О взаимоотношении А.С.Пушкина с помещиками




Народная тропа к А.С.Пушкину

Кузнецова Екатерина,учащаяся

Исуповской средней школы, Гагинский район

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа…

А.С.Пушкин

ВВЕДЕНИЕ

В России имя Пушкина и всё, что с ним связано, является нашим национальным достоянием, следовательно, вопрос изучения жизни и творчества поэта всегда был и будет актуальным для русского человека. В 1836 году А.С.Пушкин, как будто предвидя дальнейшее отношение ко всему им созданному, написал:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа.

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа…

Народная тропа к великому русскому поэту и писателю – это интерес к его творчеству. Эта народная тропа была проторена ещё при жизни поэта, не зарастает она и в наше время. С его именем связаны многие места в России, в том числе и Большое Болдино.

А.С.Пушкин приезжал в Болдино три раза, эти приезды были для него плодотворными: он не только написал здесь много произведений, но и не раз встречался с жителями, беседовал с ними, записывал их рассказы, песни. В селе сохранились легенды о Пушкине, часть которых является реальностью, а часть – вымыслом. Эти предания – тоже народная тропа к А.С.Пушкину.

Итак, какие же легенды о пребывании А.С.Пушкина в Большом Болдине существуют в наше время и кто собиратель этих преданий?

Собиратели и хранители легенд об А.С.Пушкине

О жизни поэта в Болдине много воспоминаний оставил Михей Сивохин, крепостной Пушкиных, верный спутник поэта по Болдину. Он прожил 104 года и до самой смерти помнил весёлого барина, рассказывал внукам о том, где любил гулять поэт, какие разговоры, народные песни он слушал. Вот одно из воспоминаний: «Поедем с барином на прогулку в … Лучинник или осиновый лес под Кистенёво. Александр Сергеевич сядет на пенёк или под развесистое дерево, думает, слушает пение птиц, шум листьев на деревьях и что-то себе шепчет, говорит тихонько, а потом записывает… Он знал, что говорят птицы между собою, о чём шепчут листья на деревьях, волны на прудах и трава на лугах…»[1].

С этими рассказами Михей часто бывал в доме Киреева Пётра Александровича, служившего писарем у Пушкиных. Его внук Иван тоже был писарем, он слыл человеком любознательным, умным, много читал. По службе бывал в деревнях, ночевал у крестьян, беседовал со стариками о прошлом, записывал. Позднее в его записях появился один герой – Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, в сознании сельского писаря уже тогда укрепилась мысль, что всё в Болдине значительно потому, что здесь ступала нога великого поэта. Эту мысль он пронёс до конца своей жизни, поэтому сохранял всё, что было памятью о поэте. Незадолго до смерти он обошёл весь Лучинник, чтобы убедиться, что там не пасут скот, не рубят деревья, не спустили пруд. Именно И.Киреев сыграл большую роль в сохранении пушкинских мест в Болдине. Его рукой в 1918 году написан текст крестьянского приговора о сохранении усадьбы поэта. В юные годы Киреева еще живы были старики, которые сами видели Пушкина, помнили рассказы, слухи, предания. Киреев вспоминал, что именно М.Сивохин с удовольствием рассказывал в их доме о Пушкине.

Другие болдинские старики тоже не раз говорили И.Кирееву, что «курчавый барин» ходил подслушивать «о чём птицы поют», но больше всего любил слушать русскую речь, народные песни[2]; что Пушкин был неутомимым ходоком, особенно любил ходить в Апраксино к Новосильцевым[3].

В последние годы жизни И.В.Киреева часто видели в усадебном парке. Он часами сидел на скамейке, а вокруг него собирались слушатели. Он был замечательным рассказчиком, себя называл «народным пушкинистом». Именно его и считают хранителем преданий об А.С. Пушкине.

О взаимоотношении А.С.Пушкина с помещиками

Судя по рассказам М.Сивохина, Пушкин заводил дружбу не со всеми помещиками, например, к Сущевым и Беклемищевым он не ездил[4], а вот в семье помещика Новосильцева к нему относились дружески, поэтому, если Пушкин долго не ездил в Апраксино, то они сами посылали за ним. Крестьяне вспоминали о его пребывании в Апраксине: «С мужиками разговаривает, где по делу, а иногда шутит. Мужики его наши полюбили. Он сам не то мужик, не то барин, не знаем, как его и называть. По обращению мужик, а по роду да по наряду ‒ барин».

Из воспоминаний Сивохина следует, что Пушкин часто заступался за крестьян. Как-то Михей, проезжая мимо Больших Можарок, не снял шапку перед барским домом. О можарском барине Запольском говорили, что от его побоев мужики много натерпелись, что «озоровал, как ему усмотрится». Этот барин передал Пушкину письмо, в котором жаловался на Сивохина из-за того, что мужик не снял шапку. Посмеявшись, Пушкин сказал: «Вот что, и не думайте шапки снимать. А если кто спросит, … отвечайте, что у нас в Болдине нет такого порядка, чтоб перед барскими окнами шапку скидать»[5].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: