Классификация видов госимущества




Важным элементом рассмотрения проблем функционирования государственной собственности является уточненная классификация основных видов объектов собственности. Предлагается вычленить государственную составляющую национального богатства (в том числе находящегося в экономическом обороте) и отразить ее в структуре государственного сектора согласно следующей классификации: земля; природные ресурсы; имущество; имущественные и неимущественные права по отношению к объектам собственности; денежные средства, образуемые в установленном порядке; имущественный бюджет; информационные ресурсы; другие объекты собственности и ресурсы на территории России (драгоценности, ценные бумаги, имущество граждан и т.д.).

Результаты такого распределения используются для формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, сведений о субъектах гражданского права, объектах государственной собственности; решения аналитических задач в области статистики и в системе налогообложения; анализа и прогнозирования социально-экономических процессов; разработки рекомендаций по регулированию экономики, основанных на управлении и распоряжении имуществом в рамках народного хозяйства страны. На основе этих данных можно определить стоимость экономических активов государства, построить баланс активов и пассивов государственного имущества.

Структура объектов собственности даже в рамках избранных форм и методов оказывает существенное влияние на их функционирование и результаты, налагает отпечаток на механизм управления имущественными отношениями. В значительной степени к этой структуре привязаны и законодательные акты (Земельный, Водный кодексы и др.). Роль государственного сектора как гаранта устойчивого развития рыночной экономики будет зависеть от его эффективности.

Классификация используется как метод отражения функционального назначения объектов собственности в составе национального богатства. Выделение составляющих видов собственности осуществляется на основе учета сходства их функционального назначения.

Земля в составе государственной собственности, или земельная собственность, подразделяется с учетом ее целевого назначения в народном хозяйстве страны.

Природные ресурсы включают водные, в том числе подземные, лесные и биологические ресурсы (растительный и животный мир), воздушное пространство, полезные ископаемые, эфир, ресурсы космических систем.

Имущество как объект государственной собственности является достаточно многообразным по наименованию и назначению. Оно выступает в форме акций, долей в уставных капиталах различных акционерных компаний, а также государственных унитарных предприятий и учреждений (далее — организации). В составе группы – активы объектов государственной собственности — основные фонды, запасы материальных оборотных средств, а также недвижимое имущество и объекты, деятельность которых носит некоммерческий характер. Это, имущество государственных учреждений, государственных некоммерческих фондов, органов государственного управления и т. д.

Имущественные и неимущественные права на результаты деятельности учитываются в количественном измерении и поименно с разбивкой по видам.

Денежные средства –финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. По материальному выражению они представляют собой публичные денежные средства государства (включая собственные накопления), а также бюджетов различных уровней (в соответствии с государственной структурой управления). Учитываются денежные суммы предприятий и учреждений и прочих субъектов — участников воспроизводственного процесса, организаций (используемые для потребностей общества), целевых бюджетных и внебюджетных фондов, функционирующих в сфере финансовых отношений, финансовые обязательства страны, а также находящиеся в банках в форме вкладов государства в их уставные капиталы.

Имущественный бюджет формируется в составе Государственной казны. Учитываются все виды объектов государственной собственности посредством использования методов бухгалтерского учета. По сути такой бюджет является формой количественного учета основного объема государственной собственности, определение результативности их функционирования за рассматриваемый период времени.

Информационные ресурсы, как и любой другой вид производственных резервов, выступают в современной постиндустриальной экономике в качестве объекта собственности. Однако информация в отличие от иных производственных ресурсов является объектом владения, пользования и распоряжения. Информационные ресурсы образуют базу для формирования качественно новой хозяйственной экономической системы. Возникает информационная экономика, аналогичная индустриальной. К другим объектам собственности и ресурсам на территории РФ относятся такие объекты, которые не вошли по ряду причин в поименованные группы. Это могут быть, например, ювелирные или золотые изделия, ценные бумаги, находящиеся временно на учете в составе государственной собственности, а также накопленное имущество граждан, поставленное на аналогичный учет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: