Детство и юность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.




Урок №194 Духовно нравственное воспитание. (Желательный к изучению урок).

Нравы пророка, салля Ллаху алейхи уа саллам.

Детство и юность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, рос сиротой. Его отец — Абдуллах — умер, когда он был еще в чреве своей матери. Несколько дней его кормила сво­им молоком невольница Абу Лахаба по имени Сувайба. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/142). Затем его кормление продолжила Халима ас-Са’диййа, которая забрала его к себе. Он прожил в ее племени — бану са’д — около четырех лет. Там, в один из дней, когда он играл с местными детьми, с ним произошло событие, известное как рассечение груди. Анас, да будет им доволен Аллах, сообщил о нем следующее: «Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, играл с другими детьми, к нему явился Джибриль. Он схватил его, повалил на землю, рассек ему грудь, достал сердце, извлек оттуда сгусток крови и сказал: «Это — удел шайтана в тебе!» Потом он омыл сердце Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, водой Замзама в золотом тазу и вернул на прежнее место. Дети прибежали к его матери [Имеется в виду кормилица Халима] и сказали: «Мухаммада убили!» — а потом все они бро­сились к нему, но увидели, что изменился только цвет его лица». «Я видел на груди Пророка след от шва», — рассказывал Анас. Муслим (261). См. также «Аль-бидайа ва-н-нихайа» Ибн Касира под редакцией д-ра Абдуллаха ибн Абдульмухсина ат-Турки (3/413).

 

Это великое событие испугало Халиму, да будет ею доволен Аллах, и она вернула ребенка его матери — Амине бинт Вахб. Вместе с сы­ном Амина отправилась в Медину, чтобы навестить своих братьев. Возвращаясь обратно в Мекку, она заболела и умерла в пути в ме­стечке аль-Абва, находящемся между Меккой и Мединой. В это вре­мя Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, было шесть лет, три месяца и десять дней. [Ибн Касир «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/423), «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 92). И отец, и мать Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, умерли в религии неве­жества (см. «Сахих муслим» (№ 203))].

 

После этого его взял на попечение дед — Абдульмутталиб, од­нако и он умер, когда мальчику было восемь лет, завещав своему сыну Абу Талибу — дяде Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует — заботиться о нем.

Причина, по которой Абдульмутталиб завещал опекунство внука именно ему, заключалась в том, что Абу Талиб и отец Мухаммада — Абдуллах — были братьями как по отцу, так и по матери, то есть являлись детьми Абдульмутталиба от одной жены. Приняв на себя попечительство, Абу Талиб окружил племянника всемерной заботой. Когда же тот стал пророком, он стал оказы­вать ему всяческое содействие, хотя сам продолжал оставаться язычником до конца жизни. Его забота о Мухаммаде, да благословит его Аллах и да приветствует, и помощь ему — причина того, почему Аллах примет ходатайство Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, за него и облегчит ему наказание. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал о нем: «Он находится в верхнем слое адского огня, а если бы не я, то он обязательно оказался бы на самом дне его!» В другой версии этого хадиса приводятся такие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, о нем: «Может быть, мое заступничество пойдет ему на пользу в День вос­кресения, и его поместят в верхний слой огня, который бу­дет доходить ему (только) до лодыжек, из-за чего мозги его станут кипеть». Аль-Бухари (№ 3883, 3884, 3885, 6208, 6572), Муслим (№ 209). См.также «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 93) и «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/431-434) Ибн Касира.

 

Вместе с дядей Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ездил в торговое путешествие в аш-Шам. В это время ему было 12 лет. Абу Талиб был очень добр по отношению к племяннику и не захотел оставлять его в Мекке, где кроме него не было никого, кто мог бы позаботиться о нем.

Во время путешествия Абу Талиб и его спутники стали оче­видцами чудесных знамений, связанных с Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, и это заставило дядю усилить заботу о сыне своего брата и еще силь­нее переживать за него. От Абу Мусы аль-Аш’ари (да смилуется Аллах над ним), передан следующий рассказ: «Абу Талиб в соста­ве группы курайшитских вождей оправился в аш-Шам. Вместе с ними поехал и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Когда они подъехали к месту, где жил монах (Бахира), то решили остановиться на привал. Монах, ко­торый, когда они проходили мимо его жилища раньше, никогда не выходил к ним и не обращал на них внимания но, на сей раз вышел и стал искать среди них кого-то. Затем он подошел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял его за руку и сказал: «Это — государь миров и по­сланник Господа миров. Аллах направил его в качестве милости к мирам!» «Откуда тебе это известно?» — спросили курайшитские старейшины. «Как только вы пересекли горный проход, все дере­вья и камни пали ниц, а они делают это только перед пророками. А то, что пророком является именно он, я узнал по печати пророче­ства, похожей на яблоко, которая расположена у него под лопат­кой». В этом хадисе сообщается также о том, что во время путеше­ствия над Пророком плыло облачко, защищавшее его от солнца, и что деревья склоняли к нему ветви, укрывая его своей тенью. [Ат-Термизи (№ 3620). Это же сообщение, со ссылкой на ат-Термизи, приводит Ибн Касир в книге «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 94) и указывает на то, что все его передатчики — надежны. Аль-Албани под­твердил его достоверность в «Сахих ат-термизи» (№ 3620) и «Фикх ас-сира ли-ль-газали» (стр. 68)].

Монах приказал Абу Талибу вернуться вместе с племянником в Мекку, чтобы его не увидели иудеи и не причинили ему вреда, и Абу Талиб, послушавшись совета, отправил его назад.

Когда Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, вырос, богатая вдова Хадиджа бинт Хувайлид отправила его по своим торговым делам в аш-Шам вместе с ее ра­бом по имени Майсара. Эта торговая поездка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, при­несла Хадидже хорошую прибыль. Кроме того, Майсара во время путешествия нашел в будущем пророке много ценных качеств, поразивших его, и, вернувшись в Мекку, сообщил о них своей хо­зяйке. Все эти обстоятельства вызвали у Хадиджи желание выйти замуж за Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Она очень надеялась обрести посредством этого брака счастье, а получила от Аллаха такое благо, о котором даже не помышляла. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, женился на ней, когда ему было двадцать пять, а ей сорок лет. [Об этом сообщает Ибн аль-Каййим в «Зад аль-ма’ад» (1/105). Ибн Касир в «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/466) говорит о том, что на время заключения брака ей было тридцать пять, а по мнению некоторых — двадцать пять лет].

С самого детства Всевышний Аллах оберегал Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, от грязи невежества и многобожия и от всякого порока. Никогда в жизни он не оказал почести ни одному из идолов, которым по­клонялись многобожники, ни разу не присутствовал при испол­нении их языческих обрядов. Они требовали от него этого, но он отказывался, и Аллах защищал и сохранял его непорочность. Он никогда не пил вино, не совершал мерзостей и знал, что его народ пребывает на ложном пути. Он никогда не придавал Всевышнему Творцу сотоварищей, всегда избегал увеселительных собраний* и не делал ничего из тех непристойностей и греховных деяний, ко­торые совершали его соплеменники.

*[Ибн Касир «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 91-95), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/406-451), ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат» (1/24)].

Общество, в котором прош­ли его детство и юность, погрязло в грехах и порочности, много­божии, несправедливости и разврате. В нем широко процветали такие грехи, как идолопоклонничество, убийства, прелюбодеяние (в том числе коллективное), побуждение мужчинами собственных жен к вступлению в половую близость с другими мужчинами*, покушение на честь, имущество и жизнь людей. Все это было распространено в его народе до прихода Ислама, не подвергаясь какому-либо порицанию и не наталкиваясь на общественное воз­ражение.

 

*[Мужчина говорил своей жене: “Когда окончатся твои месячные, обра­тись к такому-то с предложением вступить в половую связь”, затем отда­лялся от нее и не прикасался к ней до тех пор, пока не выяснялось, что она беременна от того человека, и уж после этого возобновлял с ней половые отношения, если желал. Все это он делал для того, чтобы воспитываемый им ребенок имел благородное происхождение. Это явление называлось «никах аль-истибда’», то есть «брак предложения половой связи»].

 

Помимо перечисленного, в среде этих людей процвета­ли некоторые страшные грехи, совершение которых считалось у них похвальным и составляло предмет гордости, — закапывание дочерей в землю живьем, убийство детей из страха обеднеть, азартные игры, употребление спиртного. Сказанное не означает, что все члены этого общества поголовно совершали данные пре­ступления, однако отсутствие возражения с их стороны указыва­ло на то, что они были согласны с происходившим.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не совершал ничего из этих мерзостей и всегда был далек от этих порочных нравов. Его Господь внушил ему благочестие и прекрасную нравственность, и соплеменники знали о его превосходных качествах. Именно по этой причине они про­звали его «аль-Амин», то есть «честный, надежный, верный». Ахмад «Аль-муснад» (3/425). Аль-Албани назвал это сообщение хорошим (хасан) в комментариях к хадисам, приведенным в «Фикх ас-сира» (стр. 84).

