Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
Сказка «Друзья Тюльпана»
В ковыльной степи жил-был красавец Тюльпан. Каждую весну в подземном царстве из луковицы появляется мощный росток. Ни зимний холод, ни недостаток влаги, ни твёрдая почва не смогли остановить его. Упорный росток всегда пробирался на поверхность надземного царства. Он раскрывался 3-4 листьями, в которые заворачивался бутон. Держась на прочной цветоножке, склоняясь перед сухими степными ветрами, этот бутон с каждым днём становился всё краше. Он умывался по утрам росой, закалялся ночным холодом, нежно окрашивался румянцем под ласковым солнцем.
Настал день и бутон раскрылся. В его центре красовалась статная королева Пестик. Вокруг неё находились стражники – Тычинки. Вдруг послышался гул, похожий на жужжание. Красавец Тюльпан встрепенулся, кумачом заполоскал на ветру его венчик. Тычинки и Пестик радостно закричали: «Гости, гости летят!». Кого ждали в гости жители цветка Тюльпана?
III.Изучение нового материала:
Опыление.
Обучающиеся находят в учебнике определение опыления и записывают в тетради.
(Беседа с демонстрацией рисунка «Виды опыления», таблицы «Опыление», слайд-шоу «Самоопыляющиеся растения», «Растения с перекрёстным опылением»).
Виды пыльцы под микроскопом.
Ученые провели эксперимент: цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему? (Горох-самоопыляющееся растение, а яблоня – перекрестноопыляемое.).
значение опыления:
1. обеспечивает половое размножение растений,
2. предшествует оплодотворению,
|
3. способствует превращению цветка в плод с семенами
4. способствует приспособлению растений к условиям окружающей среды,
5. способствует обмену наследственной информацией между растениями.
Опыление способствует попаданию пыльцы на приймочку пестика. Одни растения приспособились использовать свою собственную пыльцу для опыления, а другие используют пыльцу соседних цветков принадлежащих растениям одного вида. А потому у растений различают разные типы опыления.
Во время самоопыление пыльца с тычинки цветка попадает на приймочку пестика того же цветка. Самоопыление свойственно многим культурным растениям: картофелю, помидорам, гороху, рису, фасоли, просу и ячменю, арахису, а также дикорастущим растениям (фиалке, чине).
Опыление растений насекомыми.
Обучающиеся делают вывод о приспособленности цветков к опылению насекомыми:
- наличие нектара;
- много пыльцы;
- яркий околоцветник;
- аромат.
Приводят примеры растений опыляющихся насекомыми:
Пчёлы опыляют вишню, яблоню, липу, лаванду.
Шмели – клевер.
Бабочки опыляют душистые цветы – маттиолу.
Жуки опыляют растения с белыми околоцветниками.
Мухи опыляют цветки, что имеют запах падали.
Птицы и млекопитающие – опылители цветковых растений.
В поисках нектара цветки посещают птицы: колибри, нектарницы, цветочницы, попугаи.
Животные – летучие мыши, лемуры, опоссумы и улитки.
Опыление растений ветром.
Признаки ветроопыляемых растений:
- маленькие цветки, собранные в длинные соцветия;
- простые цветки без венчика;
- пестики длинные, раздвоенные и опушенные;
|
- тычинки длинные;
- пыльца лёгкая.
Домашняя работа 1. Посмотреть учебные фильмы.
2. Выписать что из чего образуется?
https://www.youtube.com/watch?v=ukLR-P_9rag - оплодотворение у цветковых.
https://www.youtube.com/watch?v=eaf8bi8InTg - строение завязи и пыльников, закономерности развития.