Психология как наука о душе: взгляды Аристотеля




Психология как наука про душу.

 

Согласно взглядам Демокрита, сами боги - ничто другое как сферические скопления огненных атомов. Человек также был создан из разного сорта атомов. Самые подвижные из них - атомы огня. Они образуют душу.

 

Единственным и для души, и для космоса он признал закон, согласно которому нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат столкновения атомов, которые непрерывно двигаются. Случайными кажутся события, причин которых мы не знаем. Так и появился принцип причинности, который потом назвали детерминизмом. Именно благодаря нему развивалось научное знание о психике.

2. Психология как наука о душе: взгляды Платона

 

По его мнению, душа-это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде чем, она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа-начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находиться в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботиться о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум,мужество, вожделение. Разум находится в голове, мужество в груди, вожделение в животе. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный мир идей. Поскольку душа-самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти душа либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и в вне индивидуального сознания. В своих текстах Платон высказывает взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует на первом ряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — первое начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. По Платону, мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей — идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. Во всяком случае, она не должна слепо доверять показаниям органов чувств. Истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей.

 

Согласно его воззрениям человек — это узник в пещере, а действительность — его тень. У человека две души: смертная и бессмертная. Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом. Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения. Существуют вечные идеи, а мир — слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.

Психология как наука о душе: взгляды Аристотеля

Аристотель впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материиживых тел. Душа по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа или психе, — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым то его душой являлось бы зрение. Так и душа человека- это сущность живого тела, это осуществление его бытия,- считал Аристотель. Центр психе сердце. Особой формой интеллектуальной активности является нусразум, привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом душа человека проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной.

 

Аристотель 384 — 322 гг. до н. э.. Трактат О душе — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Аристотель — основателем психологии.Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи живых тел, как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию энтелехия, которая означает существование чего-то….Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же как форма есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела. Если бы глаз был живых существом, то душой его было бы зрение. Итак, душа есть сущность живого тела, осуществление его бытия, так же как зрение — сущность и осуществление глаза как органа зрения.

 

Ярким представителем этого направления выступал Аристотель. Он полагал, что мир — это совокупность мельчайших неделимых частиц — атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души — самые мелкие и наиболее подвижные.Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.Трактат Аристотеля О душе многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная.Ум зависит от величины мозга, эмоции — от сердца.

4. Психология как наука о сознании: взгляды Р.Декарта, Б.Спинозы

 

Декарт приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической. Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, что позволяет животным душам, находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам- двигательным нервам- в мышцы, которые надуваются, что приводит к одергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению. Таким образом отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декартовский дуализм- тело действующее механически, и управляющий им:разумная душа локализованная в головном мозгу. Знаменитая Декартовская фраза Я мыслю, значит я существую.

 

Попытку вновь соединить душу и тело разделенные Декартом попытался СПИНОЗА. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции.Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.Мышление является вечным свойством субстанции, поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

5. Психология как наука о сознании: ассоциативная психология Дж.Локка, Д.Юма

 

ДЖ.ЛОКК- рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской на которой ничего не написано. Он ввел в язык психологии понятие ассоциации- связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир.Существует два источника знаний человека:Это объекты внешнего мира,2- деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутренненго чувства — рефлексии. Рефлексия по Локку — наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. Душевная деятельность может протекать как бы на 2х уровнях: 1- восприятие, мысли, желанияониесть у каждого человека и у ребенка, 2ой- наблюдение этих восприятий, мыслей, желаний это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния

 

Д.ЮМА Следуя чисто психологическому — интроспективному способу исследования, субстанция есть удобная фикция воображения. Отсюда субъект и его душа — это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений. Духовной субстанции не существует, т.к. ее невозможно обнаружить с помощью впечатлений.Принцип ассоциаций и виды ассоциативных связей описываются психологическим механизмом. Выделяются типы ассоциаций: по сходству, по смежности в пространсте и времени, причинности, по контрасту. Принцип ассоциаций Д.Юм возводит в ранг объяснительного принципа по аналогии с законом гравитации Ньютона, но причины притяжения в человеческом мире, как и телесном, непознаваемы. Мнение Д.Юма о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представления о душе как особой, дарованной Всевышним сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены.

6. Психология как наука о сознании: взгляды В.Вундта, У.Джемса

 

На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, Вундт пытался выделить простейшие элементы сознания ощущения и элементарные чувства и установить основные законы душевной жизни например, закон творческого синтеза. В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название физиологической. Но исследование высших психические процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка, что нашло отражение в его 10-томном труде Психология народов. В решении психофизической проблемы исходил из гипотезы параллелизма. Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением экспериментального метода Вундт — аналогия с естественными науками.Специфика — одновременно естественная и гуманитарная. Разные критериинаучности. Вундт выделял объяснительную и описательнуюпсихологии. Если невозможно объяснить явление, надо его описать.

 

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

 

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

 

Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле психологии сознания В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе Принципы психологии, 1890 он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о потоке непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные группы чувственных элементов, составляющих затем его реальный мир. Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его функциональной ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека.

 

Развитая в одной из глав Психологии, теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований образа самого себя, самооценки, самосознания. Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности.

 

Джеймс включает в личность, наряду с чистым Я, также эмпирическое Я, которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания поднимавшиеся Джеймсом проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джеймса посвящен научно-психологическому анализу религии

7. Психология как наука о поведении: взгляды Дж.Уотсона

 

Под поведением понимали все внешне наблюдаемые реакции человека и животных на стимулы раздражители из окружающей среды. Так возникло психологическое направление, названное бихевиоризмом от англ. behavio[u]r — поведение.. Ее теоретическая цель — предсказание поведения и контроль за ним. Основатель этого направления Джон Уотсон писал: С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии человека является поведение человека от рождения до смерти. Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, а поведение, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно. Так появилась формула стимул-реакция S-R, означавшая, что каждой ситуации соответствует определенное поведение или реакция. Соотношение S-R бихевиористы провозгласили единицей поведения. Бихевиористы предполагали также, что,изучив закономерности поведения индивида, можно им управлять и формировать в нужном обществу направлении. Однако далеко не всегда прямое изучение внешне наблюдаемого может помочь психологу в истолковании реальных причин того или иного человеческого поступка.

8. Психология как наука о поведении: необихевиоризм Ч.Толмена, А.Бандуры

 

Толмен Эдвард Чейс 1886-1959 — американский психолог, создатель когнитивного или молярного необихевиоризма. В своих экспериментальных исследованиях для объяснения поведения животных и человека Толмен вводит понятие промежуточных переменных цель, гипотеза, когнитивная карта и др. Общая позиция, принятая в этой работе, бихевиористская, но это особый вариант бихевиоризма, ибо имеются различные варианты бихевиоризма. Уотсон, архибихевиорист, предлагает один его вид. Ряд авторов, в частности Хольт, Перри, Сингер, де Лагуна, Хантер, Вейсс, Лешли и Форст, предложили другие, до некоторой степени различные варианты. Здесь не могут быть предприняты полный анализ и сравнение всех этих точек зрения. Мы представим только их некоторые отличительные черты как введение к пониманию нашего собственного варианта.Социальная когнитивная теория Бандуры является менее экстремальной формой бихевиоризма, чем бихевиоризм Скиннера; она отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.Однако система Бандуры является не только бихевиоральной, но и когнитивной. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реакции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.Несмотря на то, что Бандура соглашается со Скиннером, что человеческое поведение можно модифицировать посредством подкрепления, а также верит в то-и даже доказывает это эмпирическим путем, — что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого-либо подкрепления.Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на наше поведение. Он обнаружил, что мы склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста — то есть человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими. Кроме того, на нас производит сильное впечатление поведение моделей, занимающих высокое положение в обществе. Различные типы поведения служат образцом для подражания в разной степени. Более простые типы поведения имитируются намного чаще, чем более сложные. Агрессивное и враждебное поведение имитируется с наибольшей готовностью, особенно детьми Bandura.1986. Таким образом, то, что мы видим в реальной жизни и в средствах массовой информации, и определяет наше поведение.Подход Бандуры получил название теории социального научения, поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях. Бандура критиковал исследования Скиннера, который использовал только отдельные виды подопытных животных, в основном крыс и голубей, а не людей, взаимодействующих друг с другом. Лишь немногие люди проживают в условиях полной социальной изоляции. Бандура утверждал, что не стоит ожидать новых научных открытий в психологии, если будет игнорироваться изучение социального взаимодействия, столь характерного для современного мира.

9. Психология как наука о поведении: необихевиоризм Б.Скиннера

 

Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция Уотсона, а именно: психология не имеет права заниматься чувствами или влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями он отклоняет любую попытку говорить о природе человека, либо конструировать модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений, целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. Психология Скиннера — это наука манипулирования поведением; ее цель — обнаружение механизмов стимулирования, которые помогают обеспечивать необходимое заказчику поведение.

 

Научение по Б.Ф. Скиннеру

 

Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит.Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в разуме. Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. Эксперименты Скиннера не занимаются выяснением целей воспитания. Подопытному животному или человеку в эксперименте создаются такие условия, что они ведут себя вполне определенным образом. Создается впечатление, что Скиннер, говоря о культуре, все еще имеет в виду свою лабораторию, в которой психолог действует без учета ценностных суждений и не испытывает трудностей, ибо цель эксперимента для него не имеет значения. Это можно объяснить, по меньшей мере, тем, что Скиннер просто не в ладах с проблемой целей, смыслов и ценностей. Подобное рассуждение движется в порочном кругу: мы удивляемся оригинальности, ибо единственное, что мы в состоянии зафиксировать, — так это то, что мы удивляемся.Скиннер считает, что человек формируется под влиянием социума и что в природе человека нет ничего, что могло бы решительно помешать становлению мирного и справедливого общественного строя. Таким образом, система Скиннера оказалась привлекательной для всех психологов, которые относятся к либералам и находят в этой системе аргументы для защиты своего политического оптимизма. Однако Скиннер привлекает не только этим, но и тем, что ему удалось, умело вмонтировать в традиционно либеральные идеи элементы ярого негативизма. В век кибернетики индивид все чаще становится объектом манипулирования. Его труд, потребление и свободное время — все находится под воздействием рекламы, идеологии и всего того, что Скиннер называет положительным стимулированием. Кроме того, теория Скиннера звучит очень убедительно, так как она почти точно попадает в отчужденного человека кибернетического общества.

