Тема: «Поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский»
- Наш урок сегодня посвятим творчеству трех имен в поэзии второй половины ΧΧ: Евгению Евтушенко, Андрею Вознесенскому, Роберту Рождественскому.
2. Введение в тему, работа с понятием «поэты-шестидесятники».
Появление поэтов-шестидесятников в Советском тогда Союзе связано с периодом «оттепели»
- С какими общественно-политическими событиями в России связан период 2оттепели»? Каковы его предпосылки и значение в развитии русской поэзии второй половины ΧΧ?
- «Поэтический бум» 1960-х годов был обусловлен общественно-политической ситуацией в россии после смерти Сталина и ΧΧ съезда КПСС, на котором Н.С.Хрущев осудил культ личности «вождя народа». Период «оттепели», получивший свое название по одноименной повести И.Эренбурга, продолжался более 10 лет (1953-1964). Ощущение весны, освобождения, созвучное изменившимся общественным настроениям, Эренбург метафорически выразил в стихотворении «Да разве могут дети юга…», ставшем песней, исполняемой Т.и С.Никитиными.
3. Комментирование.
- Рассмотрите эмблему журнала «Юность», родившегося в эти же годы. Как в облике «девушки-весны» с линогравюры Стасиса Красаускаса (1961) символически отразилось ощущение времени?.
Ключевым моментом эпохи 2оттепели2 стало расширение российского культурного пространства, знакомство с современной европейской и американской литературой и кинематогрфом. Однако ощущение воздуха свободы не было безграничным, и поэты могли творить только в рамках дозволенного цензурой.
Хотя самые известные поэты-шестидесятники Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский близки друг к другу ораторским пафосом, публицистичностью тем и интонаций, следованиям традициям В Маяковского, все же каждому из них присуща своя стилистическая манера, своя поэтика.
|
Группа 1. Е.Евтушенко.
1.Биография.
Родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области.
Войну я встретил в Москве, и моя мама, певица театра Немировича-Данченко, часто выступавшая в те годы на фронте, отправила меня к бабушкам на станцию Зима. Там я начал писать и стихи и прозу. В 1948 году я с волчьим билетом был исключен из 607-й московской школы по ложному обвинению в поджоге всех классных журналов. Поехал в Казахстан экспедиционным рабочим к отцу-геологу, который еще до войны научил меня любить поэзию. В 1949-м напечатал первые стихи в газете "Советский спорт", в 1952 - первую книгу стихов, очень плохую, был принят в Союз писателей и без аттестата зрелости - в Литинститут. Из Литинститута меня, впрочем, на четвертый год исключили за защиту первого антибюрократического романа Дудинцева "Не хлебом единым", а заодно и из комсомола. Однако с тех пор я напечатал более пятидесяти книг стихов, два романа, несколько повестей и рассказов, две книги фотографий, три книги литературной эссеистики, поставил два фильма как режиссер. Побывал в 94 странах и во всех республиках бывшего СССР. Меня очень часто незаслуженно подозревали и оскорбляли, как когда-то в школе, но мне и доверяли и меня любили, и я тоже любил. Мне не на что жаловаться. Я был облагодетельствован расположением и надеждами и многих прекрасных читателей, и многих прекрасных поэтов, писавших гораздо лучше меня, которые живут внутри этой книги. Они тоже составляли эту антологию - тем, что ее написали. Я самым искренним образом написал и, к сожалению, напечатал очень много плохих стихов, и моя профессиональная жизнь не может быть примером сосредоточенности и разборчивости. Но, положа руку на сердце, как любил говорить Пастернак, кое-что я все-таки сделал. Я надеюсь, что хотя бы часть моих грехов мне простится за эту антологию, по которой во многом будут судить о прошедшем XX веке в наступающем XXI.»
|
Е.Евтушенко – автор 14 поэм: «Станция Зима» (1953—1956).
«Бабий яр» (1961).
