Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
Методика проведения исследования
ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов (см. далее раздел «Текст ПДО...»).
С испытуемым проводится два исследования.
В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.
Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2.
В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.
Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.
|
При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить. Образцы регистрационных листов приводятся далее. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.
Регистрационный лист № 1
(1-е исследование)
Фамилия, имя, отчество...............................
Поставьте в графе "Номера выбранных ответов" номера тех ответов, которые наиболее для Вас подходят. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается.
Названия таблиц | Номера выбранных ответов | Раскодирование |
Самочувствие | ||
Настроение | ||
Сон и сновидения | ||
Пробуждение ото сна | ||
Аппетит и отношение к еде | ||
Отношение к спиртным напиткам | ||
Сексуальные проблемы | ||
Отношение к одежде | ||
Отношение к деньгам | ||
Отношение к родителям | ||
Отношение к друзьям | ||
Отношение к окружающим | ||
Отношение к незнакомым | ||
Отношение к одиночеству | ||
Отношение к будущему | ||
Отношение к новому | ||
Отношение к неудачам | ||
Отношение к приключению и риску | ||
Отношение к лидерству | ||
Отношение к критике и возражениям | ||
Отношение к опеке и наставлениям | ||
Отношение к правилам и законам | ||
Оценка себя в детстве | ||
Отношение к школе | ||
Оценка себя в данный момент |
Регистрационный лист № 2
(2-е исследование)
|
Фамилия, имя, отчество...............................
Поставьте в графе "Номера наиболее неподходящих ответов" номера тех ответов, которые наиболее для Вас не подходят. В каждой таблице разрешается отмечать не более трех номеров.
Названия таблиц | Номера наиболее неподходящих ответов | Раскодирование |
Самочувствие | ||
Настроение | ||
Сон и сновидения | ||
Пробуждение ото сна | ||
Аппетит и отношение к еде | ||
Отношение к спиртным напиткам | ||
Сексуальные проблемы | ||
Отношение к одежде | ||
Отношение к деньгам | ||
Отношение к родителям | ||
Отношение к друзьям | ||
Отношение к окружающим | ||
Отношение к незнакомым | ||
Отношение к одиночеству | ||
Отношение к будущему | ||
Отношение к новому | ||
Отношение к неудачам | ||
Отношение к приключению и риску | ||
Отношение к лидерству | ||
Отношение к критике и возражениям | ||
Отношение к опеке и наставлениям | ||
Отношение к правилам и законам | ||
Оценка себя в детстве | ||
Отношение к школе | ||
Оценка себя в данный момент |
2.
|
I. САМОЧУВСТВИЕ
1. У меня почти всегда плохое самочувствие
2. Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил
3. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо
4. Мое самочувствие часто меняется иногда по несколько раз в день
5. У меня почти всегда что-нибудь болит
6. Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств
7. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей
8. Я легко переношу боль и физические страдания
9. Мое самочувствие вполне удовлетворительное
10. У меня встречаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски
11. Самочувствие мое очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие
12. Я очень плохо переношу боль и физические страдания
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
II. НАСТРОЕНИЕ
1. Как правило, настроение у меня очень хорошее
2. Мое настроение легко меняется от незначительных причин
3. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе
4. Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь
5. У меня почти всегда плохое настроение
6. Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия
7. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного
8. У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим
9. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев
10. Малейшие неприятности сильно огорчают меня
11. Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения
12. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
III. СОН И СНОВИДЕНИЯ
1. Я хорошо сплю, а сновидениям значения не придаю
2. Сон у меня богат яркими сновидениями
3. Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать
4. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем
5. Я сплю мало, но встаю бодрым; сны вижу редко
6. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения
7. У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно тоскливые сновидение
8. Бессонница у меня наступает периодически без видимых причин
9. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час
10. Если меня что то расстроит, я долго не могу уснуть
11. Я часто вяжу разные сны то радостные, то неприятные
12. По ночам у меня бывают приступы страха
13. Мне часто снится, что меня обижают
14. Я могу свободно регулировать свой сон
0. Ни одно из определений ко мне не подходит
IV. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ СНА
1. Мне трудно проснуться в назначенный час
2. Просыпаюсь я с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу
3. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие безо всякой причины с утра угнетен и уныл
4. Я легко просыпаюсь, когда мне нужно
5. Утро для меня самое тяжелое время суток
6. Часто мне не хочется просыпаться
7. Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне
8. Периодами я утром чувствую себя бодрым, периодами разбитым
9. Утром я встаю бодрым и энергичным
10. С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером
11. Нередко бывало, что проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной
12. Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать
13. Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать
0. Ни одно из определений ко мне не подходит