 

Когда Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, было 35 лет, курайшиты решили осуще­ствить перестройку Каабы. Когда дело дошло до установки Черного камня на прежнее место, люди разошлись во мнениях о том, кому следует поручить выполнение этой почетной обя­занности. Каждое из племен, принявших участие в восстанов­лении Каабы, считало, что именно его представитель должен сделать это. Чтобы прекратить спор, было решено предоста­вить право рассудить между ними первому, кто войдет в воро­та храма. Этим человеком оказался Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и это обстоятельство вызвало у всех огромную радость. Люди были очень довольны тем, что арбитром, которому надлежало ула­дить ссору и предотвратить назревавшее сражение, будет сам аль-Амин. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приказал принести кусок ткани, положил на его центр камень и велел представителям каждого из племен взяться за края полотна и поднять его вместе с камнем. Когда они все вместе подняли камень, он взял его и уложил на при­готовленное для него место в стене. Ибн Касир «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 95).

 

Затем Аллах внушил ему любовь к уединению и поклонению. Он уходил от людей в пещеру Хира и поклонялся там Всевышнему согласно канонам религии Ибрахима (Авраама), мир ему. Все ученые единодушны в том, что это произошло в понедельник. Что же касается даты, то большинство из них считает, что это было восьмого числа месяца раби’ аль-авваль сорок первого года от года Слона. [Ибн аль-Каййим “Зад аль-ма’ад” (1/78). Он указывает также на то, что ученые называют и другие даты этого события: некоторые из них счи­тают, что это произошло в месяце рамадан, другие — в месяце раджаб].

К нему в пещеру явился ангел Джибриль и сказал: «Читай!» «Я не умею читать!» — ответил Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Тогда ангел сжал его так, что он еле выдержал его объятия, и вновь прика­зал: «Читай!» Пророк дал тот же ответ — «Я не умею читать!» Тогда Джибриль произнес:

«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал» (96: 1-5).

Так Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, стал пророком (ан-наби). Ниспослание этих аятов ознаменовало собой начало его пророческой миссии. Испуганный, с трепещущим сердцем, Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулся к Хадидже, да будет ею доволен Аллах. Войдя в дом, он воскликнул: «Укройте меня! Укройте меня!» Пророка укрыли, и, когда страх его унялся, он поведал жене о случившемся. Услышав рассказ, она сказала: «Нет! Нет! Аллах никогда не посрамит тебя. Ведь ты поддерживаешь родственные связи, берешь на себя чужие забо­ты, помогаешь обездоленным, оказываешь почет гостям, поддер­живаешь людей в трудные для них минуты…». Аль-Бухари (№ 3), Муслим (№ 160).

 

Через некоторое время пророку Мухаммаду была ниспослана сура «Аль-муддассир» («Завернувшийся») и он стал посланником Аллаха ко всем людям и джиннам. Вот как об этом рассказывает сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Как-то раз я шел по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел ангела, который являл­ся ко мне в пещере Хира. На этот раз он сидел на троне меж­ду небом и землей. Я испугался его, вернулся домой и сказал: “Укройте меня!” — после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось: “О завернувшийся! Встань и уве­щевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай … ” (74: 1-5). После этого откровения возобно­вились с новой силой и стали приходить одно за другим». Аль-Бухари (№ 3).

 

Ниспослание суры «Аль-муддассир» послужило началом мис­сии Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, как посланника. Он начал тайно призывать лю­дей к исламу. Первыми откликнувшимися на его призыв и опере­дившими в этом других были Хадиджа, Али, Зайд ибн Хариса и Абу Бакр ас-Сиддик. Затем люди один за другим стали входить в религию Аллаха и она распространилась среди жителей Мекки. Через некоторое время Господь приказал Своему посланнику на­чать открытый призыв к Исламу. Были ниспосланы такие аяты:

«Предостереги своих ближайших родственников! Склони свое крыло перед верующими, которые следуют за тобой (будь добр и милосерден к ним). Если же они ослушаются тебя, то ска­жи: «Я не причастен к тому, что вы совершаете» (26: 214-216).

Выполняя волю Аллаха, Пророк поднялся на холм ас-Сафа и провозгласил: «О сыны Фихра! О сыны ‘Адий!… » — обращаясь по очереди ко всем курайшитским родам, пока те не собрались. Затем он сказал: «Ответьте мне: если я сообщу вам, что скоро из-за этой долины покажется конница, собирающаяся напасть на вас, поверите ли вы мне? » Курайшиты ответили: «Конечно! Ведь ты еще ни разу не был уличен нами во лжи!» Тогда он воскликнул: “Так знайте же, что я увещеватель, направленный к вам с тем, чтобы предупредить вас о суровом наказании!”. Аль-Бухари (№ 4971), Муслим (№ 208).

