Значение классификации осужденных




Психологические и социальные классификации осужденных

по дисциплине
«Социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях».

 

Выполнил: студентка
3ПиСП группы (заочного отделения)
Рощенко Татьяна Юрьевна ______________________
(подпись)
Проверил:
Максимов Андрей Сергеевич,
к.п.н., ст. преп.
Оценка __________________
__________________
(подпись)

 

 

ОМСК, 2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

1. Классификация осужденных………………………………………………...

1.1. Значение классификации осужденных……………………………………

1.2. Понятие, содержание и задачи классификации осужденных к лишению свободы………………………………………………………………………….

1.3. Социальная классификация осужденных ………………………………..

1.4. Классификация осужденных по их психологическим особенностям……

Заключение………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

Введение

Установлено, что пребывание в суровых тюремных условиях свыше пяти лет вызывает необратимые изменения в психике человека. У лиц, отбывших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что каждый третий из них нуждается в помощи психотерапевта и даже психиатра.

Замкнутость тюремной среды, крайне ограниченные возможности удовлетворения насущных потребностей, изнуряющая регламентация поведения, однообразная убогость обстановки, насилие и издевательства сокамерников, а в ряде случаев и тюремного персонала неизбежно формируют устойчивые негативные черты личности. Личностные деформации во многих случаях становятся необратимыми.

Наказание по уголовному закону, являясь карой за совершенное преступление, осуществляется для исправления и перевоспитания осужденных и не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Такова догма права. А какова правда жизни? Пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с социумом. Восприятие среды как чужой, опасной и ненавистной переходит на подсознательный уровень. Окончательно закрепляется антисоциальная установка.

Понятие стыда, совести, которые следовало бы реанимировать, окончательно исчезает из сознания осужденного. Мука вынужденного пребывания в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению, резкому снижению уровня критической самооценки личности, к утрате ее самоуважения и остатков социальной идентификации.

Низкий уровень материального благополучия в нашем обществе доводится в местах лишения свободы до крайней нищеты. Каждый седьмой осужденный обречен на заболевание туберкулезом и на другие хронические недуги. Медицинское обслуживание ничтожно. Но бедность материальная неизмеримо усугубляется бедностью духовной, нищетой межлюдских отношений, повседневным унижением достоинства человека.

В тюрьме спасается лишь тот, кто может спасти свой внутренний мир, не вступая в острые конфликты с внешним миром.


Классификация осужденных

Значение классификации осужденных

Индивидуализация воспитательного воздействия базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 4 ст. 109 УИК РФ закреплено, что воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Индивидуальный подход осуществляется при организации индивидуальных форм воспитательной работы: проведении личных бесед с осужденным, применении к нему мер поощрения и взыскания, изменении условий отбывания наказания и т.д.

Как отмечает А.И. Зубков, "внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, определяются ее основные характеристики, как положительные, так и отрицательные качества. Задача воспитателей состоит в выявлении всех этих качеств и составлении портрета, картины личности осужденного, которая не может быть представлена лишь в одних темных тонах. Отдельные качества личности осужденного могут быть поражены полностью, другие - частично, а третьи - вообще находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала УИС - составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать программу воспитательных воздействий в отношении конкретного осужденного, опираясь на положительные личностные качества и разрушая, блокируя отрицательные свойства. Во многих исправительных учреждениях вырабатываются и устанавливаются единые режимно-педагогические требования, которые весь персонал, независимо от принадлежности к конкретной службе, предъявляет к осужденным, имея в том числе и их индивидуальные воспитательные программы".

Изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, акцентуаций и других черт их характера показывает, что по этим параметрам они существенно не отличаются от правопослушных граждан. Различия обнаруживаются в особенностях проявления ценностных ориентации, психических состоянии и статусно-групповой принадлежности осужденных. Именно эти параметры, по мнению специалистов, определяют «тюремный синдром» поведения осужденного. Ведь сам факт совершения преступления, арест, помещение под стражу в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства, отбывание наказания в пенитенцирном учреждении оказывают существенное влияние на психику и поведение человека. Проиллюстрируем сказанное результатами одного из экспериментов, проведенного зарубежными психологами и получившего название «эксперимент с моделированной тюрьмой».

На этапе подготовки к эксперименту было отобрано 24 испытуемых — учащихся колледжа. Их разделили на две равные группы, которые по своим социально-демографическим и психологическим свойствам существенно не отличались, но одна выполняла роль надзирателей, а вторая — заключенных. Под помещение «тюрьмы» был отведен подвал здания. Здесь были оборудованы три камеры с решетками, нарами и другими соответствующими атрибутами, а также карцер. Униформу заключенных составлял халат с личным номером на груди и спине. На лодыжке одной из ног был закреплен металлический запирающийся браслет с цепью. Все внешние атрибуты «надзирателей» (форма, дубинка и т.д.) также способствовали идентичности личности с выполняемой социальной ролью. «Надзиратели» работали посменно, а «заключенные» должны были провести в камерах две недели.

