Снежная дева
Она пришла из дикой дали –
Ночная дочь иных времен.
Ее родные не встречали,
Не просиял ей небосклон.
Но сфинкса с выщербленным ликом
Над исполинскою Невой
Она встречала легким вскриком
Под бурей ночи снеговой.
Бывало, вьюга ей осыпет
Звездами плечи, грудь и стан, –
Все снится ей родной Египет
Сквозь тусклый северный туман.
И город мой железно-серый,
Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла,
С какой-то непонятной верой
Она, как царство, приняла.
Ей стали нравиться громады,
Уснувшие в ночной глуши,
И в окнах тихие лампады
Слились с мечтой ее души.
Она узнала зыбь и дымы,
Огни, и мраки, и дома –
Весь город мой непостижимый –
Непостижимая сама.
Она дарит мне перстень вьюги
За то, что плащ мой полон звезд,
За то, что я в стальной кольчуге,
И на кольчуге – строгий крест.
Она глядит мне прямо в очи,
Хваля неробкого врага.
С полей ее холодной ночи
В мой дух врываются снега.
Но сердце Снежной Девы немо
И никогда не примет меч,
Чтобы ремень стального шлема
Рукою страстною рассечь.
И я, как вождь враждебной рати,
Всегда закованный в броню,
Мечту торжественных объятий
В священном трепете храню.
17 октября 1907
К какому циклу и тому стихов Блока относится?
Стихотворение из 2 тома, цикл «Фаина».
Почти всю свою лирику сам Блок разделил на 3 тома и назвал эту трёхтомную книгу лирики «трилогией вочеловечения».
Во 2 томе (1904 0 1908) – циклы «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли». В этом томе реальная жизни вступают в конфликт с идеальной Душой Мира, теперь главная героиня сошла с небес и спустилась в реальный мир, в кабак и город. Стихи начинают строиться на оксюморонах, контрастах, парадоксах, на противоречии прекрасного и отталкивающего. Прекрасная Дама жила в нереальном придуманном мире, а Незнакомка (героиня 2 тома) почти неосязаемо является в мир торжества пошлости. Позиция лирического героя 2 тома – попытка отстоять свою свободу, своё право на мечту и на поэзию в обывательском мире. Если герой ранних произведений целиком был сосредоточен на "небесном", то теперь он словно бросается в пучину "земного", подчас забывая о духовности. Лирический герой здесь - отверженный в мире лживых масок и снежных вихрей, обитатель чердаков и подвалов, трагический поэт. Меняется и женский образ лирики Блока. Она теперь - земная женщина демонической красоты, с трагичной и грешной судьбой, и лишь лирический герой порой прозревает в ней прежние небесные черты.
Основная поэтическая мысль, выраженная в стихотворении.
В 1906—1907 гг. Блок испытывает кратковременное, но сильное чувство к актрисе театра Комиссаржевской — H. Н. Волоховой. Это чувство он сам по-прежнему ощущает как стихию. Однако если в первом «волоховском» цикле — «Снежная маска» речь шла, как и в предшествующей лирике, о «стихиях души» лирического героя, о прекрасной, но губительной страсти, то в цикле «Фаина» стихия — это народная сущность героини, любовь к которой является одновременно приобщением лирического героя к национальной жизни.
Это лирическое повествование о появлении на берегах Невы Девы «иных времен», о завоевании ею величественного Города и обретении в этом чуждом мире преданного раба (или повелителя?). Текст демонстрирует изменение метода символизации: символы приобретают «динамизм», и метафорическая тема стихотворения представляет собой «сложное сплетение отдельных символических рядов» [Жирмунский 2001: 327].
Лирический герой данного стихотворения (цикла).
Образы героини и героя не замкнуты в стихотворении, они существуют в перспективе широкого блоковского контекста, в параллелях и антитезах всего цикла - и не только этого цикла. Герой представлен одновременно как рыцарь и завоеватель, как раб и повелитель, как звездный друг и смиренный инок, как возлюбленный и священнослужитель. Соответственно и образ главной героини тоже многолик. Для определения ее нездешней красоты, то холодной, то страстной, поэт находит достаточно емкое, высокое в своем символическом осмыслении слово - непостижимая, которое как бы вбирает в себя все предыдущие определения-характеристики Снежной Девы.
Мотивы и образы
Холодность Волоховой к Блоку в рассматриваемом стихотворении одевается в образ Снежной Девы. Петербург, достояние лирического героя, превращается в её царство. Не смотря на то, что Дева Снежная, у нее египетское происхождение. Я обратилась к работе Лады Геннадьевны Пановой «СОФИЙНЫЙ ДИСКУРС АЛЕКСАНДРА БЛОКА», она объясняет данное противоречие следующим образом: «Разгадка этого противоречия приводит нас к Соловьеву, законодателю софийной поэзии. На третье свидание с Софией он отправился в Египет, в пустыню под Каиром, о чем в юмористическом духе рассказывает его поэма «Три свидания». Посетив затем Египет вторично, в память о первом – судьбоносном – путешествии, Соловьев написал стихотворение «Нильская дельта» с такими финальными строками: Не Изида трехвенечная/ Ту весну им приведет,/ А нетронутая, вечная/ «Дева Радужных Ворот». В эту вторую поездку были и другие стихи, где мистически обесточенный юг (Египет) противопоставлялся мистически заряженному северу (Финляндии). Таким образом, египетская родословная Снежной Девы учитывает учение Соловьева на разных его этапах, условно говоря «южном» и «северном», причем Блок вводит ссылку на главный авторитет в русской поэтической софиологии путем отказа от натурализации.»
Образ Снежной Девы обожествляется, так как к её образу добавляются религиозные символы, например лампада.
Образ лирического героя напоминает рыцаря, на это указывают плащ, полный звезд, стальная кольчуга и стальной шлем.
Атрибуты» символизма: устойчивые словесные символы, «опорные слова-острия», рифма, ритмика, интонация.
Опорные слова-острия:
(поиск по циклу «Фаина»)
· Ночная-
«Ушла. Но гиацинты ждали»
«За холмом отзвенели упругие латы»
«Под ветром холодные плечи»
«В те ночи светлые, пустые»
«Перехожу от казни к казни»
· Лик-
«За холмом отзвенели упругие латы»
«Когда в листве сырой и ржавой»
«инок»
· Ночь (ночная)-
«Инок»
«Ушла. Но гиацинты ждали»
«За холмом отзвенели упругие латы»
«Под ветром холодные плечи»
«В те ночи светлые, пустые»
«Перехожу от казни к казни»
«Я помню длительные муки»
· Снеговой (снег)-
«Пойми же, я спутал, я спутал»
«По улицам метель метет»
«О, что мне закатный румянец»
«И я опять затих у ног давно и тайно милой»
· Звездами-
«Я был смущенный и веселый»
«Я в дольний мир вошла, как в ложу»
«В этот серый летний вечер»
«Под ветром холодные плечи»
«Своими горькими слезами»
· Плечи
«Своими горькими слезами»
«Ушла. Но гиацинты ждали»
«Под ветром холодные плечи»
«И я провел безумный год»
«О, весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта!»
«Пойми же, я спутал, я спутал»
«Ничего вы не скажете, люди»
«Всю жизнь ждала. Устала ждать»
«Своими горькими слезами»
· Грудь –
«За холмом отзвенели упругие латы»
«Пойми же, я спутал, я спутал»
· Стан –
«Я в дольний мир вошла, как в ложу»
«О, что мне закатный румянец»
«Работай, работай, работай»
· Город –
«И я провел безумный год»
«весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта!»
«Приявший мир, как звонкий дар»
· Серый –
«В этот серый летний вечер,»
«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»
«Я помню длительные муки»
· Ветер -
«Вот явилась. Заслонила»
«В этот серый летний вечер»
«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»
«В те ночи светлые, пустые»
· Мгла –
«За холмом отзвенели упругие латы»
«ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ»
«Всю жизнь ждала. Устала ждать»
· Вера –
«Ушла. Но гиацинты ждали»
«Всю жизнь ждала. Устала ждать»
· Мечта –
«Всю жизнь ждала. У стала ждать.»
"ЗА КЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ"
· Душа –
«Вот явилась. Заслонила»
«Я был смущенный и веселый.»
«Ушла. Но гиацинты ждали»
«В этот серый летний вечер»
«В те ночи светлые, пустые»
«ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ»
«Инок
· Мрак –
«Я в дольний мир вошла, как в ложу.»
«И я провел безумный год»
«ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ»
· Плащ –
«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»
"ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ"
· Звезд –
«Я был смущенный и веселый.»
«Я в дольний мир вошла, как в ложу.»
«В этот серый летний вечер»
«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»
«Своими горькими слезами»
· Крест –
«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»
"ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ"
· Очи –
«За холмом отзвенели упругие латы»
«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»
«И я провел безумный год»
· Холодной(холод)-
«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ» (встречается несколько раз)
· Сердце-
«Ушла. Но гиацинты ждали»
«Я насадил мой светлый рай»
«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»
«В те ночи светлые, пустые»
«И я провел безумный год»
"ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ"
Рифма:перекрестная, так как рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки; встречается как женская рифма, так и мужская; точная рифма
Ритмика:силлабо-тоническая
Источники:
Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974
Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. А. Блока, 1997