«Пушкинский перевал» (1965).
«Казанский университет», (1970)
«Откуда Вы?», (1971)
«Снег в Токио», (1974).
«Ивановские ситцы», (1976).
«Непрядва», (1980)
«Дальняя родственница» (1984).
«Тринадцать» (1996).
«В полный рост» (1969—2000).
«Просека» (1975—2000).
«Дора Франко» (2011) и др.
Он много лет преподает в американских университетах русскую поэзию, поэтому живет и работает и в Москве, и в США.
2.Показ галереи портретов.
3.Концерт-миниатюра.:
Свадьбы
А.Межирову
О, свадьбы в дни военные!
Обманчивый уют,
слова неоткровенные
о том, что не убьют...
Дорогой зимней, снежною,
сквозь ветер, бьющий зло,
лечу на свадьбу спешную
в соседнее село.
Походочкой расслабленной,
с челочкой на лбу
вхожу,
плясун прославленный,
в гудящую избу.
Наряженный,
взволнованный,
среди друзей,
родных,
сидит мобилизованный
растерянный жених.
Сидит
с невестой - Верою.
А через пару дней
шинель наденет серую,
на фронт поедет в ней…(1955)
Стихотворение
|
Два города
Я, как поезд,
что мечется столько уж лет
между городом Да
и городом Нет.
Мои нервы натянуты,
как провода,
между городом Нет
и городом Да!...
4.Обобщающая беседа.
- Какие проблемы, волнующие автора, отразились в этих стихотворениях?
- Каковы его мысли о людях, «о времени и о себе»?
- Каким пафосом проникнуто его отношение к войне? В чем его новизна?
-Почему лирический герой предпочитает вечно метаться между городом Да и Нет?
- В чем символический смысл этого стихотворения?
- Расскажите о некрасовских традициях в стихотворениях Евтушенко?
5. Задание для исследовательской работы.
Молитва перед поэмой (Вступление к поэме «Братская ГЭС»)
Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет…(продолжение)
а) Какие мысли Евтушенко о поэте и поэзии вы считаете актуальными и сегодня?
б) Докажите, что в строфах о русских поэтах выдержаны особенности их стиля. На какие их стихи намекает Евтушенко? Приведите Примеры скрытых цитат, смысловых, лексических, синтаксических, интонационных параллелей.
в) Какие риторические и публицистические приемы использует поэт? С какой целью? Приведите примеры экспрессивной лексики и поэтических интонайий.
г) Найдите метафоры, сравнения, повторы. Прокомментируйте их роль в тексте. Какие рифмы и неологизмы кажутся вам неожиданными, новаторскими? Почему?
В 1996 году Е.Евтушенко опубликовал книгу-альбом «Дай Бог…2 со стихами последних лет, куда вошло и одноименное стихотворение.
Дай Бог
Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым…
- Какие новые темы, проблемы и поэтические интонации вы заметили в этом стихотворении?
- Какие вечные истины провозглашаются в нем?
- Что особенно волнует поэта?
- Изменилась ли его стилистическая манера?
7. Прослушивание песен.
(«Хотят ли русские войны?», «Сережка ольховая», «Со мною что-то происходит…»
- Что изменилось в стихах с музыкой?
Группа 2 - Андрей Вознесенский
1.Биография.
Андрей Андреевич Вознесенский (1933 – 2010) родился в Москве 12 мая 1933 года. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт, поняв к этому времени, что его призвание – поэзия.
Следуя традициям В.Маяковского, ранний А. Вознесенский не был чужд эпатажу, ошеломляя публику неожиданными, ранее запретными темами и новыми выразительными средствами стиха.