Видеозапись зафиксировала, что уже с первых часов общения между «заключенными» и «надзирателями» стали устанавливаться отношения враждебности, агрессивности. У большинства «заключенных» наблюдались такие симптомы, как потеря личностной индивидуальности (все стали похожи друг на друга), снижение чувства собственного достоинства, подавленность, враждебность по отношению к «надзирателям». Ситуация оказалась настолько сложной, что пятерых «заключенных» пришлось освободить через пять суток, так как они впали в состояние депрессии, часто кричали, сильно ожесточились и проявляли крайнее беспокойство. Один «заключенный» был освобожден после того, как у него на коже появились пятна в результате психического напряжения. Эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось приостановить спустя семь дней.

«Моделированная тюрьма» наглядно подтвердила, что социальная изоляция в виде лишения свободы оказывает существенное влияние на психику человека, причем более сильное, чем представляют себе многие работники правоохранительных органов.

 

 

1.2. Понятие, содержание и задачи классификации осужденных к лишению свободы

Классификация – это систематизация типов. Классифицировать типы – значит найти какую-то закономерную связь в их образовании и проявлении. «Без классификации описание отдельных типов будет носить случайный характер, и не будет иметь какого-либо значения».

Наиболее удачно значение классификации выражено С.С.Алексеевым: «Она дает возможность при определении ее критериев выявить новые черты, качественные особенности данных предметов и явлений; имеет значимость не только первичной обработки, но и охватить большой диапазон изучаемых объектов и, следовательно, избежать односторонности их научной интерпретации».

Применительно к осужденным имеется в виду, что отнесение их к той или иной классификационной группе всегда связано с определенными факторами: вид учреждения, в котором исполняется наказание, режим, возможность досрочного освобождения и другими.

Под классификацией осужденных к лишению свободы пони­мается разделение их на относительно однородные группы по определенным признакам (критериям) в целях создания благо­приятных условий для достижения целей наказания. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются:

а) отделение заклю­ченных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или от­рицательных черт характера грозит оказать на них плохое влия­ние;

б) разделение заключенных на категории, облегчающие ра­боту с ними в целях их возвращения к жизни в обществе.

От целей, которые ставятся перед классификацией, зависят и ее критерии, т.е. те признаки, по которым осужденные подраз­деляются на определенные группы. Поэтому указанные крите­рии (основания деления), по которым осуществляется классификация, должны быть научно обоснованными, представлять со­бой определенную систему. Это тем более важно, ибо классификация осужденных во многом предопределяет и влияет на фор­мирование системы исправительных учреждений. В ст. 68 Минимальных стандартных правил реко­мендуется «работу с разными категориями заключенных сле­дует вести по мере возможности в разных заведениях или же в разных отделениях одного и того же заведения». В соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными различные категории заключенных должны содержаться в разных заведениях или в различных частях одного и того же заведения с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин заключения и предписанного обращения с ними.

Отвечая целям исполнения наказания, классификация осужденных имеет собственные задачи:

— необходимость исключения или ослабления разлагающего влияния наиболее отрицательной части осужденных на иных лиц, отбывающих лишение свободы;

— дифференцированное применение карательно-воспитательного воздействия к отдельным категориям лиц, совершивших преступления.

К дополнительным задачам классификации осужденных следует отнести также дифференциацию средств обеспечения жизнедеятельности осужденных, их медико-санитарного обеспечения, соблюдение санитарно — эпидемиологических и санитарно — гигиенических требований.

Такие цели прямо вытекают из закрепленной в п.4 ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. задачи обеспечения охраны здоровья осужденных.

Основания классификации осужденных разделяются на фактические и юридические.

Фактические:

— социально — демографические: пол, возраст, состояние здоровья, наличие у женщины малолетних детей, гражданство, и т. п.;

— уголовно-правовые: характер и степень общественной опасности совершенного преступления, срок наказания, наличие судимости, признание особо опасным рецидивистом, отбывание в прошлом лишения свободы;

— уголовно-исполнительные (исправительно-трудовые), связанные в первую очередь с поведением осужденного в период отбывания наказания.

Классификационные критерии получают отражение в законе и подзаконных актах. Соответствующие нормативные акты выступают тем самым юридическими основаниями классификации осужденных. Значительная их часть предусмотрена уголовных законом. Вместе с тем классификация осужденных является многоступенчатой и в дальнейшем углубляется на основе норм УК РФ, подзаконных нормативных актов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: