Урок №198 Духовно нравственное воспитание. (Желательный к изучению урок).
Нравы пророка, салля Ллаху алейхи уа саллам.
Усердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в поклонении и его джихад.
1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был образцом для верующих, имамом, истинно достойным подражания и следования за ним. Всевышний сказал о нем:
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
Он был настолько усерден в намазах, что от длительного стояния в них отекали и трескались его стопы. Когда его спрашивали: «Зачем ты делаешь это, если Аллах простил тебе все прошлые и будущие прегрешения?», он отвечал: «Как же мне не быть Его благодарным рабом?!» Аль-Бухари (№ 1130), Муслим (№ 2819).
2. По ночам он совершал ночной намаз (кыйам аль-лейль), состоявший из одиннадцати, а иногда — тринадцати ракаатов. Аль-Бухари (№ 1147), Муслим (№ 737).
Ежедневно сверх обязательных намазов совершал до и после них несколько добровольных намазов (ар-раватиб). Общее количество их ракаатов составляло двенадцать,[Муслим № 728] а иногда десять. Аль-Бухари (№ 1172), Муслим (№ 729).
Кроме того, он совершал добровольный утренний намаз (духа)* в четыре ракаата и больше. Муслим (№ 719).
*[Так именуется определенный период времени, который начинается, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья, и заканчивается незадолго до полудня. Допустимо начинать совершать эту молитву по истечении трети часа после восхода солнца и далее почти до полудня].
Что касается дополнительного ночного намаза (кыйам аль-лейль), то он совершал его подолгу, подчас прочитывая в одном ракаате около пяти частей (джузов) Корана. Муслим (№ 772).
|
Таким образом, общее число ракаатов, совершаемых в сутки Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, превышало сорок, семнадцать из которых приходилось на долю пяти обязательных намазов (аль-фараид). Ибн аль-Каййим «Китаб ас-саля» (стр. 140).
3. Что касается поста (ас-саум) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то, помимо обязательного поста в месяце Рамадан, им соблюдались также дополнительные посты. Он соблюдал ежемесячные трехдневные посты, [Муслим № 1160] старался поститься по понедельникам и четвергам, [Ат-Термизи (№ 745), Ан-Насаи (4/202)] постился в течение всего или почти всего месяца Шаабан, [Аль-Бухари № 1969, 1970, Муслим № 1156, 1157] побуждал верующих к шестидневному посту в месяце Шавваль. Муслим (№ 1164).
Бывало, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, соблюдал дополнительные посты по многу дней, так что люди начинали думать, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что люди начинали думать, что он вообще не соблюдает дополнительных постов. [Аль-Бухари № 1971, Муслим № 1156]
Из тех месяцев, что помимо Рамадана, не было таких, которые посланник Аллаха полностью проводил бы в посте, кроме месяца Шаабан.
Он постился в день 'Ашура (10 число месяца Мухаррам) [Аль-Бухари № 2000-2007, Муслим № 1125] и в девятый день месяца Зуль-Хиджджа. Ан-Насаи (4/205), Абу Дауд № 2437, Ахмад (6/288). См. «Сахих ан-Насаи» (№ 2236).
Иногда он постился два или три дня подряд, не разговляясь ночами, но запретил поступать так своим последователям, объяснив, что он не таков, как другие: он способен поститься днем и проводить без пищи ночь, ибо его Господь кормит и поит его [Аль-Бухари №1961-1964, Муслим №1102-1103] (То есть он испытывает такое наслаждение, радость и умиротворение от тайного обращения к Аллаху в молитвах, что это избавляет его от нужды в еде и питье — таково правильное понимание слов Пророка «ибо мой Господь кормит и поит меня».) Именно поэтому он говорил, обращаясь к Билялю, желая, чтобы тот провозгласил призыв к молитве: «О Биляль! Доставь нам удовольствие намазом!», [Абу Дауд № 8549, Ахмад 5/393] и говорил: «Усладой моих очей сделан намаз». Ан-Насаи (7/61), Ахмад (3/128). См. «Сахих ан-Насаи» (3/827).
|
4. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был очень щедр на подаяния. В те же дни, когда встречался с Джибрилем, мир ему, проявлял особую щедрость и становился более щедрым на все благое, нежели вольный ветер. Аль-Бухари (№ 6), Муслим (№ 2308).
Он раздаривал дары, проявляя щедрость человека, не боящегося обеднеть. Одному человеку он подарил стадо овец, заполнявшее пространство между двумя горами. Вернувшись к своему племени, этот человек сказал: «О мой народ! Принимайте ислам, ибо Мухаммад дает дары, не боясь обеднеть!» Муслим (№ 2312).
Лучший из людей, щедрейший, храбрейший [«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» 10/455. № 6033, Муслим 4/1804. № 2308] и добрейший из них, обладатель самой великой скромности, справедливости, терпения, мягкости, выдержки, великодушия, сдержанности, стыдливости и стойкости — вот каким был Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.
|
5. Он совершал все виды джихада:
— Джихад со своею душою, включающий четыре составляющие — усердие в обучении ее религии, совершение деяний сообразно выученному, призыв к религии, основанный на мудрости и понимании, терпение тех трудностей, с которыми сопряжен призыв к религии.
— Джихад с шайтаном, включающий две составляющие — отведение внушаемых им сомнений и домыслов (шубухат) и противостояние возбуждаемым им страстям (шахават).
— Джихад с неверующими, включающий в себя четыре составляющие — джихад сердцем, джихад языком, джихад имуществом, джихад руками.
— Джихад с несправедливыми, включающий в себя три составляющие — джихад рукой, затем — языком, затем — сердцем.
Все эти тринадцать составляющих джихада были совершены Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, в самой полной степени. Все его время было посвящено джихаду — усердию на пути Аллаха сердцем, языком, руками и имуществом. Благодаря этому он превзошел всех людей славой и стал обладателем самого достойного положения у Всевышнего Аллаха. “Зад аль-ма’ад” (3/5,10,12).
Между ним и врагами единобожия проходили сражения. Под его личным руководством состоялось 27 походов, девять из которых ознаменовались битвами, в которых он принял непосредственное участие. Что же касается походов, которые состоялись по его приказу, но без его участия, [Походы, состоявшиеся по приказу Пророка, но без его участия, называются «сариййа»] то их число доходит до пятидесяти шести. Ан-Навави «Шарх сахих муслим» (12/95), «Фатх аль-бари» (7/279-281, 8/153).
6. В отношениях с людьми и обращении с ними ему не было равных. Если он одалживал что-либо, то возвращал тем, что лучше. Сообщается, что как-то раз один человек, у которого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, одалживал верблюдицу, пришел к нему и стал в грубой форме требовать у него возвращения долга. Сподвижники решили проучить этого человека за такое обращение с посланником Аллаха, однако Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “ Оставьте его, ибо, поистине, у обладателя права [В данном случае речь идет о законном праве на возвращение долга] есть право и говорить”, — после чего он велел: “Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд”. Сподвижники сказали: “О посланник Аллаха, есть только верблюды более хороших возрастов”. “Дайте ему такого верблюда”, — приказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Получив верблюда, человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “Ты рассчитался со мною сполна, да наградит тебя сполна Аллах!” “Поистине, лучшими из рабов Аллаха являются те, которые лучше всех отдают свои долги!” — сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Аль-Бухари (№ 2305), Муслим (№ 1600).
Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, купил у Джабира ибн Абдуллаха его верблюдицу, перед этим слегка поторговавшись с ним, а затем сказал ему: «Ты думаешь я торговался, чтобы приобрести твою верблюдицу?» «Нет, о посланник Аллаха!» — ответил Джабир. «Возьми себе и верблюдицу, и деньги», * — сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. *[«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» 4/320. № 2097, Муслим № 3/1221, 715].
7. Он был обладателем самого прекрасного нрава, ибо его нравом был Коран, как на то указывается в хадисе от Айши, да будет ею доволен Аллах. Муслим (1/513, № 746).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я послан для того, чтобы довести до совершенства благородство нравов». Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381). См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 45).
8. Он менее кого-либо был привязан к благам этого мира и был самым умеренным и неприхотливым человеком. Он спал на циновке, и следы от нее оставались на его боках. Однажды к нему пришел Умар ибн аль-Хаттаб и, увидев это, сказал: «О посланник Аллаха, почему ты не ляжешь на более мягкую постель?» «Что для меня этот мир! Я и этот мир подобны всаднику и дереву на его пути. Преодолевая путь в летний день, он останавливается под этим деревом, чтобы немного отдохнуть в его тени, а затем едет дальше, покидая его». Ат-Термизи и др. См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 439), «Сахих ат-термизи» (2/280).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Будь у меня гора золота величиной с Ухуд, то, поистине, я был бы рад, если бы через три дня не осталось от нее ничего, кроме того, что приберег бы я для уплаты долгов!» Аль-Бухари (№ 2389), Муслим (№ 991).
Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, передал: «До самой смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, он и его семья никогда не ели досыта три дня подряд» «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/517, 549. № 5374).
Причина этого, по всей очевидности, заключалась в том, что у них всегда было мало еды. Они могли бы найти для себя пищу в достатке, однако отдавали предпочтение другим и не требовали для себя многого. См. «Фатх аль-бари» (9/517, 549. № 5374, хадис Айши № 5416).
Айша, да будет ею доволен Аллах, говорила: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, покинул этот мир, так и не наевшись досыта даже ячменного хлеба». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/549. № 5414)
Она же рассказывала: «Если семья Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, принимала пищу два раза в день, то один из приемов обязательно состоял из одних только фиников». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6455).
В другом сообщении Айши говорится: «Бывало так, что проходило два месяца и мы видели молодую луну в третий раз и за все это время в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не разжигали огня». [Здесь имеется в виду, что в домах жен Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение этого времени не готовили горячую пищу].
Племянник Айши — 'Урва, которому она рассказывала об этом, спросил: «О тетушка, что же поддерживало вас?» Она сказала: «Финики и вода». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6459).
Айша, да будет ею доволен Аллах, рассказывала: «Постелью посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, служила кожаная подстилка, набитая пальмовыми волокнами». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6456).
Несмотря на это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, сделай уделом семьи Мухаммада необходимое пропитание!» [«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6460), Муслим (№ 1055). Под «необходимым пропитанием» (ар. аль-кут) имеется в виду то минимальное количество еды, благодаря которому можно поддерживать жизнь, не допуская излишества. Когда человек располагает лишь необходимым ему, он бывает убережен от бедствий, связанных как с богатством, так и с бедностью].
9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем кто-либо, боялся совершить грех. Он говорил: «Поистине, бывает так, что я прихожу к себе домой, нахожу на своей постели или где-нибудь в доме упавший финик и поднимаю его, чтобы съесть, а потом начинаю опасаться, что он может оказаться частью милостыни,* бросаю его обратно». Муслим (2/751. № 1070).
*[Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и его семье было запрещено брать милостыню и есть то, что дано людьми в качестве милостыни].
Однажды аль-Хасан ибн 'Али взял один финик из тех, что были собраны в качестве закята, и положил его себе в рот. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: “Нельзя, нельзя, выбрось его! Разве ты не знаешь, что мы не едим собранного для милостыни?” Муслим (2/751. № 1069).
10. Несмотря на то, что сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал все эти благословенные деяния, он говорил людям: «Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллах не устанет, пока сами вы не устанете. [То есть Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете совершать благие дела].
Самыми любимыми для Аллаха благими деяниями являются такие, которые совершаются постоянно, даже если их мало». Домочадцы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если начинали совершать какие-либо благие деяния, то делали это постоянно. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970; 11/294. № 6465), Муслим (1/541, 2/811. № 782).
Сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, если один раз совершал какую-нибудь молитву, то потом обычно совершал ее постоянно». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970); см. «Сахих аль-бухари» (№ 6461-6467).
Однажды группа сподвижников нашла для себя недостаточным то количество богоугодных деяний, которые совершает Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и они сказали: «Кто мы по сравнению с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролет». Другой сказал: «А я стану постоянно соблюдать пост». Третий сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». [Четвертый же сказал: «А я не буду есть мясо»] А через некоторое время к ним подошел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!» «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/104. № 5063), Муслим (2/1020. № 1401); В квадратных скобках приводится то дополнение, которое содержится в версии Муслима.
Под «сунной» в этом хадисе подразумевается путь, пример, а не то, совершение чего, в отличие от строгих предписаний религии (фард), желательно, но необязательно.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал великие деяния благочестия, но вместе с тем говорил: «Придерживайтесь правильного*, и приближайтесь**, и знайте, что никто из вас не спасется благодаря (одним лишь) делам своим.” Люди спросили: “И даже ты, о посланник Аллаха?” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою».
*[То есть: не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности].
**[То есть: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, что вы сможете совершать изо дня в день].
В другой версии этого хадиса сказано: «Придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и просите Аллаха о помощи утром, вечером и некоторое время ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели)». Аль-Бухари (№ 6463, 6464), Муслим (4/2170. № 2816-2818).
Он взывал к Аллаху со словами: «О Переворачивающий сердца! Укрепи мое сердце в Твоей религии!» [Ат-Термизи 5/238. № 3522 и др. См. «Сахих ат-термизи» 3/171] — и говорил: «О Аллах! Направляющий сердца! Направь наши сердца к покорности Тебе!» Муслим (4/2045. № 2654).
Из рассказанного в этой главе можно извлечь много полезных уроков и выводов. Укажем среди них на следующие:
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — образец для каждого мусульманина, правдивого с Аллахом, абсолютно во всех вопросах, ибо Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — лучший из людей, как внешностью, так и нравственностью.