Практикум для самостоятельной работы студентов




М.И. Лесная

 

ЭКОНОМИКА

Практикум для самостоятельной работы студентов

Всех форм обучения

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург


УДК 330.01 (075.8)

 

Рецензенты:

Д-р экон. наук, профессор кафедры общей экономической теории Международного банковского института, Заслуженный деятель науки РФ И.П. Павлова.

Заведующий кафедрой философии, политологии и социологии д-р полит. наук, профессор Л.В. Балтовский (СПбГАСУ).

 

Лесная М.И.

Экономика. Учебное пособие. Практикум для самостоятельной работы студентов всех форм обучения / М.И. Лесная – СПбГАСУ, 2014. – с. 155.

 

 

Данное учебное пособие предназначено для оказания практической помощи студентам в их самостоятельной работе по изучению базовых понятий экономической науки. Оно может быть использовано студентами всех форм обучения и специальностей, изучающих дисциплины «Экономика» и «Экономическая теория». Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту

 

Библиогр.: 34 назв.

 

Рекомендовано Редакционно-издательским советом СПбГАСУ в качестве учебного пособия.

 

М.И. Лесная, 2014

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет, 2014

 


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………………..4

Раздел I. Введение в экономическую теорию…………………………………….6

Тема 1.1 Экономическая теория: предмет и методы науки……………………..6

Тема 1.2 Общественное производство как система…………………………….9

Тема 1.3 Основные черты и категории товарно-рыночного производства. Деньги и капитал……………………………………………………………………….15

Тема 1.4 Характерные черты рыночной экономики…………………………..22

Тема 1.5 Теория и практика переходной экономики…………………………26

Раздел II. Микроэкономика………………………………………………………37

Тема 2.1. Микроэкономика. Основы анализа спроса и предложения………..37

Тема 2.2. Эластичность спроса и предложения………………………………..41

Тема 2.3. Теория потребительского поведения…………………………………47

Тема 2.4. Предприятие и его организационно-экономические формы……….53

Тема 2.5. Предприятие в условиях совершенной конкуренции. Исходные позиции теории производства…………………………………………………………58

Тема 2.6. Принципы поведения предприятий в условиях несовершенной конкуренции………………………………………………………………………….65

Тема 2.7. Рынок факторов производства………………………………………..72

Раздел III. Макроэкономика………………………………………………………79

Тема 3.1. Макроэкономика. Общественное производство и система национальных счетов…………………………………………………………………………79

Тема 3.2. Совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD-AS)…85

Тема 3.3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия………….91

Тема 3.4. Экономический рост…………………………………………………..97

Тема 3.5. Макроэкономическая нестабильность………………………………103

Тема 3.6. Денежно-кредитная политика. Банковская система………………..113

Тема 3.7. Финансовая политика государства………………………………….123

Тема 3.8. Государственное регулирование экономикой и проблемы социального равенства…………………………………………………….………………134

Тема 3.9. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и валютный курс……………………………………………………………………142

Список литературы…………………………………………………………….153


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Данное учебное пособие предназначено для оказания помощи в практической работе студентов по овладению инструментарием, терминологией экономической науки, ее логикой. Предлагаемые задания выборочно сопровождаются разъяснениями и решением, что позволит студентам легче разобраться в сути заданий, проблем и самостоятельно проверить степень усвоения материала.

Изучение курса экономики включает следующие разделы:

1. Введение в экономическую теорию.

2. Микроэкономика.

3. Макроэкономика.

Введение в экономическую теорию – первый и весьма важный раздел курса дисциплины, в нем рассматриваются основные понятия, категории экономики, экономические законы. Практические задания позволят лучше понять методологию экономической науки и ее практическое значение.

Второй раздел – микроэкономика. В этом разделе предлагаемая система практических заданий направлена на оказание помощи в выяснении целевых функций, мотивации поведения различных экономических субъектов рыночной экономики, таких как домохозяйства и предприятия. Даны задания, решение которых позволит понять особенности поведения предприятий в различных рыночных структурах. Рассматривая рынки факторов производства, можно научиться пользоваться определенными методами экономического анализа.

В третьем разделе, макроэкономика, – предложны задания, позволяющие получить представление об экономике как целостной системе, о характере взаимодействия всех ее субъектов по обеспечению экономического роста, выяснить особенности государственной экономической политики по обеспечению равновесного, стабильного развития народного хозяйства, решению социально-экономических проблем.

Данное пособие с одной стороны направлено на то, чтобы оказать помощь в процессе самостоятельной работы студентов по изучению экономических проблем. С другой стороны оно дает возможность студентам приобрести навыки самостоятельного анализа экономической реальности. Кроме того оно дает возможность самостоятельно проверять степень усвоения изучаемого материала. Учебное пособие включает: основные вопросы темы с краткой аннотацией основных проблем, задачи и тесты для закрепления полученных знаний и самопроверки степени усвоения материала, список обязательной литературы, а также список дополнительной литературы.

Работа с данным пособием предполагает использование ряда обязательных правил:

1. Изучение материала следует начинать с усвоения содержания основных терминов, законов, принципов, рассмотрения формул, символов соответствующей темы курса.

2. Прежде чем приступить к выполнению практических заданий, надо разобраться с теоретическим их содержанием.

3. При выполнении конкретных заданий надо придерживаться принципов последовательности и постепенности, соблюдать внутреннюю экономическую логику с учетом постепенно нарастающей сложности, т.е. придерживаться принципа восхождения – от простого к сложному.

4. Отвечая на конкретные вопросы, решая задачи, не пытайтесь «подгонять» готовые ответы. Прежде постарайтесь представить систему доказательств, обоснований правильности выбранного вами ответа, или полученного результата решения задачи. По наиболее сложным задачам приводится решение.

Соблюдение этих правил позволит усвоить теоретические положения, приобрести определенные практические навыки экономического анализа и получить определенный опыт работы с учебной и научной литературой.


 

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

Тема 1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫНАУКИ

 

1. Возникновение и основные этапы развития экономической теории: экономия, политическая экономия, экономика.

2. Предмет экономики как науки. Микроэкономика и макроэкономика.

3. Методы экономической теории (метод материалистической диалектики, метод абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза и др.) Позитивный и нормативный подходы.

4. Экономические категории и законы (общее, особенное, единичное). Блага, потребности и ресурсы.

 

Экономика – это сложная многоуровневая система, все уровни которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Предметом экономики как науки является выяснение характера взаимосвязей, т.е. принципов, законов, на основе которых функционирует экономика как целостная система. Общество в каждый конкретно-исторический период времени располагает определенным количеством производственных ресурсов, запасы которых ограничены относительно потребностей данного общества. Поэтому важной задачей экономического анализа является поиск рациональных, оптимальных форм хозяйствования, направленных на более полное удовлетворение потребностей людей.

В процессе изучения реального состояния и возможностей развития экономики используются разные методы, обобщаются факты, выдвигаются гипотезы. С целью изучения имеющегося потенциала экономики используется позитивный подход. С целью поиска оптимального использования ограниченных ресурсов, определения «правил игры», выявления тенденций развития национальной экономики используется нормативный подход. Оба подхода между собой диалектически взаимосвязаны, применяются как на уровне микроэкономики, так и макроэкономики.

Усвоение материала этой темы поможет выработке экономического мировоззрения, формированию собственного понимания сложных экономических проблем и методов их изучения.

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

 

1. Понять, что является предметом изучения экономической теории.

2. Выяснить, в чем отличие микроэкономики от макроэкономики и в чем их единство.

3. Изучить методы экономического анализа.

4. Понять особенности и единство позитивного и нормативного подходов.

5. Уяснить содержание таких понятий как категории, законы, принципы, модели.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ

 

1. Предмет экономики как науки.

2. Экономия, политическая экономия, экономика.

3. Нормативная экономика.

4. Позитивная экономика.

5. Микроэкономика.

6. Макроэкономика.

7. Экономические законы.

8. Экономические категории.

9. Метод материалистической диалектики.

10. Метод абстракции.

11. Метод индукция.

12. Метод дедукция.

 

УПРАЖНЕНИЯ

 

К терминам или понятиям, обозначенным буквами, найдите правильный ответ, обозначенный цифрами:

а) микроэкономика;

б) макроэкономика;

в) предмет экономики;

г) нормативная экономика;

д) редкость.

1. Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, каковы должны быть цели экономического развития, экономической политики, какой должна быть экономика.

2. Ограниченность ресурсов, необходимых для удовлетворения безграничных материальных потребностей людей.

3. Раздел экономики, изучающий характер поведения обособленных экономических субъектов, отдельные рынки, цены, принципы эффективного поведения продавцов и покупателей.

4. Изучение эффективного использования ограниченных производственных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

5. Часть экономической теории, которая исследует экономику как целостную систему, определяет цели и инструменты экономической политики.

 

ТЕСТЫ

 

1 В «классическую школу» экономической теории не входят труды:

а) В. Петти;

б) К. Маркса;

в) д. Рикардо;

г) А. Маршалла.

2 Выберите наиболее полное определение предмета экономической теории:

а) экономика изучает производство и занятость;

б) экономика изучает цены, принципы ценообразования, рынок;

в) экономика изучает рациональное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей;

г) экономика изучает деньги, кредит, банковскую и финансовую деятельность.

3 Кто из ученых первым поставил вопрос об экономике как самостоятельной науке:

а) Аристотель;

б) А. Смит;

в) К. Маркс;

г) А. Монкретьен?

4 Какова экономическая цель, если общество стремится повысить эффективность функционирования народного хозяйства, располагающего ограниченными производственными ресурсами:

а) повышение уровня потребления;

б) достижение полной занятости;

в) ускорение экономического роста;

г) обеспечение экономической безопасности.

5 Нормативный подход используется для изучения:

а) реального положения в экономике;

б) прогрессивных тенденций;

в) негативных тенденций;

г) что должно быть;

д) верно а) и б).

6 Экономические законы:

а) по своей природе не зависят от воли и желаний людей;

б) люди могут их изменять;

в) вне деятельности людей они не действуют;

г) государственные деятели могут отменять одни и устанавливать другие экономические законы в зависимости от экономических условий и целей.

 

Тема 1.2 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК СИСТЕМА

 

1. Понятие общественного производства как системы. Производительные силы и производственные отношения. Способ производства.

2. Экономические системы.

3. Ограниченность ресурсов и проблемы экономического выбора. Экономическая эффективность. Кривая производственных возможностей.

4. Характеристика отношений присвоения. Собственность как экономическая категория. Типы и формы собственности. Теория «прав собственности»: особенности санкционирования и спецификации прав собственности (объекты, субъекты, эффекты).

4. Реформирование отношений собственности в переходной экономике.

5. Потребности и система экономических интересов. Противоречия интересов.

 

В наиболее общем плане производство – это процесс создания материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей людей. Именно удовлетворение потребностей людей является целью общественного производства. Общественное производство – это сложная система отношений людей к природе и друг к другу.

Система отношений людей к природе – это производительные силы общества, характеризующиеся уровнем технологии, состоянием разделения и кооперации труда, системой управления производством. Этот уровень отношений связан с поиском оптимальных форм хозяйствования, рациональным использованием ограниченных ресурсов, здесь решаются, в конечном счете, проблемы эффективности, всей системы хозяйствования.

Система отношений людей друг к другу в рамках общественного производства – производственные отношения, формирующиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления созданного общественного продукта. Основу этих отношений, их сущностную характеристику составляет собственность на средства производства и результат производства. Производительные силы общества и производственные отношения диалектически взаимосвязаны и составляют способ производства.

Эффективность производства может быть представлена кривой производственных возможностей. Именно она представляет оптимальность сложившейся структуры производства и величину и динамику альтернативных издержек производства в условиях изменения структуры производства или перехода производства на новую технологическую базу.

Экономическая система имеет определенную структуру и включает ряд элементов, взаимосвязанных в пределах заданной структуры общественного производства. Выбор эффективных форм хозяйствования определяется с учетом сущностных характеристик экономических систем. Исторически имели место три типа экономических систем: традиционная, командная и рыночная, на современном этапе сформировалась смешанная система. В рамках каждой из систем основные параметры и цели определяются исходя из традиций, централизованного планирования, рыночных механизмов и сочетания в смешанной экономической системе рыночных и централизованных механизмов.

Особое место в характеристике общественного производства как системы занимает собственность. Собственность – это социально-экономическая, конкретно-историческая форма присвоения условий и результатов производства. Она имеет материальное содержание и социальную форму. Собственность как форма присвоения определяет характер производства, распределения, обмена и потребления средств производства и общественного продукта. Собственность в то же время является и формой производства, в этом качестве она определяет социально-экономическую форму рабочей силы и способ и характер привлечения, включения рабочей силы в процесс производства. Оба эти аспекта, характеризующие сущность отношений собственности диалектически взаимосвязаны.

В современной западной экономической теории отношения собственности представлены теорией «права собственности», на ее основе определяются особенности санкционирования и спецификации прав собственности. Практически данная теория используется для характеристики отношений производства, распределения, обмена и потребления ограниченных ресурсов, поиска оптимальных форм организации производства, характеристики форм собственности, ее субъектов и объектов.

В переходный период трансформации социалистической системы хозяйствования существенной реформации подверглись отношения собственности. Основными методами реформирования отношений собственности являются национализация и приватизация. Могут использоваться разные методы уменьшения роли и доли государственного участия в общественном производстве, это так называемые методы разгосударствления.

Конечной целью развития общественного производства является потребление, именно обеспечение людей необходимыми средствами существования. В процессе общественного производства и потребления формируется система экономических интересов. Система экономических интересов представляет собой побудительные мотивы в деятельности людей, определяемые их потребностями и отношениями собственности. Система интересов как диалектическое единство формируется через разрешение системы экономических противоречий.

Материал этой темы поможет сформировать общее представление об общественном производстве как системе.

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

 

1. Выяснить сущность понятия общественное производство.

2 Разобраться в сущности понятий производительные силы и производственные отношения.

3 Понять сущностные характеристики разных экономических систем.

4 Выяснить содержание категории собственность, а также общее и особенное в характеристике собственности как формы присвоения и как формы производства.

5 Разобраться в особенностях реформирования отношений собственности.

6 Выяснить сущность таких понятий как потребности, экономические интересы и экономические противоречия, общее и особенное этих понятий.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ

 

1. Производство.

2. Производительные силы.

3. Производственные отношения.

4. Труд.

5. Средства труда.

6. Предметы труда.

7. Средства производства.

8. Способ производства.

9. Экономические блага

10. Редкость, ограниченность ресурсов.

11. Альтернативные издержки производства.

12. Экономическая эффективность.

13. Кривая производственных возможностей.

14. Воспроизводство.

15. Экономические системы.

16. Рыночная экономика.

17. Смешанная экономика.

18. Собственность как экономическая категория.

19. «Права собственности».

20. Санкционирование и спецификация.

21. Национализация.

22. Приватизация.

23. Разгосударствление.

24. Денационализация.

25. Реприватизация.

26. Потребность.

27. Интересы.

28. Противоречия.

УПРАЖНЕНИЯ

 

К терминам или понятиям, обозначенным буквами, найдите правильный ответ, обозначенный цифрами:

а) экономическая эффективность;

б) альтернативные издержки;

в) смешанная экономика;

г) кривая производственных возможностей.

1. Экономическая система, в которой сочетаются разные формы собственности и развитие регулируется рынком, традициями, централизованными решениями.

2. Выбор варианта использования производственных ресурсов, связанный с потерями вследствие отказа от других вариантов применения данных ресурсов.

3. Модель, показывающая комбинации двух групп продуктов в условиях полного использования факторов производства при постоянных запасах ресурсов и технологической основы.

4. Отношение между затратами редких ресурсов и объемом товаров и услуг, которые были созданы в результате использования этих ресурсов.

ТЕСТЫ

 

1 Собственность – это:

а) совокупность материальных благ;

б) процесс распоряжения принадлежащими кому-либо материальными благами;

в) экономическая основа присвоения продукта производства.

2 Производительные силы общества – это:

а) комплекс вещей, которые подвергаются воздействию в процессе производства;

б) взаимодействие средств производства и работника в процессе создания продукта;

в) то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью получения продукта производства.

2 Альтернативные издержки нового стадиона – это:

а) цена строительства стадиона в будущем году;

б) оплата его охраны и другого персонала;

в) цена других товаров, производство которых отложено ради строительства этого стадиона;

г) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона.

3 В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой вопрос решается на микроуровне:

а) как стимулировать экономический рост;

б) что и сколько производить;

в) как решить проблемы полной занятости;

г) как обеспечить стабильное развитие.

4 Приватизация – это:

а) разгосударствление;

б) коммерциализация;

в) денационализация

г) либерализация.

4. «Способ производства» – это:

а) движущие силы развития производства;

б) социально-экономическая форма общества;

в) форма связи производительных сил и производственных отношений;

г) верно а) и б);

д) верно б) и в).

5. В экономике, если она движется вдоль границы производственных возможностей, альтернативные издержки постоянны:

а) верно;

б) неверно

в) информации недостаточно.

6. Проблемы «что, как и для кого производить» в рыночной экономике полностью зависят от решений собственника производства:

а) верно;

б) неверно;

в) информации недостаточно.

 

Тема 1.3 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫИ КАТЕГОРИИ ТОВАРНО-РЫНОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ДЕНЬГИ И КАПИТАЛ

 

1. Основные формы производства: натуральная и товарная.

2. Товар и его свойства. Общественная полезность. Основное противоречие товара. Двойственный характер труда, создающего товар. Основное противоречие товарного производства.

3. Величина стоимости товара. Производительность и интенсивность труда, их влияние на величину стоимости товара. Закон стоимости, его функции.

4. Деньги: происхождение, сущность, функции (полноценные, неполноценные деньги; реальные и идеальные). Типы денег. Законы денежного обращения (MV = PQ) Эволюция систем денежного обращения. Кредитные и бумажные деньги.

5 Теории капитала. Структура и формы капитала (промышленный, торговый, ссудный). Кругооборот и оборот капитала. Амортизация. Износ капитала.

 

Товарное производство, как и производство, вообще ориентировано на удовлетворение потребностей людей, но продукты труда в потребление поступают только на основе купли-продажи. Причинами становления такой формы связи между производством и потреблением явились общественное разделение труда, доходящее до специализации и экономическое обособление производителей продуктов, доходящее до формирования частной собственности. Основным критерием, определяющим различия между натуральной и товарной формами хозяйства, является характер связи между производством и потреблением продукта, именно «как» поступает в потребление продукт – прямо или опосредованно процессом купли-продажи.

Товар, как продукт труда, поступающий в потребление посредством купли-продажи, должен обладать не просто потребительной стоимостью, он должен быть общественной потребительной стоимостью, полезностью. Кроме того товар должен обладать способностью к обмену, это свойство товара – стоимость. Потребительная стоимость и стоимость два взаимоисключающих свойства товара, поскольку представляют интересы двух лиц: продавца и покупателя, в этом суть основного противоречия товара.

Два свойства товара являются результатом двойственного характера труда товаропроизводителя – конкретного, создающего полезность продукта и сохраняющего стоимость используемых средств производства, и абстрактного, создающего новую стоимость товара. Конкретный труд товаропроизводителя носит частный, обособленный характер, который в процессе купли-продажи проявляется как общественный труд, т.е. признанный обществом, только в этом случае продукт труда становится товаром. Поэтому противоречие между обособленным, частным и общественным характером труда является основным противоречием товарного производства, от его разрешения зависит судьба товаропроизводителя.

Товар имеет стоимость, в общем виде – это затраты труда на производство товара. Сама же величина стоимости более сложное понятие. Величина стоимости – это затраты абстрактного, общественно-необходимого труда при средней производительности и интенсивности труда при средней умелости работника. Все составные части этого определения оказывают свое специфическое влияние на величину стоимости товара.

Основным экономическим законом развития товарной формы производства является закон стоимости, который выражает причинно-следственные связи между трудом, стоимостью и ценой. На основе механизма реализации закона стоимости регулируется развитие производительных сил общества, формируются пропорции общественного производства, обеспечивается в целом развитие рыночной экономики. А. Смит назвал такие регулирующие функции «невидимой рукой рынка».

Деньги – продукт более зрелой стадии развития товарного производства и обмена, они выполняют важную функцию всеобщего эквивалента. В деньгах выражается стоимость товара: денежная форма стоимости товара это его цена. Благодаря деньгам разрешается основное противоречие товарного производства. Они выполняют ряд функций. В процессе обмена сменяли друг друга типы денег, изменялись системы денежного обращения. Основные типы денег: товарно-счетный; товарно-весовой, металло-чеканный, эмиссионный, депозитно-электронный. Системы денежного обращения изменялись с учетом потребностей развития форм обмена. Система биметаллизма, когда функцию денег выполняли два металла: золото и серебро, была заменена на систему монометаллизма. Роль всеобщего эквивалента стало выполнять золото. Исторически сменяли друг друга следующие системы денежного обращения: система золотого стандарта, система золото-девизного стандарта, золото-долларового стандарта, система «плавающих курсов валют». В рамках последней системы золото было демонетизировано.

Капитал сложное экономическое явление, понятие. В экономической литературе приводится несколько определений этой категории, все они отражают определенные сущностные характеристики. Капитал в процессе своего движения проходит несколько стадий и форм. Обобщенно движение капитала можно представить в виде формулы кругооборота:

Д – Т…П…Т' – Д', где Д' = Д + ∆Д

Именно ∆Д, т.е. получение суммы, превышающей первоначальные вложения, представляет цель и экономический смысл движения денег как капитала.

В зависимости от функциональной роли в общественном производстве различают формы капитала: промышленный, торговый и ссудный. Промышленный капитал проходит стадию производства, тем самым способствует увеличению богатства общества. Торговый капитал обеспечивает ускорение кругооборота промышленного капитала, ссудный капитал, как и торговый, в своей сфере призван обеспечивать ускорение кругооборота промышленного капитала. Таким образом, все формы капитала диалектически взаимосвязаны и взаимозависимы, благодаря такому единству обеспечивается прогресс национальной экономики.

Капитал своей материальной формой участвует в процессе производства, а стоимость материальных ресурсов переносит на готовый продукт, в процессе производства которого они используются. Стоимость капитала совершает оборот, под которым понимается период времени, в течение которого возмещается стоимость вложенного в дело капитала. В зависимости от скорости перенесения стоимости капитала на готовый продукт различают основной и оборотный капитал. Основной капитал в процессе производства участвует всей своей материальной формой (станок, здание) а свою стоимость переносит частями по мере износа в виде амортизации. Оборотный капитал переносит свою стоимость в процессе одного кругооборота. Основной капитал подвергается износу. Износ различают трех видов: физический, моральный и экономический. На основе физического износа определяется величина амортизации, в результате морального износа предприятие может потерять часть стоимости основного капитала или всю его стоимость. Своевременное обновление основного капитала, технологии производства является важным фактором развития национальной экономики.

Материал этой темы не только дает возможность познакомиться с категориями реального производства, но и способствует формированию правильного представления о месте и роли в экономике каждого из таких понятий как товар, деньги, капитал.

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

 

1. Понять различия между натуральной и товарной формами производства.

2. Уяснить характерные черты понятия «товар» и его свойств, сущность основного противоречия товара.

3. Дать анализ двойственному характеру труда, воплощенного в товаре, и раскрыть сущность основного противоречия товарного производства.

4. Выяснить содержание понятия «величина стоимости товара» и факторов, определяющих величину стоимости товара: производительности труда, интенсивности труда.

5. Понять сущность, роль и функции денег. Что понимается под «масштабом цен»?

6. Раскрыть содержание эволюции систем денежного обращения.

7. Выяснить содержание, формы и роль капитала в экономике.

8. Уяснить смысл таких понятий как кругооборот и оборот капитала, основной и оборотный капитал, амортизация, износ основного капитала.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ

 

1. Натуральная и товарная формы производства.

2. Причины возникновения товарной формы производства.

3. Товар и его свойства.

4. Деньги, их сущность.

5. Функции денег. Масштаб цен.

6. Типы денег.

7. Системы денежного обращения.

8. Кредитные и бумажные деньги

9. Капитал, его сущность.

10. Формы капитала.

11. Кругооборот и оборот капитала.

12. Основной и оборотный капитал.

13. Амортизация.

14. Износ основного капитала.

УПРАЖНЕНИЯ

 

К терминам или понятиям, обозначенным буквами, найдите правильный ответ, обозначенный цифрами:

а) физический износ;

б) производительность труда;

в) капитал;

г) интенсивность труда.

1. Затраты труда в единицу времени, не изменяют величину стоимости единицы продукции, но изменяют общую стоимость, созданную за единицу времени.

2. Имущество, являющееся источником увеличения богатства, или имущество, приносящее доход.

3. Выпуск продукции в единицу времени, обратно пропорционально влияет на величину стоимости единицы продукции, не изменяет общую стоимость, созданную за единицу времени.

4. Под влиянием производственных и природных факторов происходит потеря потребительских характеристик объекта, а его стоимость переносится на готовый продукт.

 

ТЕСТЫ

 

1. Капиталистическое товарное производство предполагает:

а) соединение собственности и труда;

б) разъединение собственности и труда;

в) личный труд товаропроизводителя;

г) использование наемного труда.

2. Отметьте характерные черты товарного производства:

а) общественное разделение труда;

б) экономическая обособленность производителей;

в) наличие частной собственности;

г) отсутствие опосредующих звеньев между производством и потреблением;

д) верно а), б), в);

е) верно а) в) г).

3 Назовите функции, которые выполняют деньги в следующих случаях:

а) установление цены товара;

б) выплата стипендии;

в) оплата коммунальных платежей;

г) оплата транспортных услуг

д) купля-продажа по кредитной карточке.

4 Оборотный капитал включает в себя:

а) информацию;

б) предметы труда;

в) средства производства;

г) заработную плату.

5. Укажите, при выполнении, каких функций деньги должны быть:

а) реальными и полноценными;

б) реальными, но не обязательно полноценными;

в) полноценными, но идеально представляемыми?

 

ЗАДАЧИ

 

1. Товаропроизводитель производит 40 единиц товара Х в месяц, при этом на производство единицы продукции затрачивает 10 часов. В результате совершенствования оборудования затраты на единицу товара сократились и составили 5 часов, общественно-необходимое время осталось 10 часов. Определите, как изменится выручка товаропроизводителя.

2. Три товаропроизводителя производят товар Х. Первый из них затрачивает на единицу товара 6 часов, второй – 8 часов, а третий – 10 часов. За год первый производит 1500 изделий, второй – 1200, а третий – 800 штук. Определите величину стоимости товара Х.

3. Основной капитал – 2500 млн. руб., годовая норма амортизации составляет 10% в год. Сырье, материалы составили 800 млн. руб. Заработная плата 600 млн. руб., норма прибавочного продукта – 100%. Определить сумму вложенного в дело капитала и стоимость продукции, созданной предприятием, при условии, что оборотный капитал совершает два оборота в год. Определить время оборота вложенного в дело капитала.

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

 

2. Определение величины стоимости товара осуществляется на основе сопоставления суммарных затрат трех производителей продукции к общему объему производства:

(6 × 1500 + 8 ∙ 1200 + 10 ∙ 800) / (1500 + 1200 +800) = 7,6 (час).

3. Сумма, вложенного в дело капитала, определяется суммированием затрат на основной и оборотный капитал:

2500 + 800 + 600 = 3900 млн. руб.

Стоимость продукции, созданной предприятием, определяется по формуле:

ФВ + НП + ПП,

где ФВ – фонд возмещения, включающий сумму амортизации и часть стоимости оборотного капитала (сырье, материалы); НП – необходимый продукт – это часть оборотного капитала, включающего величину заработной платы; ПП – прибавочный продукт, рассчитываемый как произведение нормы прибавочного продукта на заработную плату.

При расчете стоимости продукции следует учесть скорость оборота оборотного капитала.

Сумма амортизации составит: 2500 ∙ 10% / 100% = 250 млн. руб.

С учетом скорости оборота оборотного капитала, его величина составит: 800 ∙2 + 600 ∙ 2 = 1600 + 1200 = 2800 млн. руб.

Прибавочный продукт составит: 100% ∙ 1200/100% = 1200 млн. руб.

Стоимость продукции, созданной предприятием составит:

250 + 1600 + 1200 + 1200 = 4250 млн. руб.

Время оборота вложенного в дело капитала составит:

3900 / 4250 = 0,9,

т.е. время оборота вложенного в дело составит меньше года.

 

Тема 1.4. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1. Понятие рыночной экономики. Рынок, его функции, структура, субъекты.

2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики. Регулируемая рыночная экономика (американо-европейская и японская модель).

3. Конкуренция, ее виды. Типы конкурентного поведения. Методы конкуренции.

4. Основные черты рыночной экономики развитых стран в современных условиях и стран с переходной экономикой.

 

Рыночная экономика – это устойчивая система связей, экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта. Основы рыночной экономики формиру



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: