Урок окружающего мира
в 3 классе по теме:
«Огонь, вода и газ»
Цели урока:
Ø познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
Ø отработать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевых игр
Ход урока
I.Орг.момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Учебник, ручка и тетрадка?
Проверили?
С усердием трудитесь!
- Ребята, начиная урок, хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли.
II. Самоопределение к деятельности.
-Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность». Как понимаете слово «безопасность»? (спокойная жизнь, когда тебе ничто не угрожает, нет опасностей)
- Значительную часть своей жизни вы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.
- Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе? Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
На железной клумбе
Цветы голубые
Помогают стряпать
Кушанья любые. (газ)
- Назовите тему сегодняшнего урока
III.Работа по теме урока
Если возник пожар.
- Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы)
- С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.
|
-Как случаются пожары? Назовите причины.
- Давайте проверим ваши ответы.
ü неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)
ü забывчивость людей (забыл выключить)
ü искра (печь, камин, бенгальские огни)
ü перегрузка электросети
ü спички (игры со спичками)
ü керосин, бензин, газ.
-Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди)
- А если пожар все - таки возник? Как нужно вести себя, если вы дома одни?
- Про это можем послушать стихотворение:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один,
Позвоним по …(хором «101»)
И ближайшему району
Позвоним по телефону.
Где горит и что горит,
Кто об этом говорит.
- Всё ли правильно рассказал нам автор, проверим чтением текста. (с. 4 – 5 учебник)
IV. Физкультминутка.
Игра «Запрещается-разрешается»
- Ребята, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.
ü Бросать горящие спички в помещениях.
ü Защищать дом от пожара.
ü Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
ü Кричать и звать на помощь взрослых.
ü Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
ü Дышать через мокрое полотенце.
- Давайте, ребята, прочитаем, повторим и запомним слова:
Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 101.
V. Работа по теме урока (продолжение)
Вода в доме.
|
- Ребята, а что сильнее огня? (вода)
-Правильно.Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Каковы ваши действия? Ответьте, используя рисунки учебника. Для ответа используйте слова «вентиль», «диспетчер». Но может вы и не знаете, что же означают слова вентиль и диспетчер?
Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа)
- Всё ли правильно мы сказали? Проверьте себя по тексту учебника (с. 5 – 6)
- А ещё, ребята, запомните: Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.
Проблемная ситуация
1) «Папа решил принять ванну. Ему срочно позвонили с работы. Папа уехал на работу и забыл закрыть кран в ванной. Вода проливается, через край ванны. Ваши действия.
2) «Прорвало трубу. Ваши действия»
3) «Прорвало трубу отопления или батарею. Ваши действия»
Если чувствуешь запах газа»
- Отгадайте загадку
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)
- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу)
- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы)
Во-первых, им можно отравиться.
Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.
- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6
- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
Если ты почувствовал запах газа в квартире,
Помни: газовой службы телефон – 104.