Психологические и социальные классификации осужденных
по дисциплине
«Социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях».
Выполнил: студентка
3ПиСП группы (заочного отделения)
Рощенко Татьяна Юрьевна ______________________
(подпись)
Проверил:
Максимов Андрей Сергеевич,
к.п.н., ст. преп.
Оценка __________________
__________________
(подпись)
ОМСК, 2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
1. Классификация осужденных………………………………………………...
1.1. Значение классификации осужденных……………………………………
1.2. Понятие, содержание и задачи классификации осужденных к лишению свободы………………………………………………………………………….
1.3. Социальная классификация осужденных ………………………………..
1.4. Классификация осужденных по их психологическим особенностям……
Заключение………………………………………………………………………..
Введение
Установлено, что пребывание в суровых тюремных условиях свыше пяти лет вызывает необратимые изменения в психике человека. У лиц, отбывших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что каждый третий из них нуждается в помощи психотерапевта и даже психиатра.
Замкнутость тюремной среды, крайне ограниченные возможности удовлетворения насущных потребностей, изнуряющая регламентация поведения, однообразная убогость обстановки, насилие и издевательства сокамерников, а в ряде случаев и тюремного персонала неизбежно формируют устойчивые негативные черты личности. Личностные деформации во многих случаях становятся необратимыми.
Наказание по уголовному закону, являясь карой за совершенное преступление, осуществляется для исправления и перевоспитания осужденных и не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Такова догма права. А какова правда жизни? Пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с социумом. Восприятие среды как чужой, опасной и ненавистной переходит на подсознательный уровень. Окончательно закрепляется антисоциальная установка.
|
Понятие стыда, совести, которые следовало бы реанимировать, окончательно исчезает из сознания осужденного. Мука вынужденного пребывания в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению, резкому снижению уровня критической самооценки личности, к утрате ее самоуважения и остатков социальной идентификации.
Низкий уровень материального благополучия в нашем обществе доводится в местах лишения свободы до крайней нищеты. Каждый седьмой осужденный обречен на заболевание туберкулезом и на другие хронические недуги. Медицинское обслуживание ничтожно. Но бедность материальная неизмеримо усугубляется бедностью духовной, нищетой межлюдских отношений, повседневным унижением достоинства человека.
В тюрьме спасается лишь тот, кто может спасти свой внутренний мир, не вступая в острые конфликты с внешним миром.
Классификация осужденных
Значение классификации осужденных
Индивидуализация воспитательного воздействия базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 4 ст. 109 УИК РФ закреплено, что воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Индивидуальный подход осуществляется при организации индивидуальных форм воспитательной работы: проведении личных бесед с осужденным, применении к нему мер поощрения и взыскания, изменении условий отбывания наказания и т.д.
|
Как отмечает А.И. Зубков, "внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, определяются ее основные характеристики, как положительные, так и отрицательные качества. Задача воспитателей состоит в выявлении всех этих качеств и составлении портрета, картины личности осужденного, которая не может быть представлена лишь в одних темных тонах. Отдельные качества личности осужденного могут быть поражены полностью, другие - частично, а третьи - вообще находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала УИС - составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать программу воспитательных воздействий в отношении конкретного осужденного, опираясь на положительные личностные качества и разрушая, блокируя отрицательные свойства. Во многих исправительных учреждениях вырабатываются и устанавливаются единые режимно-педагогические требования, которые весь персонал, независимо от принадлежности к конкретной службе, предъявляет к осужденным, имея в том числе и их индивидуальные воспитательные программы".
|
Изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, акцентуаций и других черт их характера показывает, что по этим параметрам они существенно не отличаются от правопослушных граждан. Различия обнаруживаются в особенностях проявления ценностных ориентации, психических состоянии и статусно-групповой принадлежности осужденных. Именно эти параметры, по мнению специалистов, определяют «тюремный синдром» поведения осужденного. Ведь сам факт совершения преступления, арест, помещение под стражу в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства, отбывание наказания в пенитенцирном учреждении оказывают существенное влияние на психику и поведение человека. Проиллюстрируем сказанное результатами одного из экспериментов, проведенного зарубежными психологами и получившего название «эксперимент с моделированной тюрьмой».
На этапе подготовки к эксперименту было отобрано 24 испытуемых — учащихся колледжа. Их разделили на две равные группы, которые по своим социально-демографическим и психологическим свойствам существенно не отличались, но одна выполняла роль надзирателей, а вторая — заключенных. Под помещение «тюрьмы» был отведен подвал здания. Здесь были оборудованы три камеры с решетками, нарами и другими соответствующими атрибутами, а также карцер. Униформу заключенных составлял халат с личным номером на груди и спине. На лодыжке одной из ног был закреплен металлический запирающийся браслет с цепью. Все внешние атрибуты «надзирателей» (форма, дубинка и т.д.) также способствовали идентичности личности с выполняемой социальной ролью. «Надзиратели» работали посменно, а «заключенные» должны были провести в камерах две недели.
Видеозапись зафиксировала, что уже с первых часов общения между «заключенными» и «надзирателями» стали устанавливаться отношения враждебности, агрессивности. У большинства «заключенных» наблюдались такие симптомы, как потеря личностной индивидуальности (все стали похожи друг на друга), снижение чувства собственного достоинства, подавленность, враждебность по отношению к «надзирателям». Ситуация оказалась настолько сложной, что пятерых «заключенных» пришлось освободить через пять суток, так как они впали в состояние депрессии, часто кричали, сильно ожесточились и проявляли крайнее беспокойство. Один «заключенный» был освобожден после того, как у него на коже появились пятна в результате психического напряжения. Эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось приостановить спустя семь дней.
«Моделированная тюрьма» наглядно подтвердила, что социальная изоляция в виде лишения свободы оказывает существенное влияние на психику человека, причем более сильное, чем представляют себе многие работники правоохранительных органов.
1.2. Понятие, содержание и задачи классификации осужденных к лишению свободы
Классификация – это систематизация типов. Классифицировать типы – значит найти какую-то закономерную связь в их образовании и проявлении. «Без классификации описание отдельных типов будет носить случайный характер, и не будет иметь какого-либо значения».
Наиболее удачно значение классификации выражено С.С.Алексеевым: «Она дает возможность при определении ее критериев выявить новые черты, качественные особенности данных предметов и явлений; имеет значимость не только первичной обработки, но и охватить большой диапазон изучаемых объектов и, следовательно, избежать односторонности их научной интерпретации».
Применительно к осужденным имеется в виду, что отнесение их к той или иной классификационной группе всегда связано с определенными факторами: вид учреждения, в котором исполняется наказание, режим, возможность досрочного освобождения и другими.
Под классификацией осужденных к лишению свободы понимается разделение их на относительно однородные группы по определенным признакам (критериям) в целях создания благоприятных условий для достижения целей наказания. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются:
а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние;
б) разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе.
От целей, которые ставятся перед классификацией, зависят и ее критерии, т.е. те признаки, по которым осужденные подразделяются на определенные группы. Поэтому указанные критерии (основания деления), по которым осуществляется классификация, должны быть научно обоснованными, представлять собой определенную систему. Это тем более важно, ибо классификация осужденных во многом предопределяет и влияет на формирование системы исправительных учреждений. В ст. 68 Минимальных стандартных правил рекомендуется «работу с разными категориями заключенных следует вести по мере возможности в разных заведениях или же в разных отделениях одного и того же заведения». В соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными различные категории заключенных должны содержаться в разных заведениях или в различных частях одного и того же заведения с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин заключения и предписанного обращения с ними.
Отвечая целям исполнения наказания, классификация осужденных имеет собственные задачи:
— необходимость исключения или ослабления разлагающего влияния наиболее отрицательной части осужденных на иных лиц, отбывающих лишение свободы;
— дифференцированное применение карательно-воспитательного воздействия к отдельным категориям лиц, совершивших преступления.
К дополнительным задачам классификации осужденных следует отнести также дифференциацию средств обеспечения жизнедеятельности осужденных, их медико-санитарного обеспечения, соблюдение санитарно — эпидемиологических и санитарно — гигиенических требований.
Такие цели прямо вытекают из закрепленной в п.4 ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. задачи обеспечения охраны здоровья осужденных.
Основания классификации осужденных разделяются на фактические и юридические.
Фактические:
— социально — демографические: пол, возраст, состояние здоровья, наличие у женщины малолетних детей, гражданство, и т. п.;
— уголовно-правовые: характер и степень общественной опасности совершенного преступления, срок наказания, наличие судимости, признание особо опасным рецидивистом, отбывание в прошлом лишения свободы;
— уголовно-исполнительные (исправительно-трудовые), связанные в первую очередь с поведением осужденного в период отбывания наказания.
Классификационные критерии получают отражение в законе и подзаконных актах. Соответствующие нормативные акты выступают тем самым юридическими основаниями классификации осужденных. Значительная их часть предусмотрена уголовных законом. Вместе с тем классификация осужденных является многоступенчатой и в дальнейшем углубляется на основе норм УК РФ, подзаконных нормативных актов.