 

Хотя курайшитские вожди и их сторонники и питали к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, враждебные чувства, никто из них не мог обвинить его в лживости или другом низком качестве. По этому поводу Всевышний сказал: «Они не считают лжецом тебя — эти беззаконники отвергают знамения Аллаха!» (6:33).

 

Он прожил среди них сорок лет, и если бы им было известно о наличии у него хотя бы одного порицаемого качества, это из­бавило бы их от труда изыскивать какой-нибудь ярлык, который можно было бы повесить на него и таким образом опорочить его перед людьми. Наконец они нашли, что самый подходящий ярлык, который можно на него повесить — это «колдун» и «прорицатель», потому что его призыв к поклонению Аллаху внес раскол между отцами и детьми, мужьями и женами, между братьями.

 

Также они обвинили его в сумасшествии на том основании, что он выступил против их многобожия и призвал к поклонению ис­ключительно Аллаху.

Однако ничто не могло остановить Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует. Он продол­жал призывать людей к Аллаху, беседовал с паломниками, при­бывающими в Мекку во время сезонов паломничества, общался с людьми на рынках. Однажды он отправился в Таиф, чтобы при­звать к Исламу его жителей, но они подвергли его издевательствам и мучениям. Пророк терпеливо перенес эти страдания, надеясь на милость и награду Аллаха, а когда возвращался обратно, был вознагражден тем, что группа джиннов услышала от него слова Корана и приняла Ислам.

В одну из ночей он был перенесен из Мекки в Байту-ль-Макдис (Иерусалим), а затем вознесен на небеса. К нему явился Джибриль, раскрыл его грудь, омыл ее водою из источника Замзам, а затем принес сосуд, наполненный мудростью и верой, и вылил в нее его содержимое. После этого он взял Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, за руку и поднялся вместе с ним в небо. Аль-Бухари (№ 349), Муслим (№ 163).

Ибн Хаджар упоминает о том, что грудь Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, рассекалась трижды: первый раз — когда он был ре­бенком и жил в племени бану са’ад, второй раз — перед тем, как стал пророком, и третий — перед совершением восхождения на небеса. Он пишет: «Достоверно передано, что грудь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, также подверглась рассечению перед тем, как он стал пророком. Об этом передает Абу Ну’айм в «Даляиль ан-нубувва». Первое рассечение включало в себя дополнительное действие — извле­чение из сердца сгустка. На это указывается в хадисе, передан­ном Муслимом от Анаса: «Джибриль достал сердце (Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует), извлек оттуда сгусток крови и сказал: «Это — удел шайтана в тебе!» Описанное событие произошло в раннем детстве Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и дало ему возможность расти в наилучшем состоянии, будучи огражденным от шайтана. Второе рассечение его груди произо­шло, когда он стал пророком. Это было сделано с целью оказания ему дополнительной чести и для того, чтобы он принимал посыла­емые ему откровения, имея крепкое и совершенно чистое сердце. Следующее рассечение его груди случилось перед восхождением на небеса. Это было сделано для того, чтобы подготовить его к встрече и беседе с Всевышним. Возможно также, что смысл это­го третьего раза состоял в том, чтобы довести омовение его серд­ца до совершенства, ведь в его шариате совершенство омовения достигается именно путем троекратного мытья органов». «Фатх аль-бари» (7/ 205-207).

 

В ночь своего восхождения на небеса Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, достиг ме­ста, расположенного над седьмым небом, где услышал скрип ан­гельских перьев. Там ему и его общине было вменено в обязан­ность совершение пятикратного намаза.

В эту ночь он совершил молитву в два ракаата вместе с другими пророками (мир им), в которой он был имамом (руководителем), а незадолго до рассвета был возвращен в Мекку.

Далее он продолжил свой неустанный призыв к единобо­жию. В общей сложности период, в течение которого он при­зывал свой народ к необходимости поклоняться только Аллаху, длился тринадцать лет. Три последних года из них мусульмане начали совершать предписанный им пятикратный намаз. Когда гонения курайшитов Пророка и его сподвижников стали невы­носимыми, Всевышний разрешил им совершить переселение в Медину. Как уже рассказывалось, там он прожил 10 лет, на протяжении которых Аллах передал ему остальные предписа­ния ислама. В последующих главах мы расскажем о том, с каким терпением Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, переносил обиды, наносимые ему его соплеменниками, поведаем о его военных походах и борьбе на пути Аллаха, его прощальном хадже, возвращении вслед за этим в Медину и его уходе из этого мира после того, как Аллах полностью передал через него людям Свою религию. Ибн аль-Каййим “Зад аль-ма’ад” (1/ 71–135), Ибн Касир «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/353 — 563), «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 91– 330), ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат» (1/22-33).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: