Основными задачами эксплуатации труб являются следующие: поддержание нормального водотока через трубу, проверка состояния русла на выходе и входе трубы, оголовков и звеньев труб, стыков гидроизоляции, укрепление насыпи, а также своевременное устранение появившихся дефектов.
Осмотр труб с целью выявления дефектов производится, как правило, после прохождения паводковых вод, а также после сильных ливневых дождей. При этом отмечают наивысший уровень воды в трубе и величину подпора перед трубой, проверяют положение звеньев и оголовков труб, определяют наличие и величины просадок насыпи, оценивают надежность укрепления русла и откосов насыпи, проверяют состояние русла на участках, расположенных на 100 м выше и 50 м ниже трубы, а также определяют заиленность отверстия.
Размер отверстия и конструкция трубы, струенаправляющие оголовки и укрепления насыпи, а также русло должны быть такими, чтобы в период паводковых и ливневых вод обеспечивался расчетный уровень воды и пропускная способность, а также не происходила фильтрация воды через насыпь.
В процессе осмотра водопропускных труб под насыпями автомобильных дорог следует проверять:
проезжую часть над трубой, укрепления откосов насыпи, оголовков и открылков, лотки и русло с верховой и низовой стороны трубы, видимую часть трубы, а также положение трубы в горизонтальной и вертикальной плоскостях, состояние кюветов, примыкающих к трубе.
Необходимо обращать особое внимание на режим работы трубы и толщину наносов в лотках, проверять правильность отметок лотка на входе и выходе трубы и по ее длине.
При обследовании труб определяют состояние оголовков, звеньев, швов между звеньями, измеряют вертикальный и горизонтальный диаметры круглых труб, высоту и ширину отверстия прямоугольных труб,
|
115
размеры конструктивных швов между звеньями и деформационных швов между секциями.
В конструкциях оголовков и звеньев труб необходимо выявлять:
трещины и сколы в бетоне, мокрые пятна на бетонных поверхностях, следы коррозии арматуры, а также общие деформации элементов конструкции в виде просадок, смещений, растяжки труб, «сплющивание» элементов в вертикальной или горизонтальной плоскостях.
В швах между звеньями следует выявлять разрушение чеканочного раствора, отсутствие конопатки, разрывы гидроизоляции, признаки растяжки трубы, разрушение швов, увеличение их ширины со временем, а также просадки лотка.
Для определения положения трубы в вертикальной плоскости необходимо произвести нивелирование трубы по лотку, позволяющее получить характерные изменения профиля лотка.
Положение трубы в горизонтальной плоскости (в плане) определяют по точкам конструкции, соответствующим середине высоты звеньев. Чтобы снять план трубы, можно использовать горизонтальное нивелирование с помощью теодолита.
В практике обследования труб автор наблюдал уникальный случай разрушения прямоугольной трубы с отверстием 1,5×1,5 м при высоте насыпи 12 м. При обследовании трубы было установлено, что звенья получили угрожающие деформации в верхних узлах сопряжения ригеля и стенок. Это сопровождалось существенным разрушением бетона и обнажением рабочей арматуры: оказалось, что она не заведена в узлы, как предусмотрено типовым проектом. Брак был допущен заводом-изготовителем. Выполнение ремонтно-восстановительных работ оказалось нецелесообразным и была построена новая водопропускная труба на искусственном подводящем русле.
|
Этот случай может служить примером необходимости строгого технического контроля при изготовлении звеньев дорожных труб.
Содержание и ремонт труб
В летний период необходимо вовремя очищать трубу от мусора и ила, а зимой — от снега и льда. Очистку производят либо вручную скребками, либо механизированным способом. Эффективна очистка труб с помощью гидромонитора. Таким способом очищают трубу с низовой стороны, освобождают русло от мусора и ила, а затем производят окончательную промывку трубы с верховой стороны.
Для предотвращения засорения труб плывущими предметами перед ними устанавливают ограждения в виде гребенки или сетки.
116
Зимой рекомендуется отверстия труб закрывать хворостяными, соломенными и другими щитами, чтобы предотвратить их занос снегом. При частых оттепелях трубы не закрывают, а регулярно очищают от снега и наледей. Для уменьшения образования наледей трубы утепляют. Оставляемое отверстие должно быть достаточным для пропуска водотока.
Обнаруженные повреждения труб необходимо своевременно устранять. Ремонтные работы целесообразно выполнять в летний период времени.
При появлении небольших затухающих деформаций (осадки или смещения звеньев труб) дефектные швы заделывают просмоленной паклей и затем цементным раствором, лоток трубы выравнивают бетоном.
В случае просачивания воды через швы между звеньями железобетонных труб, а также через своды и стены бетонных и каменных труб необходим ремонт гидроизоляции. Для этого вскрывают насыпь над дефектным участком, заполняют швы паклей, пропитанной битумной мастикой, и затем перекрывают швы несколькими слоями рулонного материала (рубероида, гидроизола) по битумной мастике. На остальную часть поверхности трубы наносят слои битумной мастики.
|
При ремонте труб без вскрытия насыпи пустоты, образовавшиеся (вследствие выноса грунта) за трубой, следует заполнить песком или цементно-песчаной смесью под давлением. Для этого инъекторы устанавливают в швы между звеньями и нагнетают материалы с помощью цементопушки или растворонасоса, после чего швы тщательно заделывают обычным способом.
Дефектные трубы, получившие значительные деформации в результате образования пластических шарниров, допускается усиливать путем установки новых железобетонных звеньев внутри старых, если уменьшение отверстия существенно не влияет на пропуск водного потока.
Трубы с большими деформациями элементов при невозможности их усиления подлежат перестройке. До выполнения ремонтных работ такие трубы следует временно укрепить, установив рамы, подпорки и т.п. Переустройство труб осуществляется по специальному проекту.
Реконструкция труб
К реконструкции труб чаще всего прибегают при изменении габаритов проезжей части в связи с повышением категории автомобильной дороги. При этом предварительно должно быть
117
Рис. 63. Схема реконструированной трубы:
1 — входной оголовок; 2 — насыпь; 3 — выходной оголовок; 4 —длинномерное звено;
5 — короткое звено
проведено обследование старой трубы с целью оценки ее состояния.
Трубы, имеющие значительные дефекты, подлежат перестройке с полной заменой их элементов.
Пример реконструкции круглой водопропускной трубы приведен на рис. 63. Здесь на удлиняемой части трубы применены длинномерные центрифугированные звенья. Такое решение вызвано необходимостью изменения отметок проезда в связи с уширением дороги.
Старую и новую части трубы разделяют сквозными деформационными швами, обеспечивающими свободу деформаций пристраиваемой части. При небольшом увеличении ширины насыпи можно обойтись только перестройкой оголовков путем наращивания и удлинения откосных крыльев трубы.
118
Раздел 2
Трубы в сложных условиях
Трубы на косогорах