Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества




 

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одно или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В настоящее время образовательная деятельность осуществляется учреждениями, которые, в зависимости от форм собственности, подразделяются на государственные, муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным. Среди государственных различаются федеральные и субъектов Российской Федерации. В системе образования возможно как бесплатное, так и платное образование.

Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования; специальных (коррекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; дополнительного образования взрослых и детей; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Различия между видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях. Однако часто учебное заведение необоснованно относится к данному виду, поскольку это отношение не ведет за собой каких-либо существенных изменений в его учебной деятельности. Например, в последние годы многие институты переименованы в университеты, хотя преобразования в них свелись лишь к смене названия. Поэтому в последнее время осуществлено более четкое нормативное разделение видов образовательных учреждений данного типа, которые устанавливаются при их аккредитации. Так, например, академия – это высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенных областей научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрены три ступени высшего профессионального образования – квалификации (степени) бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют, соответственно, не менее чем четыре, пять и шесть лет. В связи с присоединением России к Болонской конвенции приоритет в развитии высшего образования отдается не традиционной российской системе (специалистура), а западно-европейской (бакалавриат – магистратура).

Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органы управления образованием: Министерство образования и науки РФ, государственные органы управления субъектов РФ.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами.

Основы организации управления образовательным учреждением определены Федеральным законом «Об образовании», а высшим учебным заведением, кроме того, – Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании» (ст. 12). Дополнительно управление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется Типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреждений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и других вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждениям.

В соответствии с Законом «Об образовании» управление государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляется на принципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются выборный представительный орган – совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и др. Порядок выборов этих органов определяется уставом образовательного учреждения[6].

Непосредственное управление указанным образовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят советом по контракту; избран коллективом образовательного учреждения; избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначен учредителем; нанят учредителем по контракту.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет, возглавляемый ректором. Другие члены ученого совета избираются общим собранием тайным голосованием. Порядок выбора первого состава определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций. Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза.

В вузе могут создаваться другие советы по различным направлениям. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятельности советов определяются уставом вуза.

В зависимости от структуры вуза в отдельных подразделениях (факультет и др.) могут создаваться выборные представительные органы – ученые советы. Порядок их избрания и полномочия определяются уставом вуза.

Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.

Среди вузов Российской Федерации особое место занимает Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Он является учебно-научным и учебно-методическим центром высшего образования страны. Он не имеет ведомственной подчиненности, организация управления им регламентируется уставом, учитывающим особый статус и структуру университета.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных вузах или научных организациях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Формами получения послевузовского профессионального образования являются аспирантура (для медицинских специальностей – ординатура, для военных – адъюнктура) и докторантура. В аспирантуру вузов или научных организаций, учреждений на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование. Срок обучения в аспирантуре: в очной форме – не более трех лет, в заочной форме – не более четырех лет. В докторантуру вузов или научных организаций, учреждений принимаются граждане РФ, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет. Таким образом, лица, получающие послевузовское профессиональное образование, называются «аспирант» или «докторант»; также есть такое понятие, как «соискатель» – это лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре; либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» научная организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Выделяются следующие их виды: научно-исследовательские организации, научные организации учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ организуют государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о ней. Органы государственной власти, учреждающие научные организации, утверждают их уставы и осуществляют контроль за эффективным использованием ими государственного имущества.

Центральное место в системе организации науки занимает Российская Академия наук (РАН). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года «Об организации Российской Академии наук» Российская Академия Наук – высшее научное учреждение России, представляет собой общероссийскую самоуправляющуюся организацию, действующую на основе законодательства России и собственного устава; объединяет действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов академии, а также других научных сотрудников учреждений академии. В ее составе институты (например, Институт государства и права), лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направлениям фундаментальной науки. Все имущество (здания, сооружения, приборы, техника и т.п.) переданы в собственность РАН.

В стране действуют и отраслевые академии наук. Например, Российская Академия архитектуры и строительных наук, Академия медицинских наук и т.п. Их уставы утверждает, как правило, Правительство РФ. Действуют они в системе соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по принадлежности, тесно взаимодействуя с Российской Академией наук.

В качестве примера ведомственных научных учреждений можно назвать Всероссийский научно-исследовательский институт глазных болезней Минздравсоцразвития России, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России[7].

Вопросы организации и деятельности наукоградов Российской Федерации закреплены в Указе Президента РФ от 7 ноября 1997 г. «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий», а также в Федеральном законе от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации».

 

 


Заключение

 

ФЗ «Об образовании» установил полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования. К их полномочиям в данной области относится организация общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На них возложен учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования; опека и попечительство[8].

Указанные органы имеют право создавать и ликвидировать муниципальные органы управления образованием, контролировать их работу и т.д.

В Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования устанавливаются законами этих субъектов.

Им предоставлено право создавать и ликвидировать муниципальные органы управления образованием, осуществлять контроль за их деятельностью и т.д.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: