ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ В ТОРГОВЛЕ




Группа ПКК-21

Предмет: Организация и технология розничной торговли

Тема программы 1.1: Организационно-управленческие основы деятельности

торгового предприятия.

Тема урока: Товарные запасы.

Товарооборачиваемость в торговле.

Цели урока:: Сформировать у студентов знания товарных запасов и товароборачиваемость в розничной торговой сети.

Научить принимать самостоятельные решения при выполнении заданий.

ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫВ ТОРГОВЛЕ

Важной составной частью товарного обеспечения хозяйственной деятельности в торговле, позволяющей достигать стабильности функционирования, устойчивости ассортимента, являются товарные запасы.

Товарные запасы — это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю. Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий[1], в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций и предприятий.

Необходимость образования товарных запасов вызывается многими факторами. К ним относятся сезонные колебания в производстве и потреблении товаров, несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, особенности в территориальном размещении производства, условия транспортировки товаров, звенность товародвижения, возможности для хранения товара и т.п. Но основной общеэкономической причиной образования товарных запасов является обеспечение непрерывности циклов производства, обращения и потребления товаров.

Другими словами, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.

Товарные запасы классифицируются по следующим признакам:

  • 1) по местонахождению (в оптовой или розничной торговле, в промышленности, в пути);
  • 2) по срокам (на начало и на конец периода);
  • 3) по единицам измерения (абсолютные — в стоимостном и натуральном выражении, относительные — в днях товарооборота);
  • 4) по назначению (текущего хранения — для обеспечения повседневных нужд торговли, сезонного назначения — для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения, досрочного завоза — для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях на протяжении периода между сроками завоза товаров, целевые товарные запасы — для осуществления определенных целевых мероприятий).

Большое значение в последнее время приобретает вопрос местонахождения товарных запасов. В данный момент большинство товарных запасов сконцентрировано в розничной торговле, что признать положительным моментом никак нельзя. Товарные запасы должны быть постепенно перераспределены между звеньями торговли в пользу опта по целому ряду причин.

Основная цель образования товарных запасов в оптовой торговле — обслуживание потребителей (в том числе и розничных предприятий), а в розничных торговых предприятиях — формирование широкого и устойчивого ассортимента для удовлетворения покупательского спроса.

Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торговой организации или предприятия. (А одним из отправных моментов для создания товарных запасов является ассортимент предприятия торговли). Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важных задач торговых организаций или предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота организации или предприятия, с устойчивостью ассортимента. Излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых организаций или предприятий. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов и определения соответствия этой величины потребностям товарооборота является весьма актуальным.

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели, как правило, выражаются в стоимостных (денежных) и натуральных единицах. Они удобны при выполнении чисто бухгалтерских операций (например, при проведении инвентаризаций), но абсолютные показатели имеют один большой недостаток — невозможность (с их помощью) определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торговых организаций или предприятий.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является показатель величины товарных запасов в днях товарооборота, который характеризует обеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса. Рассчитывается величина товарного запаса в днях товарооборота по следующей формуле:

где Ут з — товарные запасы в днях товарооборота;

ТЗ — размер товарных запасов на определенную дату;

Т / ОБ — объем товарооборота за период;

Т / ОБодн — однодневный товарооборот за период;

Д — количество дней в периоде.

Вторым важнейшим относительным показателем, характеризующим товарные запасы, является товарооборачиваемость. До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свою величину — они постоянно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляет экономическое содержание процесса товарооборачиваемости.

Товарооборачиваемость, являясь одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торговой организации или предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

Состояние товарных запасов, их развитие, эффективность использования, рациональность организации товародвижения характеризуется временем товарного обращения, т.е. периодом, в течение которого товар перемещается от производства до потребителя. Время обращения складывается из времени перемещения товаров в различных звеньях товародвижения (производство — оптовая торговля — розничная торговля), опосредствуемого непрерывно происходящими и возобновляющимися актами купли-продажи[2].

Время товарного обращения (товарооборачиваемость в днях товарооборота) рассчитывается по следующим формулам:

или

где Обдн — товарооборачиваемость в днях товарооборота;

ТЗ — средняя величина товарных запасов за рассматриваемый период (руб.);

Т/ ОБ — объем товарооборота за период;

Т/ ОБодн — однодневный товарооборот за тот же период;

Д — количество дней в периоде.

Использование при расчетах средней величины товарных запасов обусловлено как минимум двумя причинами.

Во-первых, для приведения к сопоставимому виду данных о товарообороте, учитываемого за определенный период, и товарных запасах, учитываемых на определенную дату, исчисляется средняя величина товарных запасов за период.

Во-вторых, в пределах каждой совокупности товаров имеются разновидности с различным временем обращения, а также возможны случайные колебания размеров запасов и объема товарооборота, которые необходимо сгладить.

Величина товарных запасов и товароборачиваемость являются показателями взаимосвязанными и зависят от следующих факторов внутренней и внешней среды торговой организации или предприятия:

  • ? от объема производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
  • ? сезонности производства;
  • ? объемов импорта;
  • ? широты и обновляемости ассортимента;
  • ? звенности товародвижения;
  • ? колебаний спроса;
  • ? насыщенности товарных рынков;
  • ? распределения запасов между оптовыми и розничными звеньями торговли;
  • ? физико-химические свойств товаров, определяющих сроки их хранения и, соответственно, частоту поставок;
  • ? уровня цен и соотношения спроса и предложения на конкретные товары и товарные группы;
  • ? объема и структуры товарооборота конкретной организации или предприятия торговли и др.

Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, как улучшая, так и ухудшая эти показатели.

Набор товарных групп в товарообороте и в товарных запасах практически всегда совпадает, а различается удельный вес товарных групп в общей их сумме. Отличия в ассортиментной структуре товарооборота и товарных запасов объясняется тем, что у разных товаров и товарных групп скорость оборачиваемости неодинакова. Доля товарных групп с более низкой скоростью оборота ниже в товарных запасах, и наоборот. Казалось бы, очевидным кажется решение постепенной ликвидации медленно продающихся, наименее доходных товарных групп и их замещение быстро продающимися. Но торговые предприятия не очень активно избавляются от медленно продающихся групп по следующим причинам:

  • 1) отсутствуют возможности изменить товарный профиль;
  • 2) произойдет резкое сужение ассортимента и резкое сужение круга покупателей;
  • 3) невозможность поддерживать отпускные цены на уровне конкурентов.

Торговые предприятия при работе с товарными группами пониженной скорости оборота должны руководствоваться следующими общими положениями:

  • ? торговым предприятиям с ограниченным объемом средств либо сталкивающимся в своей деятельности с факторами, ограничивающими размеры свободных средств, необходимо очень внимательно производить отбор товарных групп, по возможности, исключая группы с низкой скоростью продаваемости (оборачиваемости) из своего ассортимента;
  • ? в случае резкого изменения покупательского спроса и попадания товара в группу с низкой скоростью оборота необходимо использовать все доступные методы для продажи этого товара;
  • ? при закупке товаров следует помнить, что в большинстве случаев на товары с пониженной скоростью оборота применяется более высокая торговая надбавка, что может существенно уменьшить ценовую конкурентоспособность;
  • ? активное включение в ассортимент товаров с более низкой скоростью оборачиваемости целесообразно применять только торговым предприятиям с хорошим месторасположением для расширения ассортимента.

Управление товарными запасами означает установление и поддержание такой их величины и структуры, которая отвечала бы поставленным перед торговым предприятием задачам. Управление товарными запасами предполагает систематический их контроль и проверку. Для того чтобы эффективно управлять товарными запасами, необходимо иметь возможность в любой момент времени знать и анализировать их величину.

В торговле традиционно применяются несколько методов анализа и учета величины товарных запасов.

  • 1. Расчетный метод, при котором анализируется величина товарных запасов, товарооборачиваемость и их изменение в динамике. Формулы для проведения такого анализа приведены выше.
  • 2. Инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму.

Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность непосредственно для организации или предприятия, так как при проведении инвентаризации организация или предприятие, как правило, не функционирует. Вместе с тем необходимо отметить, что учет физического товародвижения хотя и трудоемок, но крайне важен как для коммерческих служб, так и для руководителей.

Наличие и применение двух видов учета (стоимостного и натурального) дает возможность выявить, какие именно товарные группы и наименования товара, пользуются наибольшим спросом и, соответственно, делать обоснованные заказы, оптимизировать вложения капитала в товарные запасы, принимать обоснованные решения по оптимизации ассортимента через закупку товаров.

  • 3. Снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного учета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки идр.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. К недостаткам данного метода относится меньшая точность, чем при инвентаризации.
  • 4. Балансовый метод, который основывается на использовании балансовой формулы (см. выше). Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостатком данного метода является отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода не установленные потери, что приводит к некоторым искажениям величины товарных запасов. Для устранения этого недостатка, данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.

Используя балансовый метод, легко осуществлять оперативный контроль за движением товаров. Особенно эффективен названный метод при автоматизированном учете на базе компьютерной сети.

Непременным условием точности управления товарными запасами является учет и анализ продаж по более дробным товарным группам.

Для управления товарными запасами, определения их оптимальной величины применяются следующие способы:

  • ? различные способы технико-экономических расчетов с применением известных формул (в том числе и рассмотренных выше), математических методов и моделей;
  • ? система с постоянным размером заказа;
  • ? система с постоянной периодичностью повторения заказа;
  • ? так называемая S, ^-система.

Первая группа способов применима как в розничной, так и в оптовой торговле. Наиболее известным из способов технико-экономических расчетов является способ последовательного определения оптимальной величины товарных запасов на каждой стадии товародвижения с последующим суммированием полученных по каждой стадии результатов.

Второй и третий способы используются преимущественно в розничной торговле, так как их применение требует постоянных проверок наличия товаров, что возможно главным образом в розничной торговле. Смысл этих способов заключается в том, что для доведения величины товарных запасов до требуемого уровня необходимо или заказывать одинаковое количество товаров через любые промежутки времени по мере потребности, или заказывать необходимое количество товаров через равные промежутки времени.

Последний из названных способов применяется для управления товарными запасами на оптовых торговых предприятиях. При использовании этого способа устанавливаются два уровня наличия товарных запасов на складе:

S — предельный уровень, ниже которого товарные запасы не опускаются;

S — максимальный уровень (в соответствии с установленными расчетными нормами и нормативами).

Наличие товарных запасов проверяют через равные промежутки времени, заказ делают, если величина запаса будет ниже S или S — S.

Перечисленные методы управления товарными запасами не являются единственными: их количество значительно больше, ни один из методов не является абсолютно безупречным. Торговым предприятиям следует выбирать тот, который больше соответствует условиям и факторам их функционирования.

Продукция промышленных предприятий, хранящаяся на складахготовой продукции, превращается в товарные запасы в том случае, когда она оплачена торговыми организациями или предприятиями, но не получена.

Литература: Дарбинян М.М. Товарные запасы в торговле и их оптимизация. М.:Экономика, С. 16.

 

Уважаемые студенты! Ответьте на вопросы:

1. Какие факторы влияют на величину товарных запасов?

2. Какие методы применяются для анализа и учета величины товарных запасов?

Задание необходимо выполнить в течение одного дня в рабочем конспекте по дисциплине (сфотографировать или в формате Word), отправлять для проверки на страницу в Контакте.

Задайте вопросы по телефону или в ЛС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: