаги.
При успешной организации планов по размещению ОСЗ Минфин профинансирует неинфляционными методами дефицит бюджета, “свяжет” денежные излишки населения, обеспечит людям сохранность и приличный доход, пожнет неплохие политические плоды до президентских выборов.