«Он не вошел в поэзию, - пишет Е.Евтушенко, - а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами. Если я начинал печататься с очень плохих стихов, лишь постепенно вырабатывая свою поэтику, то Вознесенский появился с поэтикой, уже сконструированной. Попав в море русской поэзии, он сразу поплыл баттерфляем, а его ученические барахтанья остались читателям неизвестны. В ранней юности он ходил на дачу к Пастернаку, показывал ему свои стихи. Но генезис его поэтики - это вовсе не божественный бормот Пастернака, а синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и кирсановские рифмы, логически-конструктивное мышление архитектора-профессионала: коктейль, казалось бы, несовместимый. Но все это вместе и стало уникальным поэтическим явлением, которое мы называем одним словом: "Вознесенский".
Поэт начал печататься с 1958 года, а в 1960 году были опубликованы его первые книги – «Мозаика» (во Владимире) и «Парабола» (в Москве). Читатели 1960-х годов оценили его творчество неоднозначно.
«В 1963 г. на встрече с интеллигенцией в Кремле Н.С.Хрущёв подверг Вознесенского всяческим оскорблениям, крича ему: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!»
Но, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи книг его доросли до 200 тысяч»
По его стихам были поставлены спектакли "Антимиры" в 1964-м Театром на Таганке и "Авось" в театре Ленинского комсомола. Вознесенский был первым писателем из нашего поколения, получившим Государственную премию (1978). Перу Вознесенского принадлежат многие эссе, где он рассказывает о своих встречах с Генри Муром, Пикассо, Сартром и другими крупными художниками XX века. Вознесенский - почетный член американской Академии искусств.
2.Галерея портретов.
3. Концерт- миниатюра.
Гойя
Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я — голод.
Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой…
Я — Гойя!
О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад —
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие
звезды —
Как гвозди.
Я — Гойя.
Рублёвское шоссе
Мимо санатория
реют мотороллеры.
За рулем влюбленные —
как ангелы рублевские.
Фреской Благовещенья,
резкой белизной
за ними блещут женщины,
как крылья за спиной!
Их одежда плещет,
рвется от руля,
вонзайтесь в мои плечи,
белые крыла.
Улечу ли?
Кану ль?
Соколом ли?
Камнем?
Осень. Небеса.
Красные леса.
4.Обобщающая беседа.
- Какова проблематика, образная система и особенности стиля стихотворения «Гойя»? Найдите основания для его сопоставления с ранней лирикой В.Маяковского («Мама и убитый немцами вечер», «Нате»). Каков пафос отношения поэта к войне?
- Какие звуковые, лексические, синтаксические средства создания образов наиболее выразительны?
- Расскажите о традициях Маяковского в лирике Вознесенского.
5.Исследовательская работа.
- Прочитайте стихотворение А.Вознесенского «Ностальгия по-настоящему»
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему…
- Найдите в словарях толкование слов «ностальгия» и «настоящее». В каком значении употребляет поэт их: в прямом или в субъективно-авторском? Обоснуйте свой ответ. Приведите цитатные примеры.
- В чем парадоксальность словосочетания «ностальгия по-настоящему»? О чем сожалеет лирический герой и на что надеется в будущем?
- Какие образы и картины являются символами настоящего? Символами будущего? Символами вечного? Как решается поэтом проблема смерти и бессмертия?
- Какие метафоры и сравнения стали внутренним стержнем текста? Найдите неожиданные рифмы и прокомментируйте смысловые связи рифмующихся слов. Укажите нарушения ритма, элементы дольника. Какова их роль?
6. Позднее творчество.
- Какие новые проблемы поднимает А.Вознесенский в поздней лирике? Почему ключевым словом в ней становится слово «стыд»? Что изменилось в поэтике автора?
Нам, как аппендицит,
поудаляли стыд.
Бесстыдство — наш удел.
Мы попираем смерть.
Ну, кто из нас краснел?
Забыли, как краснеть…
7. Прослушивание песен на стихи А.Вознесенского («Сага», «Ты меня на рассвете разбудишь», «Вальс при свечах»)
- Как музыка подчеркивает смысл этих стихотворений?