ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА СУДНА И РАСЧЁТ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
Определение параметров необходимых для проектирования теоретического чертежа (ТЧ)
Для построения ТЧ необходимы следующие параметры:
· рассчитанные раньше размерения судна
L = м, B = м, T = м, H = м:
· водоизмещение D = т;
· коэффициенты полноты
d =, , ;
· абсцисса центра величины xc= м;
· абсцисса ЦТ площади конструктивной ВЛ, которую определим по приближённой формуле
м;
· радиус скулы
м;
· длина и положение цилиндрической вставки. Их целесообразно принять по рекомендации Линдблада в зависимости от d:
– длина носового заострения м;
– длина цилиндрической вставки м;
– длина кормового заострения м.
Проектирование теоретического чертежа
2.2.1 Проектирование строевой по шпангоутам
При построении строевой по шпангоутам используем следующие свойства:
· площадь строевой численно равна объёмному водоизмещению судна
· абсцисса центра тяжести строевой численно равна абсциссе центра величины – 1,07 м;
· коэффициент полноты площади строевой численно равен коэффициенту продольной призматической полноты
.
Построения строевой по шпангоутам ведём на рисунке 7.1. на этом рисунке:
м2;
м;
м2;
м2;
м.
Построение КВЛ и диаметрального батокса
Способ построения КВЛ аналогичен построению строевой по шпангоутам, с той лишь разницей, что вместо ординаты на миделе откладываем , вместо коэффициента j, откладываем a – коэффициент полноты КВЛ и вместо xc, откладываем xf. Построение КВЛ производим на рисунке 7.2. на этом рисунке:
м;
м;
м;
м;
м.
При построении обвода диаметрального батокса необходимо выбрать рациональную форму форштевня и ахтерштевня и параметры седловатости верхней палубы.
|
Форштевень проектируемого судна выполняем прямым наклонным, корма транцевая.
Далее необходимо решить вопрос о седловатости палубы и погиби Бимса, при этом следует руководствоваться Правилами [1].проектируемое судно имеет избыточный надводный борт, поэтому необходимости проектировать судно с седловатостью палубы нет.
Главная палуба имеет погибь Бимса. Максимальная стрелка погиби равна:
м.
Борта судна выполняем вертикальными, днище горизонтальным. Участок борта сопряжённый с днищем в районе миделя – цилиндрическим. Форма диаметрального батокса приведена на рисунке 7.2.
Построение проекций теоретического чертежа
После завершения всех подготовительных работ, переходим к построению ТЧ.
Сетка ТЧ, состоящая из прямых линий, представляет собой проекции батоксов ватерлиний и шпангоутов строится на базе длины между перпендикулярами, ширины и высоты борта на мидель-шпангоуте. Количество теоретических шпаций делящих корпус судна между носовым и кормовым перпендикулярами на 20 равных частей, равно 21. количество батоксов по два от ДП к правому и левому борту. Количество ватерлиний 5, включая нулевую в пределах расчётной осадки. Кормовой перпендикуляр проводим через нижнюю точку боковой проекции среза транца.
Построение ТЧ начинаем с проекции «Корпус». Основой для построения каждого шпангоута является его площадь w i, снимаемая со строевой по шпангоутам; середина полушироты yi,снимаемая с обвода КВЛ; текущая осадка, снимаемая с диаметрали (ДП).
|
Ширина вспомогательных прямоугольников:
Форму шпангоута изображаем с помощью ТЧ прототипа. Описанную процедуру повторяем для всех шпангоутов. После этого, используя проекцию «Корпус» приступаем к вычерчиванию всех ватерлиний и батоксов (рисунок 7.3). Все проекции согласовываются, добиваясь плавности.