10. Предмет и задачи психологии

 

Сам термин Психическое происходит от греческого слова псюхе, что значит душа.Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления процессы и свойства не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

1. конкретной деятельности

2. развития

3. отношения человека как субъекта развития и деятельности к обществу в котором осуществляется его деятельность и развитие.

11. Понятие и характеристика психических явлений

 

Классификация психических явлений

 

Все психические явления делятсяна три группы:

 

1психические процессы;

 

2психические состояния;

 

3психические свойства личности.

 

Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой

 

объект отражения и свою регуляционную функцию.

 

Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.Психические процессы подразделяются на познавательные ощущение, восприятие, мышление, память и воображение, эмоциональные и волевые.Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных,волевых и эмоциональных процессов. Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

 

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и Устойчивыми.

12. Основные принципы психологии

 

Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.В качестве основных методологических принципов психологии называют: Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования; Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития. Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

13. Понятие методологии. Уровни методологического анализа

Методология от греч. methodos — путь исследования, logos — наука — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология — учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования. Методы от греч. methodos — путь исследования или познания — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика — это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Одна из важнейших задач современной психологии заключается в том, чтобы рассматривать все разнообразие используемых методов и методик как единую систему т.е. в рамках системного подхода. Любой объект должен рассматриваться с различных сторон, с помощью различных методов и на разных уровнях методологического анализа.

Уровни методологического анализа1.ЧАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ — совокупность принципов, применяемых в определенной области, методология отдельной науки2.ОБЩЕНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ-учение о структуре, способах, методах познания3.ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯобщий философский подход, самые общие принципы и методы познания явлений действительности

Эффективность любого исследования определяется взаимосвязью методологии, принципов, методов и методик исследования схема 2.

Схема 2Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования

1.Методики исследования конкретное воплощение методав соответствии с целью исследовании

2.Методы исследования способы получения фактов проявления психики, отвечающих методологическим принципам

3.Стратегии исследования общий путь построения психологического исследования

4.Методологические принципы требования к построению исследования

14. Характеристика видов исследований

 

Психологическое исследование имеет несколько общих этапов и начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему. Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих теоретических и практических задач, стоящих перед психологией как наукой. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния определенных видов деятельности индивида на развитие отдельных сторон его психики.Далее определяется цель исследования как желаемый конечный результат исследования. Цели исследования могут быть теоретическими, практическими и прикладными. В зависимости от поставленных целей выделяют следующие виды научных исследований:

Теоретическое — разрабатывается концептуальная модель изучаемых явлений, после чего созданная теория соотносится с результатами других исследований.

Эмпирическое — направлено на получение и описание полученных фактов в рамках какой-либо одной теории.

Прикладное — направлено на решение какой-либо прикладной проблемы и внедрения научных результатов

Основные виды исследования, их цели и причины

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЯВЛЕНИЯ из литературы, жизни

Цель — неполнота имеющегося описания психического явления,

противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Цель — определение характеристик взаимосвязей

тесноты, направленности, устойчивости.

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ ЯВЛЕНИЯ

Исследование процессов роста, созревания и развития,

возрастной изменчивости

ОПИСАНИЕ НОВОГО ФЕНОМЕНА, ЭФФЕКТА

Выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта,

силы его проявления, условий существования феномена.

ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ПРИРОДЫЯВЛЕНИЯ

Изучение противоречивости, недостаточности объяснений

сущности явления. Введение новых терминов.

Создание теоретических построений, более простых, чем имеющиеся.

ОБОБЩЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ДАННЫХ

Выведение более общих закономерностей, чем описанные в литературе.

Введение новых понятий, конкретизация понятий расширение значения основных терминов, области определения понятий.

СОЗДАНИЕ ТИПОЛОГИЙ, КЛАССИФИКАЦИЙ

Разработка классификации. Новое понимание класса явлений.

Соотнесение классификации с имеющимися теориями, концепциями.

Определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков.

Создание эффективных диагностических процедур на основе классификаций.

СОЗДАНИЕ МЕТОДИКИ

Повышение точности, надежности измерения; более полная характеристика явления; сокращение времени обследования через расширение контингента

испытуемых; упрощение обработки результатов и др.

АДАПТАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ

15. Характеристика программы исследования

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: