Атрибуты» символизма: устойчивые словесные символы, «опорные слова-острия», рифма, ритмика, интонация.




Снежная дева

Она пришла из дикой дали –

Ночная дочь иных времен.

Ее родные не встречали,

Не просиял ей небосклон.

 

Но сфинкса с выщербленным ликом

Над исполинскою Невой

Она встречала легким вскриком

Под бурей ночи снеговой.

 

Бывало, вьюга ей осыпет

Звездами плечи, грудь и стан, –

Все снится ей родной Египет

Сквозь тусклый северный туман.

 

И город мой железно-серый,

Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла,

С какой-то непонятной верой

Она, как царство, приняла.

 

Ей стали нравиться громады,

Уснувшие в ночной глуши,

И в окнах тихие лампады

Слились с мечтой ее души.

 

Она узнала зыбь и дымы,

Огни, и мраки, и дома –

Весь город мой непостижимый –

Непостижимая сама.

 

Она дарит мне перстень вьюги

За то, что плащ мой полон звезд,

За то, что я в стальной кольчуге,

И на кольчуге – строгий крест.

 

Она глядит мне прямо в очи,

Хваля неробкого врага.

С полей ее холодной ночи

В мой дух врываются снега.

 

Но сердце Снежной Девы немо

И никогда не примет меч,

Чтобы ремень стального шлема

Рукою страстною рассечь.

 

И я, как вождь враждебной рати,

Всегда закованный в броню,

Мечту торжественных объятий

В священном трепете храню.

 

17 октября 1907

 


К какому циклу и тому стихов Блока относится?

Стихотворение из 2 тома, цикл «Фаина».

Почти всю свою лирику сам Блок разделил на 3 тома и назвал эту трёхтомную книгу лирики «трилогией вочеловечения».

Во 2 томе (1904 0 1908) – циклы «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли». В этом томе реальная жизни вступают в конфликт с идеальной Душой Мира, теперь главная героиня сошла с небес и спустилась в реальный мир, в кабак и город. Стихи начинают строиться на оксюморонах, контрастах, парадоксах, на противоречии прекрасного и отталкивающего. Прекрасная Дама жила в нереальном придуманном мире, а Незнакомка (героиня 2 тома) почти неосязаемо является в мир торжества пошлости. Позиция лирического героя 2 тома – попытка отстоять свою свободу, своё право на мечту и на поэзию в обывательском мире. Если герой ранних произведений целиком был сосредоточен на "небесном", то теперь он словно бросается в пучину "земного", подчас забывая о духовности. Лирический герой здесь - отверженный в мире лживых масок и снежных вихрей, обитатель чердаков и подвалов, трагический поэт. Меняется и женский образ лирики Блока. Она теперь - земная женщина демонической красоты, с трагичной и грешной судьбой, и лишь лирический герой порой прозревает в ней прежние небесные черты.

Основная поэтическая мысль, выраженная в стихотворении.

В 1906—1907 гг. Блок испытывает кратковременное, но сильное чувство к актрисе театра Комиссаржевской — H. Н. Волоховой. Это чувство он сам по-прежнему ощущает как стихию. Однако если в первом «волоховском» цикле — «Снежная маска» речь шла, как и в предшествующей лирике, о «стихиях души» лирического героя, о прекрасной, но губительной страсти, то в цикле «Фаина» стихия — это народная сущность героини, любовь к которой является одновременно приобщением лирического героя к национальной жизни.

Это лирическое повествование о появлении на берегах Невы Девы «иных времен», о завоевании ею величественного Города и обретении в этом чуждом мире преданного раба (или повелителя?). Текст демонстрирует изменение метода символизации: символы приобретают «динамизм», и метафорическая тема стихотворения представляет собой «сложное сплетение отдельных символических рядов» [Жирмунский 2001: 327].

Лирический герой данного стихотворения (цикла).

Образы героини и героя не замкнуты в стихотворении, они существуют в перспективе широкого блоковского контекста, в параллелях и антитезах всего цикла - и не только этого цикла. Герой представлен одновременно как рыцарь и завоеватель, как раб и повелитель, как звездный друг и смиренный инок, как возлюбленный и священнослужитель. Соответственно и образ главной героини тоже многолик. Для определения ее нездешней красоты, то холодной, то страстной, поэт находит достаточно емкое, высокое в своем символическом осмыслении слово - непостижимая, которое как бы вбирает в себя все предыдущие определения-характеристики Снежной Девы.

Мотивы и образы

Холодность Волоховой к Блоку в рассматриваемом стихотворении одевается в образ Снежной Девы. Петербург, достояние лирического героя, превращается в её царство. Не смотря на то, что Дева Снежная, у нее египетское происхождение. Я обратилась к работе Лады Геннадьевны Пановой «СОФИЙНЫЙ ДИСКУРС АЛЕКСАНДРА БЛОКА», она объясняет данное противоречие следующим образом: «Разгадка этого противоречия приводит нас к Соловьеву, законодателю софийной поэзии. На третье свидание с Софией он отправился в Египет, в пустыню под Каиром, о чем в юмористическом духе рассказывает его поэма «Три свидания». Посетив затем Египет вторично, в память о первом – судьбоносном – путешествии, Соловьев написал стихотворение «Нильская дельта» с такими финальными строками: Не Изида трехвенечная/ Ту весну им приведет,/ А нетронутая, вечная/ «Дева Радужных Ворот». В эту вторую поездку были и другие стихи, где мистически обесточенный юг (Египет) противопоставлялся мистически заряженному северу (Финляндии). Таким образом, египетская родословная Снежной Девы учитывает учение Соловьева на разных его этапах, условно говоря «южном» и «северном», причем Блок вводит ссылку на главный авторитет в русской поэтической софиологии путем отказа от натурализации.»

Образ Снежной Девы обожествляется, так как к её образу добавляются религиозные символы, например лампада.

Образ лирического героя напоминает рыцаря, на это указывают плащ, полный звезд, стальная кольчуга и стальной шлем.

Атрибуты» символизма: устойчивые словесные символы, «опорные слова-острия», рифма, ритмика, интонация.

Опорные слова-острия:

(поиск по циклу «Фаина»)

· Ночная-

«Ушла. Но гиацинты ждали»

«За холмом отзвенели упругие латы»

«Под ветром холодные плечи»

«В те ночи светлые, пустые»

«Перехожу от казни к казни»

· Лик-

«За холмом отзвенели упругие латы»

«Когда в листве сырой и ржавой»

«инок»

· Ночь (ночная)-

«Инок»

«Ушла. Но гиацинты ждали»

«За холмом отзвенели упругие латы»

«Под ветром холодные плечи»

«В те ночи светлые, пустые»

«Перехожу от казни к казни»

«Я помню длительные муки»

· Снеговой (снег)-

«Пойми же, я спутал, я спутал»

«По улицам метель метет»

«О, что мне закатный румянец»

«И я опять затих у ног давно и тайно милой»

· Звездами-

«Я был смущенный и веселый»

«Я в дольний мир вошла, как в ложу»

«В этот серый летний вечер»

«Под ветром холодные плечи»

«Своими горькими слезами»

· Плечи

«Своими горькими слезами»

«Ушла. Но гиацинты ждали»

«Под ветром холодные плечи»

«И я провел безумный год»

«О, весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта!»

«Пойми же, я спутал, я спутал»

«Ничего вы не скажете, люди»

«Всю жизнь ждала. Устала ждать»

«Своими горькими слезами»

· Грудь –

«За холмом отзвенели упругие латы»

«Пойми же, я спутал, я спутал»

· Стан –

«Я в дольний мир вошла, как в ложу»

«О, что мне закатный румянец»

«Работай, работай, работай»

· Город –

«И я провел безумный год»

«весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта!»

«Приявший мир, как звонкий дар»

· Серый –

«В этот серый летний вечер,»

«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»

«Я помню длительные муки»

· Ветер -

«Вот явилась. Заслонила»

«В этот серый летний вечер»

«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»

«В те ночи светлые, пустые»

· Мгла –

«За холмом отзвенели упругие латы»

«ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ»

«Всю жизнь ждала. Устала ждать»

· Вера –

«Ушла. Но гиацинты ждали»

«Всю жизнь ждала. Устала ждать»

· Мечта –

«Всю жизнь ждала. У стала ждать.»

"ЗА КЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ"

· Душа –

«Вот явилась. Заслонила»

«Я был смущенный и веселый.»

«Ушла. Но гиацинты ждали»

«В этот серый летний вечер»

«В те ночи светлые, пустые»

«ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ»

«Инок

· Мрак –

«Я в дольний мир вошла, как в ложу.»

«И я провел безумный год»

«ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ»

· Плащ –

«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»

"ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ"

· Звезд –

«Я был смущенный и веселый.»

«Я в дольний мир вошла, как в ложу.»

«В этот серый летний вечер»

«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»

«Своими горькими слезами»

· Крест –

«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»

"ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ"

· Очи –

«За холмом отзвенели упругие латы»

«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»

«И я провел безумный год»

· Холодной(холод)-

«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ» (встречается несколько раз)

· Сердце-

«Ушла. Но гиацинты ждали»

«Я насадил мой светлый рай»

«ОСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ»

«В те ночи светлые, пустые»

«И я провел безумный год»

"ЗАКЛЯТИЕ ОГНЕМ И МРАКОМ"

 

Рифма:перекрестная, так как рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки; встречается как женская рифма, так и мужская; точная рифма

Ритмика:силлабо-тоническая

Источники:

 

Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974

Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. А. Блока, 1997



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: